Мир черный, злой, больной - один я Святой!

В первые годы жизни – обычно до 7 лет – у человека формируется та или иная жизненная позиция (ее еще называют фиксированной эмоциональной установкой, экзистенциальной установкой личности). Это такая система убеждений, представлений о себе и окружающем мире, на которой, как на фундаменте, строится вся последующая жизнь человека – в соответствии с ней он обрабатывает полученный в жизни опыт, выбирает те или иные стратегии поведения и т.д.  Выбор в пользу той или иной установки, конечно, человек делает сам – но она во много определяется его окружением, отношением к нему родителей и других близких людей.

Когда малыш находится в утробе матери, ему, в абсолютном большинстве случаев, очень хорошо. Он чувствует, что у него все в порядке, что он растет, развивается, крепнет – и что мама его любит, заботится о нем, дает ему все-все необходимое и желаемое. И у него формируется базовая установка «Я благополучен – вы благополучны». («Вы» – это мама и все, кто ее окружает; мир).

Исключения случаются тогда, когда, например, мать решает сделать аборт средствами медицины, так сказать, или же по каким-то причинами хочет, чтобы случился выкидыш. В такой ситуации, понятное дело, речь идет уже о другой жизненной позиции… Но не будем сейчас заострять на этом внимание. Предположим, что беременность у женщины протекает нормально – с точки зрения интересов ребенка и формирования у него позитивной жизненной позиции.

Потом ребенок рождается. В нашей стране чаще всего рождение нового человека происходит в роддоме. И из материнского лона малыш, прежде окутанный теплом и любовью – в прямом и переносном смысле слова – попадает в мир, где все другое. И с большой долей вероятности малыша отделяют от мамы – кого-то на несколько часов, а кого-то и на несколько дней. Он оказывается в руках чужих людей, которые решают, где ему быть, что есть, каким манипуляциям, в том числе и болезненным, быть подвергнутому. Эти же люди решают, когда он снова почувствует  мамино прикосновение. И к сожалению, реальность такова, что это не всегда бывают люди, искренне заинтересованные в ребенке, его нуждах и потребностях, умеющие принять человека в мире не только профессионально, но и – любовно.

И на этом этапе у ребенка закладывается уже совсем другая фиксированная эмоциональная установка. «Я неблагополучен – вы благополучны». Так ощущает себя новорожденный, полностью зависимый от огромных и всесильных чужих людей, которые приняли его в свои руки и отделили от матери.

Для формирования экзистенциальной установки недостаточно одного-единственного опыта, момента жизни – она развивается и закрепляется в процессе систематически повторяющихся событий. И к несчастью, «традиционное» воспитание предоставляет для формирования установки «Я неблагополучен – вы благополучны» великое множество контекстов. Когда ребенка ругают, наказывают еще как-то, стыдят – а это происходит и во многих семьях, и в детсадах, и в школах, – он укрепляется в «понимании» того, что он – неуспешный, неудачливый, какой-то весь «не такой», в то время как его окружают успешный, знающие люди, которые «такие, как надо».

Впоследствии человек, выбравший такую установку, отличается, как бы так сказать помягче… заниженными требованиями к качеству своей жизни. Он не рассчитывает на успех и не ждет от жизни подарков, не считает себя достойным чего-то хорошего, легко соглашается на «второсортное». Он не любит и не уважает себя – и то же отношение автоматически притягивает извне. Кроме этого, он склонен к аутоагрессии: злоупотребляет алкоголем, курит, избирает еще какие-то способы саморазрушения.

Но бывает ситуация и похуже – сложно представить, а бывает. Разворачивается она у тех, кто доминирующей позицией в жизни выбирает установку «Я неблагополучен – вы неблагополучны». Мир плох, и я плох. Помощи ждать неоткуда. Это позиция безнадежного отчаяния, которая формируется либо у ребенка, который рос заброшенным, с чувством своей ненужности, среди безразличных людей, либо у взрослого, который пережил серьезную утрату и не нашел ресурсов для восстановления после нее. В социуме таких людей немного. Значительная часть их заканчивает жизнь (и это может быть очень, очень долгий процесс) в лечебных учреждениях разного толка – или, как в народе говорят, бомжует.

Третья жизненная позиция, «Я благополучен – вы неблагополучны», развивается у детей, которые растут в условиях принижения окружающих, в том числе членов семьи, на фоне постоянного его возвышения над ними – такое ведь тоже случается, не правда ли? У ребенка в таком случае просто нет другой картины мира – его так воспитывают родители, дедушки и бабушки. Есть еще и другой путь – такую установку формирует ребенок, который долго, постоянно, находится в ситуации, когда его самосознанию, здоровью и даже жизни что-то угрожает, когда его систематически унижают. В таком случае, чтобы выжить и сохранить представление о собственном «я» и границах этого «я», он принимает решение: со мной все в порядке, на самом деле это мир плохой! С таким человеком, как правило, довольно сложно общаться, потому что в процессе общения приходится исходить из признания своей «неблагополучности». Большинство людей в его окружении, что логично, имеет установку «я неблагополучен – …» – и конечно, получает от него постоянное этому подтверждение. Пожалуй, самое неприятное в положении такого человека, – это заблокированная возможность развития. Тот, кто не видит в себе несовершенств, просто по определению не может сделать себя и свой мир лучше. А последствий долго ждать не приходится.

А теперь давайте представим себе, что рождение ребенка не сопровождалось явной травмой, что вокруг были люди неравнодушные, заботливые, и они обеспечили ему самое для него необходимое – близость с мамой, а мама кормила его грудью, чем только поддержала его глубинную убежденность в том, что мир добр и непременно даст ему желаемое. Предположим, что в детские годы этот ребенок получал от самых значимых в его жизни людей, родителей, любовь и поддержку, теплоту и мудрые советы. И конечно – уважение. Тогда его первичная позитивная жизненная позиция обрела еще большую силу, укрепилась, развилась.

Из таких детей вырастают очень успешные, благополучные люди, которые в жизни многого достигают и хорошо себя чувствуют. Они активны, целеустремленны и в то же время внутренне «расслабленны», потому что знают, что живут в мире, с которым тоже все в порядке.

 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов



Просмотров: 453
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизненная Позиция как основа Сценария Жизни человека
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • 5 ошибок, которые совершают люди, когда хотят найти дело своей мечты
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка?
  • Принятие себя как необходимое условие присутствия в своей жизни
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • 5 сложных вещей, которые стоит сделать в своей жизни
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Когда жизнь Вам даст любимого человека, который идеально Вам подходит?
  • Про хороших людей. Которые считают себя плохими.
  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Во что Ты веришь, то и получаешь в своей жизни. Внутренняя позиция.
  • Что происходит с человеком, когда он выбрал неправильный путь в жизни
  • Осмысленность жизни у людей с нарушениями зрения
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Почему в моей жизни так много плохих людей?
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Базовые установки человека как основа счастливой жизни
  • Как песчинка становится жемчужиной. О пользе раздражающих людей в нашей жизни
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • Что делать, когда вам за 40 и в жизни есть всё... кроме мужчины?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Какие причины заставляют человека оскорблять других людей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь