|
Мир черный, злой, больной - один я Святой!Автор статьи: Афанасьева Мария Александровна
В первые годы жизни – обычно до 7 лет – у человека формируется та или иная жизненная позиция (ее еще называют фиксированной эмоциональной установкой, экзистенциальной установкой личности). Это такая система убеждений, представлений о себе и окружающем мире, на которой, как на фундаменте, строится вся последующая жизнь человека – в соответствии с ней он обрабатывает полученный в жизни опыт, выбирает те или иные стратегии поведения и т.д. Выбор в пользу той или иной установки, конечно, человек делает сам – но она во много определяется его окружением, отношением к нему родителей и других близких людей. Когда малыш находится в утробе матери, ему, в абсолютном большинстве случаев, очень хорошо. Он чувствует, что у него все в порядке, что он растет, развивается, крепнет – и что мама его любит, заботится о нем, дает ему все-все необходимое и желаемое. И у него формируется базовая установка «Я благополучен – вы благополучны». («Вы» – это мама и все, кто ее окружает; мир). Исключения случаются тогда, когда, например, мать решает сделать аборт средствами медицины, так сказать, или же по каким-то причинами хочет, чтобы случился выкидыш. В такой ситуации, понятное дело, речь идет уже о другой жизненной позиции… Но не будем сейчас заострять на этом внимание. Предположим, что беременность у женщины протекает нормально – с точки зрения интересов ребенка и формирования у него позитивной жизненной позиции. Потом ребенок рождается. В нашей стране чаще всего рождение нового человека происходит в роддоме. И из материнского лона малыш, прежде окутанный теплом и любовью – в прямом и переносном смысле слова – попадает в мир, где все другое. И с большой долей вероятности малыша отделяют от мамы – кого-то на несколько часов, а кого-то и на несколько дней. Он оказывается в руках чужих людей, которые решают, где ему быть, что есть, каким манипуляциям, в том числе и болезненным, быть подвергнутому. Эти же люди решают, когда он снова почувствует мамино прикосновение. И к сожалению, реальность такова, что это не всегда бывают люди, искренне заинтересованные в ребенке, его нуждах и потребностях, умеющие принять человека в мире не только профессионально, но и – любовно. И на этом этапе у ребенка закладывается уже совсем другая фиксированная эмоциональная установка. «Я неблагополучен – вы благополучны». Так ощущает себя новорожденный, полностью зависимый от огромных и всесильных чужих людей, которые приняли его в свои руки и отделили от матери. Для формирования экзистенциальной установки недостаточно одного-единственного опыта, момента жизни – она развивается и закрепляется в процессе систематически повторяющихся событий. И к несчастью, «традиционное» воспитание предоставляет для формирования установки «Я неблагополучен – вы благополучны» великое множество контекстов. Когда ребенка ругают, наказывают еще как-то, стыдят – а это происходит и во многих семьях, и в детсадах, и в школах, – он укрепляется в «понимании» того, что он – неуспешный, неудачливый, какой-то весь «не такой», в то время как его окружают успешный, знающие люди, которые «такие, как надо». Впоследствии человек, выбравший такую установку, отличается, как бы так сказать помягче… заниженными требованиями к качеству своей жизни. Он не рассчитывает на успех и не ждет от жизни подарков, не считает себя достойным чего-то хорошего, легко соглашается на «второсортное». Он не любит и не уважает себя – и то же отношение автоматически притягивает извне. Кроме этого, он склонен к аутоагрессии: злоупотребляет алкоголем, курит, избирает еще какие-то способы саморазрушения. Но бывает ситуация и похуже – сложно представить, а бывает. Разворачивается она у тех, кто доминирующей позицией в жизни выбирает установку «Я неблагополучен – вы неблагополучны». Мир плох, и я плох. Помощи ждать неоткуда. Это позиция безнадежного отчаяния, которая формируется либо у ребенка, который рос заброшенным, с чувством своей ненужности, среди безразличных людей, либо у взрослого, который пережил серьезную утрату и не нашел ресурсов для восстановления после нее. В социуме таких людей немного. Значительная часть их заканчивает жизнь (и это может быть очень, очень долгий процесс) в лечебных учреждениях разного толка – или, как в народе говорят, бомжует. Третья жизненная позиция, «Я благополучен – вы неблагополучны», развивается у детей, которые растут в условиях принижения окружающих, в том числе членов семьи, на фоне постоянного его возвышения над ними – такое ведь тоже случается, не правда ли? У ребенка в таком случае просто нет другой картины мира – его так воспитывают родители, дедушки и бабушки. Есть еще и другой путь – такую установку формирует ребенок, который долго, постоянно, находится в ситуации, когда его самосознанию, здоровью и даже жизни что-то угрожает, когда его систематически унижают. В таком случае, чтобы выжить и сохранить представление о собственном «я» и границах этого «я», он принимает решение: со мной все в порядке, на самом деле это мир плохой! С таким человеком, как правило, довольно сложно общаться, потому что в процессе общения приходится исходить из признания своей «неблагополучности». Большинство людей в его окружении, что логично, имеет установку «я неблагополучен – …» – и конечно, получает от него постоянное этому подтверждение. Пожалуй, самое неприятное в положении такого человека, – это заблокированная возможность развития. Тот, кто не видит в себе несовершенств, просто по определению не может сделать себя и свой мир лучше. А последствий долго ждать не приходится. А теперь давайте представим себе, что рождение ребенка не сопровождалось явной травмой, что вокруг были люди неравнодушные, заботливые, и они обеспечили ему самое для него необходимое – близость с мамой, а мама кормила его грудью, чем только поддержала его глубинную убежденность в том, что мир добр и непременно даст ему желаемое. Предположим, что в детские годы этот ребенок получал от самых значимых в его жизни людей, родителей, любовь и поддержку, теплоту и мудрые советы. И конечно – уважение. Тогда его первичная позитивная жизненная позиция обрела еще большую силу, укрепилась, развилась. Из таких детей вырастают очень успешные, благополучные люди, которые в жизни многого достигают и хорошо себя чувствуют. Они активны, целеустремленны и в то же время внутренне «расслабленны», потому что знают, что живут в мире, с которым тоже все в порядке.
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|