Депривация потребностей

Депривация потребностей

   Вопрос, где и как оставлять ребенка, в настоящее время очень актуален. Острота вопроса связана с разными факторами, и один из таких факторов – депривация. Возможно, для большинства родителей этот термин ничего не говорит, но каждый родитель знает, что, когда любимое чадо приходиться оставлять без внимания или на попечение «чужих» людей, детки расстраиваются, переживают и после получения такого опыта не хотят оставаться без внимания родителей.

   Если заглянуть в словарь, то мы увидим примерно такое определение: депривация(от лат. deprivatio — потеря, лишение) – это психическое состояние, возникающее тогда, когда человек не может удовлетворить, полностью или частично, жизненно важные потребности...

   Депривация может быть сенсорной (нехватка ощущений), физической или материальной, эмоциональной, социальной. Особо выделяют и изучают материнскую депривацию. Любая депривация наносит ущерб здоровью, физическому и психическому, нарушает качество жизни человека. Масштабы ущерба зависят от продолжительности лишений, силы воздействия лишений и возраста, когда человек испытывает эти лишения. Чем младше возраст, тем нарушения сильнее.

   В этой статье мы не будем рассматривать проблему брошенных и неблагополучных детей, у которых депривированы практически все потребности, а посмотрим на эту проблему в совершенно нормальной семье, где есть мама, папа, возможно даже бабушки и дедушки, где любят своего ребенка и хотят ему добра.

   Есть хорошее выражение: «любое вещество может быть лекарством и ядом, и только доза делает его тем или иным». Так же и с потребностями. Вредно не удовлетворять их, а удовлетворять потребности все, всегда и в полном объеме, наверное, еще вреднее для ребенка, так как переживание нужды в чем либо - один из главных двигателей развития. Рассмотрим разные жизненные ситуации, где неудовлетворение потребностей может перейти от «развивающей нужды» к депривации, снижающей качество жизни.

   Ситуация раннего выхода матери на работу или учебу. Если ребенку нет года, то у него большая потребность в присутствии матери. Если мать в этом возрасте оставляет ребенка надолго (от нескольких дней до месяцев), то у ребенка могут возникнуть проблемы с базовым доверием, у него может появиться ощущение, что его бросили, он не нужен, не любим. К сожалению, другие люди, даже если они хорошо заботятся и любят ребенка, не могут заменить ему мать. Но для дальнейшей социализации необходимо постепенно оставлять ребенка с другими людьми на непродолжительное время. Это поможет ребенку понять, что мама имеет свойство исчезать и появляться. Так закладывается основа к терпению, вере, и доверию к близким людям.

    Когда ребенок подрастает и ему уже больше трех лет, его начинают интересовать другие люди, дети и взрослые. Вступает в свою пору потребность в социуме: других людях и общении с ними. Ситуация: устраивать ребенка в детский садик или заниматься дома до школы таит в себе противоречие. Если ребенок будет сидеть дома и общаться только с близкими, у него может возникнуть социальная депривация, т.е. нехватка общения и взаимодействия с другими людьми. В будущем это может отразиться на формировании навыков общения и построения отношений. Если ребенок идет в садик, он может испытывать депривацию материнского внимания, в котором еще сильно нуждается. Как быть в такой ситуации? Если ваш ребенок «сидит» дома, организуйте ему общение со сверстниками и с посторонними взрослыми. Благо сейчас это не проблема. Если ваш ребенок ходит в садик, обращайте внимание на то, чтобы он получал от вас ласку и внимание. Не только уход и заботу (хотя это тоже очень важно), а именно эмоциональное отношение, искренний интерес к тому, что с ним происходит. Только не переусердствуйте. С возрастом ребенок должен иметь возможность дозировать общение с родителями. У него должна быть возможность уединиться, иметь время для самого себя.

   Ваш ребенок растет и встает вопрос, оставлять ли ребенка одного дома, с какого возраста, при каких обстоятельствах… В этой ситуации родители поступают очень индивидуально. Эмоциональную депривацию может вызвать частое и продолжительное (несколько часов) нахождение в одиночестве в пустой квартире. Это не касается некоторых подростков, для которых остаться одному дома – несказанное счастье. Обратить на ситуацию внимание необходимо, если ребенок проговаривает, что ему плохо или он проявляет тревогу и признаки дискомфорта.

   Еще одна ситуация, на которую хотелось бы обратить внимание, это подростковый возраст детей. Актуальная потребность этого возраста в признании. Много говорят о том, что в этом возрасте авторитет родителей падает, что подросткам важно признание значимой для них группы, но добрая треть взрослых, пришедших на консультацию к психологу, имеют последствия депривации потребности, признания их значимости именно от матерей и отцов.

   Как много мы, взрослые, тратим времени, усилий, денег и еще бог знает чего на то, чтобы восполнить ту неутолимую жажду в безусловной любви, внимании близких, признании собственной ценности. Это последствия пережитой нами когда-то в далеком детстве депривации наших потребностей. И неумение наладить качественные эмоциональные отношения с другими людьми держит нас в тисках эмоциональной и социальной депривации. Выход есть…



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Материнская депривация (то есть, когда мама игнорирует)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Может ли ребенок иметь психологический слух?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Почему нельзя оставлять ребенка, когда он плачет!
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь