Об интерпретации. ( ч.I)

Автор статьи: Гульнара Павлова

Об интерпретации  ч I 

     Понятие интерпретации в психоанализе является одним из ключевых. Смотрим в словаре-справочнике по психоанализу В.М. Лейбина определение . Это работа мышления, состоящая в раскрытии уровней значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста, процесс разъяснения и толкования их. По мнению Р. Лёвенштейна, это "объяснения аналитика , которые способствуют расширению знаний пациента о самом себе" (1951).

     Существует много видов интерпретаций, о которых можно узнать в психоаналитической литературе, но сегодня не об этом. Поговорим о том, что такое интерпретации (толкования) для современных психоаналитиков, какова смысловая наполненность этого понятия, какими метафорами описывается, как толкования могут воспринимать и использовать клиенты. Какую роль в интерпретации играет интуиция аналитика или его сверхценная идея.

     Р. Бриттон в своих работах говорит, что ещё З. Фрейд указывал на трудности оценки и проверки интерпретации, "наши формулировки не более чем гипотезы, которые нуждаются в проверке на следующем за ними материале". Если интерпретация принимается в психоаналитическом поле как гипотеза, которая даётся для обсуждения, то "имеет возможность развиваться атмосфера исследования". Если такого не происходит, то необходимо понять препятствия для этого. Они могут скрываться в клиенте, в самом аналитике, " либо (чаще всего) во взаимодействии обоих, за счет вступления в силу патологической бессознательной объектной связи". ( Мы это часто называем бессознательным сговором).

     Бриттон подчеркивает, что " наиболее опустошающий и травматичный сценарий возникает, когда пациент чувствует, что психоаналитик проталкивает неверные интерпретации в него, в стиле, не принимающем возражений, как бы подвергая пациента внушению и " промывая ему мозги"." Часто такое " душеубийство" может быть связано с контрпереносом терапевта. Подобное насилие со стороны клиента может вызывать отказ слушать и далее "уход в безумие или припадок ярости". Еще это может стать "фундаментом перверсии, включающей мазохистическую покорность пациента". Такой сценарий может развиться " из-за сил, работающих внутри пациента", например , если он функционирует в "состоянии действия" и полагает, что аналитик тоже.

     Так что иногда важно, чтобы интерпретации остались в голове аналитика, то есть " на настоящий момент остались негласными". Это не позволит быть аналитику участником бессознательного отыгрывания клиентом переживания преследования или других сценариев: эротизации, поклонения, непогрешимости. Интересна гипотеза о том, что интерпретация иногда употребляется " как первертная или является объектом поклонения, как религиозная доктрина, либо как фетиш, либо как необходимый инструмент садомазохистических отношений". И такая интерпретация как сверхценная идея аналитика будет очень приветствоваться клиентом " ищущим непонимания как мазохистического удовлетворения".

     Бетти Джозеф отмечает, что важным вопросом является то, когда и как следует интерпретировать связь с прошлым, реконструировать. " Думаю, что не следует этого делать, если связь нарушает то, что происходит на сессии и ведет к объясняющей дискуссии или упражнению". Иногда нужно подождать, когда напряжение спадет, клиент будет в контакте с самими собой и ситуацией, чтобы " хотеть понимать, помогать, делать связи".

     Иногда интерпретации не воспринимаются как помогающие объяснения , а используются клиентом " как конкретные объекты, как части меня, которые он мог защитным образом взять внутрь, отражая психотические тревоги ( например, агорафобического типа, связанные с сепарацией).Например, клиент может воспринимать и понимать интерпретацию не в целом, а на уровне отдельных ассоциаций и , таким образом, аналитик втягивается в псевдозрелую ситуацию ( невротическую), упуская более психотические тревоги и защиты, которые проявляют себя в переносе."

     Бетти Джозеф говорит о том, что интерпретации " редко воспринимаются как чистые интерпретации, за исключением ситуаций, когда пациент близок к депрессивной позиции". В этом случае интерпретации и перенос менее нагружены фантазиями клиента. Но клиенты, которые используют более примитивные защит: проективную идентификацию и расщепление - склонны " слышать" и использовать их по-другому. Например, слышат их как критику или нападение. И это " согласуется с его собственной психической структурой в большей степени, чем в соответствии с намерениями аналитика и смыслами, которые он вкладывает в свои интерпретации."

     Р.Д. Хиншелвуд заметил, что "интерпретации обрисовывают, каким образом аналитик втянут в разыгрывание некой роли, что позволяет атаковывать функции Эго, или же - роли, помогающей поддерживать эти функции" и, таким образом, либо поддерживать научение, либо нападать на него в динамическом процессе ( если учесть, что по Фрейду " интерпретация - поиск значения, обучение новому знанию").

     Продолжение следует...



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь