|
Об интерпретации (ч.2)Автор статьи: Гульнара Павлова
В этой статье продолжим рассмотрение некоторых современных взглядов на концепцию интерпретации и её роли в психоаналитическом процессе. Бион в книге «Пересмотр» писал о том, как рождается интерпретация. «Из материала, порождённого пациентом, возникает, подобно узору калейдоскопа, конфигурация, которая представляется принадлежащей не только раскрывающейся ситуации, но и множеству других, неочевидно связанных, и которые и не планировалось связывать». Поскольку психотерапевт сам находится в своих бессознательных процессах, то его «озарения», внимание к определённому факту, которое потом становится основой ядром интерпретации, может быть и «сверхценной идеей» (Р. Бриттон). Такие идеи могут возникать из бессознательных представлений аналитика. Поэтому так важно, как после озвучивания интерпретации дальше идёт её развитие на сессии. По словам Биона, «главная работа начинается после интерпретации, при этом важны сознательные и бессознательные реакции клиента». Интересную метафору для интерпретации предлагает Бион. «Свежеоформленная структура (вмещённая) высокоспецифична для этого пациента в этот момент в этом анализе. Она находит место в разуме аналитика, обеспеченном предшествующей абстрактной формой ( вместилищем) и занимает его. Новообразованная структура, таким образом, становится воплощением абстрактной теории. Эта теория, подобно пустой форме «состояния предвкушения», ожидала конкретного случая, который облечёт её в плоть и кровь… разум аналитика, отталкивающийся от его теорий, ждёт как вместилище смутных ожиданий, заполнения переживаниями и материалом пациента… Движение от бессвязных фрагментов через выборочный факт к связности и вместимости…». То, что верно « с точки зрения эмоционального опыта, рассматривается как независимое от формулировки, данной аналитиком». Безусловно, что интерпретация аналитика искажает правду, пытаясь придать символическую словесную форму в отношении эмоционального опыта клиента. Однако, по словам Томаса Огдена, аналитик, делая интерпретацию, «вносит вклад в создание потенциально нового опыта» в психологической работе. Интерпретация - это попытка «достичь временного осознания того, что верно в отношении бессознательного эмоционального опыта пациента на основе нескольких связей, образованных на сессии». Надо понимать, что эмоциональная правда клиента « одновременно и универсальна, и исключительно индивидуальна, а так же находится в не времени и одновременно высокоспецифична для определённого момента жизни». Эмоциональный опыт, по мнения Огдена, это реальность для человека, и она существует независимо от того задумываемся ли мы о ней. Давая интерпретацию клиенту и получая отклик, у нас рождается ответный отклик. Однако, возникает вопрос, является ли это правдой, и как понять , что что-то верно. Обычно нужно иметь доказательства. « Для нас доказательством может быть и эмоциональные отклики, и то, как найденные формы работают применительно к реальному опыту переживаний». Такой взгляд с разных позиций Бион называл «бинокулярным зрением». Но открывая что-то «исследователь изменяет уже это ( придавая определённую форму). И в этом смысле мы создаём что-новое… Таким образом, делая интерпретацию, аналитик придаёт вербальную форму опыту, который когда-то был невербальным и бессознательным… создаёт потенциал для нового опыта переживаний пациента». Ещё один интересный взгляд на интерпретацию Дж .А. Гуча (анализанд Биона). «Психоаналитическая интерпретация является зрелым, уважительным, сочувствующим, строгим и обоснованным предположением, гипотезой, описанием в словах, сопровождающимся соответствующими музыкой и танцем, которое обращается к эмоциональному состоянию анализанда в данный момент». В интерпретации описываются внутренние объекты клиента и их отношения, которые чувствует аналитик и которые в данный момент активны, но не замечаются клиентом. При чём аналитик использует свои собственные объекты, которые наблюдает в данный момент и которые пробуждаются и активируются взаимодействием с клиентом. Подобным образом ребёнок передаёт посредством проективной идентификации своей матери собственные непостижимые для него переживания (бета-элементы). Материнские грёзы (альфа-функция) воздействуют на эти сырые переживания и создают альфа – элементы, которые уже и возвращаются ребёнку через материнский уход за ним. По мнению Гуча, основная работа аналитика в том, «чтобы сделать собственных внутренних мать и отца , пребывающих в генитальном соединении, доступными для анализанда». И эта внутренняя зрелая родительская пара в бессознательном аналитика «является его инструментом в нахождении оптимального подхода к анализу зачаточных, незрелых, соматизировнных, психотических, криминальных, перверзных, аутистических… аспектов его анализандов». Такая удовлетворительная родительская альфа-функция показывает клиенту, как можно выдержать (переварить) невыносимые болезненные переживания ( бета-элементы). И посредством бессознательной интроективной идентификации с таким внутренним содержимым аналитика, клиент развивает способность , которой не обладал раньше, т.е. способность к осмысленному эмоциональному переживанию. И хочется закончить статью словами Томаса Огдена. «Как аналитик, я не стремлюсь к абсолютной истине в том, что говорю пациенту, я уже счастлив, когда в какой-то момент я и пациент в большой степени достигаем чего-то, что очень близко к музыке того , что происходит». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|