|
Как прочитать образ расстановки. Специфические паттерныАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Специфические паттерны в расстановке Часто студенты наших учебных групп спрашивают: «А что это в расстановке означает? А что это может значить?» Есть многочисленные примеры того, что определенный паттерн может иметь определенный смысл. Ниже перечислены примеры.
Но подобные интерпретации не имеют никакого смысла, будучи вырванными из более широкого контекста. Только сочетание всех доступных сигналов даёт представление о сути проблемы. Поэтому, расстановщик видит в своей работе и лес, и отдельные деревья. Помнит о запросе (широкий контекст) и не упускает из виду деталей (отдельный сигнал). Получается фантастическая по своей глубине и наглядности мозаика.
Образ, который раскрывается в расстановке Можно смотреть на образ расстановки в целом и отслеживать, каково послание всех заместителей разом, что они все вместе хотят показать клиенту. На одной из расстановок, который проводил Берт Хеллингер для бизнесмена, который подвергся преследованию, был очень конкретный и очень суровый образ. Одна фигура лежит навзничь, другая фигура буквально топчет лежащую. И Берт говорит клиенту: «Продавай бизнес, и уезжай из страны». Клиент в шоке: «Как!?» Я после этой расстановки задал Берту вопрос: «Это же явно системная семейная динамика, скорее всего война. Почему вы не пошли дальше её анализировать?» А Берт в ответ хитро улыбнулся и сказал что-то, означающее: «А какое твоё дело?» И только спустя какое-то время я понял, что такой шокотерапией и такой рекомендацией клиенту Берт осуществил жесткую, но гениальную по своей действенности провокацию. Он подтолкнул клиента больше ни на кого не надеяться, выйти из позиции слабого, мобилизовать внутренние ресурсы, засучить рукава и драться со своими трудностями лицом к лицу. Поэтому мало увидеть в расстановке некий образ, надо еще так преподнести этот образ клиенту, чтобы это помогло ему отказаться от неэффективных жизненных стратегий и развернуться к счастью, здоровью, успеху. Иногда наилучшей формой преподнесения - ничего клиенту не пояснять, не интерпретировать, не вмешиваться. Сколько возьмет из образа, столько унесет с собой. *** Важно различать, что в расстановке хочет выйти наружу, а что хочет остаться в тайне. Признаком того, что дальнейшая детализация не нужна, является мутная вязкость в голове, слабость в ногах, нервозность, невосприимчивость информации. Это означает, что либо группа, либо клиент, либо расстановщик не выдерживают этой темы, не готовы с ней работать. Одним из способов обработки подобных тем может быть следующий. Надо просто сказать клиенту: "Там есть что-то важное, но нас туда по каким-то причинам не пускают. Поэтому пойдём и сделаем то, что возможно, для чего у нас есть силы". Напомню, иногда клиенту необходимы несколько подготовительных сессий, чтобы получить ресурс, достаточный для обращения к главной теме. *** Целостный образ расстановки интерпретируется из опыта и интуиции. Когда мы опираемся на опыт, мы опираемся на картотеку шаблонов в нашей памяти. Логика здесь следующая. Тысячу раз такое взаиморасположение заместителей означало парентификацию, значит и в тысячу первый раз это вполне может означать то же самое. Но это все равно лишь гипотеза, которую нужно проверять. Когда подходящих шаблонов в опыте нет, а это случается постоянно (!), мы опираемся на интуицию. Мы просто внимательно смотрим на образ расстановки и ждём, когда в голове промелькнёт идея, которая сможет объяснить и поможет понять очередное хитросплетение сигналов. И этот смысл появляется в нашей голове в готовой виде, спонтанно и внезапно, как «Эврика!» Архимеда. Осталось только сообщить её клиенту и получить его реакцию. Есть комбинированный способ проверки нашего опыта и интуиции - тестирование. Можно в соответствии с предварительными гипотезами, поочередно, с хорошей паузой между вариантами, произносить тестовые фразы: «Ты мой брат!»…, «Ты мой отец!»…, «Ты мой дед!»…, и внимательно отслеживать реакцию заместителей и клиента. Верная гипотеза вызовет самый явный отклик. И помните, отклик клиента имеет приоритетное значение. Опыт дает нам набор вариантов, тестирование ощущений и интуитивных озарений помогают понять, какая гипотеза наиболее правильная. *** Однажды работал клиент в расстановке с психосоматическим симптомом. Боль гуляла с правой стороны тела на левую. Образ, возникший в расстановке, был следующим. Две фигуры, едва стоя на ногах, в немыслимой акробатике, с винтовым разворотом тел по направлению друг к другу, тянули друг к другу руки и не дотягивались. Безнадежность, тоска и пустота витала в воздухе. Про что это? Что-то несбывшееся, неслучившееся, прерванное. Задним умом сейчас мы понимаем, что это было послание о травматическом переживании клиента в момент исчезновения его близнеца. Тоска. «Где ты, где ты, мой любимый друг!» Но так получилось, что на тот момент времени, ни у расстановщика, ни у клиента, ни у одного члена группы не было ни малейшего представления о феномене исчезнувшего близнеца. Другими словами, не было такой «карты» для осмысления «территории». Терапевт спросил клиента: «О чём это для тебя?» Клиент пожал плечами в сильном недоумении. Терапевт спросил заместителей: «А для вас это о чём?» Заместители тоже пожали плечами. И тут расстановщик говорит: «Это же мама, а это ты, дорогой клиент! Это прерванное движение любви к матери». Далее все разрешающие фразы, исходящие из данной гипотезы ведущего, не вызывали в группе и у клиента никакой реакции согласия, никаких мурашек, никакого «Ага! Так и оно и есть». Было ощущение скуки и потерянного времени. А расстановщик, не обращая ни на кого внимания, продавил свою гипотезу и завершил расстановку. Принесло ли это пользу клиенту? Вряд ли! *** Ничего зазорного нет в том, что образ расстановки нам не понятен. Расстановщик должен следить, цепляет и не цепляет группу та или иная гипотеза. Признаться, что гипотеза не сработала – это не стыдно. Надо просто заметить, что гипотеза не сработала и перейти к тестированию других вариантов. Предположим, что, в конце концов, все восемнадцать гипотез, которые мы проверяли, не сработали. Заготовок из прежнего опыта больше нет. Значит, это что-то еще, чего пока мы не знаем, чего пока нет в нашей карте мира. Можно обозначить это как «тайну» и поговорим с этим как с «тайной». «Дорогие предки. Дорогие родственники. Я вашу тайну уважаю. Вы имеете на неё полное право. Сегодня я лезть в детали не буду. Я буду вспоминать её по-другому. Не психосоматическими симптомами, а просто памятью, уважением, и здоровьем». Другими словами, если мы столкнулись в расстановке с неведомым и необъяснимым, универсальным приёмом обработки таких ситуаций является уход от конкретики в более широкий, более общий контекст. Возможен и такой редчайший случай. Если клиент готов смотреть на ситуацию и в его теле всё откликается, а группа не реагирует никак. Такого клиента нужно приглашать на индивидуальную сессию. Может так оказаться, что всплыло что-то такое, что клиент выдержать может, а группа нет. В этом случае работа один на один с терапевтом предпочтительнее. Если один или несколько заместителей хихикают, посмеиваются в поле расстановки, это часто указывает на тайну, которую семейная система стремится сохранить подальше от чужих глаз. Кроме того, это может означать тему сексуального насилия и инцестных отношений в семье. И в этом случае стоит обратиться к клиенту и сказать ему: «Дорогой клиент. Как мы можем видеть, в данном сегменте поля, мы нащупали тайну. Может быть, это сексуальная тема, может, это какой-то другой подвох. И тебя не пускают в подробности, чтобы тебе легче жилось. Либо у тебя нет сил для восприятия этого, либо еще рановато. Давай переориентируемся в наших поисках. Давай отпустим эту ситуацию в самом общем виде: «Дорогие предки, я уважаю вашу тайну. И с великим уважением я сегодня оставляю её вам, вместе со всем тяжёлым, с чем она связана. Вас буду вспоминать доброй памятью и уважением, а в тайну эту вашу лезть не буду. Покойтесь с миром. И мне спокойней. И вам спокойней».
Информация от заместителей Опрос заместителей начинается с заместителя клиента. Важно не допускать жестких оценочных суждений. Например, совершенно недопустимо: «Да это не семья, а табор какой-то», «Это не мать, а сволочь настоящая». Терапевт обязан любым приемлемым способом защитить клиента от чрезмерных суждений. Лучше всего, попросить заместителя описать состояние в терминах телесных ощущений. Чем отличается ваше состояние в роли, от состояния зрителя в комнате, что нового появилось в теле? Какие новые движения? Какие новые чувства? Что нового ощущаете? Как отличить «информацию из роли» и «информацию от головы заместителя»? Как только заместитель начал выдавать информацию от головы, пошла в аудитории скука, зевота, и раздражение. Не туда гнёт! Иногда всё, что говорит заместитель – это уместно в данной теме, но слов чрезмерно много. А где критерий, слов много или мало? Критерий один – продвижение клиента к цели. Траектории движения клиента к цели могут быть разные: напрямую, вокруг да около, серпантином-лабиринтом. И он должен дойти до финиша сессии не разрушенным, а окрепшим, усиленным, вдохновлённым. И слова заместителя – это выстраивание маршрута. Поэтому поток информации должен быть минимально-достаточный. Очень хорошо это понимают риэлторы. Если клиенту вместо пяти квартир показать 50, это только вредит сделке. Клиенту трудно выбрать. Если заместитель свою мысль излагает многословно, повторяясь по 5 раза об одном и том же, его следует прервать. "Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану"
Особенно негативно реагируют клиенты, когда слова заместителей окрашены нравоучительной интонацией. «Я тебе сейчас скажу, как ты должна будешь себя вести, когда ты придешь домой». В большинстве случаев ни к чему не приводит, кроме сильного раздражения клиента. Поэтому если заместитель вдруг скатывается в роль гуру, бога или учителя – его нужно прервать. Если уж лишнее слово выскочило, расстановщик обязан его обработать (утилизировать). Можно сказать клиенту: «Дорогой клиент, это ваше полное право соглашаться с этими словами или нет. Если для вас это лишнее, можете эти слова просто забыть, вычеркнуть из памяти и всё».
Перетекание ролей В семейной расстановке перетекание ролей – это абсолютно нормальный процесс. Вплоть до того, что один заместитель может пройтись по нескольким ролям за несколько минут, ненадолго фиксируясь в разных точках: папа, бабушка по папе, дед. Каждый изгиб траектории или остановка в определенной точке маршрута может что-то обозначать. Расшифровывать послания из ролей, которые перетекают одна в другую, можно только держа в памяти фокус запроса. *** Статья написана в соавторстве с Матвеевой Надеждой (Центр "Ольвия" г. Москва) С уважением тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880 первая консультация по скайпу - БЕСПЛАТНО Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|