|
Депривация потребностейАвтор статьи: Ведищева Марина Борисовна
Вопрос, где и как оставлять ребенка, в настоящее время очень актуален. Острота вопроса связана с разными факторами, и один из таких факторов – депривация. Возможно, для большинства родителей этот термин ничего не говорит, но каждый родитель знает, что, когда любимое чадо приходиться оставлять без внимания или на попечение «чужих» людей, детки расстраиваются, переживают и после получения такого опыта не хотят оставаться без внимания родителей. Если заглянуть в словарь, то мы увидим примерно такое определение: депривация(от лат. deprivatio — потеря, лишение) – это психическое состояние, возникающее тогда, когда человек не может удовлетворить, полностью или частично, жизненно важные потребности... Депривация может быть сенсорной (нехватка ощущений), физической или материальной, эмоциональной, социальной. Особо выделяют и изучают материнскую депривацию. Любая депривация наносит ущерб здоровью, физическому и психическому, нарушает качество жизни человека. Масштабы ущерба зависят от продолжительности лишений, силы воздействия лишений и возраста, когда человек испытывает эти лишения. Чем младше возраст, тем нарушения сильнее. В этой статье мы не будем рассматривать проблему брошенных и неблагополучных детей, у которых депривированы практически все потребности, а посмотрим на эту проблему в совершенно нормальной семье, где есть мама, папа, возможно даже бабушки и дедушки, где любят своего ребенка и хотят ему добра. Есть хорошее выражение: «любое вещество может быть лекарством и ядом, и только доза делает его тем или иным». Так же и с потребностями. Вредно не удовлетворять их, а удовлетворять потребности все, всегда и в полном объеме, наверное, еще вреднее для ребенка, так как переживание нужды в чем либо - один из главных двигателей развития. Рассмотрим разные жизненные ситуации, где неудовлетворение потребностей может перейти от «развивающей нужды» к депривации, снижающей качество жизни. Ситуация раннего выхода матери на работу или учебу. Если ребенку нет года, то у него большая потребность в присутствии матери. Если мать в этом возрасте оставляет ребенка надолго (от нескольких дней до месяцев), то у ребенка могут возникнуть проблемы с базовым доверием, у него может появиться ощущение, что его бросили, он не нужен, не любим. К сожалению, другие люди, даже если они хорошо заботятся и любят ребенка, не могут заменить ему мать. Но для дальнейшей социализации необходимо постепенно оставлять ребенка с другими людьми на непродолжительное время. Это поможет ребенку понять, что мама имеет свойство исчезать и появляться. Так закладывается основа к терпению, вере, и доверию к близким людям. Когда ребенок подрастает и ему уже больше трех лет, его начинают интересовать другие люди, дети и взрослые. Вступает в свою пору потребность в социуме: других людях и общении с ними. Ситуация: устраивать ребенка в детский садик или заниматься дома до школы таит в себе противоречие. Если ребенок будет сидеть дома и общаться только с близкими, у него может возникнуть социальная депривация, т.е. нехватка общения и взаимодействия с другими людьми. В будущем это может отразиться на формировании навыков общения и построения отношений. Если ребенок идет в садик, он может испытывать депривацию материнского внимания, в котором еще сильно нуждается. Как быть в такой ситуации? Если ваш ребенок «сидит» дома, организуйте ему общение со сверстниками и с посторонними взрослыми. Благо сейчас это не проблема. Если ваш ребенок ходит в садик, обращайте внимание на то, чтобы он получал от вас ласку и внимание. Не только уход и заботу (хотя это тоже очень важно), а именно эмоциональное отношение, искренний интерес к тому, что с ним происходит. Только не переусердствуйте. С возрастом ребенок должен иметь возможность дозировать общение с родителями. У него должна быть возможность уединиться, иметь время для самого себя. Ваш ребенок растет и встает вопрос, оставлять ли ребенка одного дома, с какого возраста, при каких обстоятельствах… В этой ситуации родители поступают очень индивидуально. Эмоциональную депривацию может вызвать частое и продолжительное (несколько часов) нахождение в одиночестве в пустой квартире. Это не касается некоторых подростков, для которых остаться одному дома – несказанное счастье. Обратить на ситуацию внимание необходимо, если ребенок проговаривает, что ему плохо или он проявляет тревогу и признаки дискомфорта. Еще одна ситуация, на которую хотелось бы обратить внимание, это подростковый возраст детей. Актуальная потребность этого возраста в признании. Много говорят о том, что в этом возрасте авторитет родителей падает, что подросткам важно признание значимой для них группы, но добрая треть взрослых, пришедших на консультацию к психологу, имеют последствия депривации потребности, признания их значимости именно от матерей и отцов. Как много мы, взрослые, тратим времени, усилий, денег и еще бог знает чего на то, чтобы восполнить ту неутолимую жажду в безусловной любви, внимании близких, признании собственной ценности. Это последствия пережитой нами когда-то в далеком детстве депривации наших потребностей. И неумение наладить качественные эмоциональные отношения с другими людьми держит нас в тисках эмоциональной и социальной депривации. Выход есть… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|