Как прочитать образ расстановки. Специфические паттерны

Как прочитать образ расстановки Специфические паттерны

Специфические паттерны в расстановке

Часто студенты наших учебных групп спрашивают: «А что это в расстановке означает? А что это может значить?»

Есть многочисленные примеры того, что определенный паттерн может иметь определенный смысл. Ниже перечислены примеры.

  • Если два участника становятся спина к спине, в большинстве случаев, это указание на близнецов.
  • Если зубы сжаты, скорее всего, это словесная агрессия (часто невыраженная, невысказанная).
  • Если ком в горле – обида (чаще всего невыраженная).
  • Боль в груди – невыраженные чувства, запрет на любовь.
  • Тяжесть в руках – физическая агрессия, сдерживаемая внешними факторами или внутренними запретами.
  • Боль в пояснице – часто это проблема в отношениях с матерью.
  • Сильная головная боль – это чаще всего ментальные программы, убеждения, затруднения в адаптации, когда трудно найти смысл происходящего вокруг: «Так быть не должно». Головная боль может также означать сильный внутренний конфликт, противоречие, двойственность.
  • Боль в животе (пуповине) – страх.

Но подобные интерпретации не имеют никакого смысла, будучи вырванными из более широкого контекста. Только сочетание всех доступных сигналов даёт представление о сути проблемы. Поэтому, расстановщик видит в своей работе и лес, и отдельные деревья. Помнит о запросе (широкий контекст) и не упускает из виду деталей (отдельный сигнал). Получается фантастическая по своей глубине и наглядности мозаика.

 

 

Образ, который раскрывается в расстановке

Можно смотреть на образ расстановки в целом и отслеживать, каково послание всех заместителей разом, что они все вместе хотят показать клиенту.

На одной из расстановок, который проводил Берт Хеллингер для бизнесмена, который подвергся преследованию, был очень конкретный и очень суровый образ.

Одна фигура лежит навзничь, другая фигура буквально топчет лежащую. И Берт говорит клиенту: «Продавай бизнес, и уезжай из страны». Клиент в шоке: «Как!?»

Я после этой расстановки задал Берту вопрос: «Это же явно системная семейная динамика, скорее всего война. Почему вы не пошли дальше её анализировать?»

А Берт в ответ хитро улыбнулся и сказал что-то, означающее: «А какое твоё дело?»

И только спустя какое-то время я понял, что такой шокотерапией и такой рекомендацией клиенту Берт осуществил жесткую, но гениальную по своей действенности провокацию. Он подтолкнул клиента больше ни на кого не надеяться, выйти из позиции слабого, мобилизовать внутренние ресурсы, засучить рукава и драться со своими трудностями лицом к лицу.

Поэтому мало увидеть в расстановке некий образ, надо еще так преподнести этот образ клиенту, чтобы это помогло ему отказаться от неэффективных жизненных стратегий и развернуться к счастью, здоровью, успеху. Иногда наилучшей формой преподнесения - ничего клиенту не пояснять, не интерпретировать, не вмешиваться. Сколько возьмет из образа, столько унесет с собой. 

***

Важно различать, что в расстановке хочет выйти наружу, а что хочет остаться в тайне. Признаком того, что дальнейшая детализация не нужна, является мутная вязкость в голове, слабость в ногах, нервозность, невосприимчивость информации. Это означает, что либо группа, либо клиент, либо расстановщик не выдерживают этой темы, не готовы с ней работать.

Одним из способов обработки подобных тем может быть следующий. Надо просто сказать клиенту: "Там есть что-то важное, но нас туда по каким-то причинам не пускают. Поэтому пойдём и сделаем то, что возможно, для чего у нас есть силы".

Напомню, иногда клиенту необходимы несколько подготовительных сессий, чтобы получить ресурс, достаточный для обращения к главной теме.

*** 

Целостный образ расстановки интерпретируется из опыта и интуиции.

Когда мы опираемся на опыт, мы опираемся на картотеку шаблонов в нашей памяти. Логика здесь следующая. Тысячу раз такое взаиморасположение заместителей означало парентификацию, значит и в тысячу первый раз это вполне может означать то же самое. Но это все равно лишь гипотеза, которую нужно проверять. 

Когда подходящих шаблонов в опыте нет, а это случается постоянно (!), мы опираемся на интуицию. Мы просто внимательно смотрим на образ расстановки и ждём, когда в голове промелькнёт идея, которая сможет объяснить и поможет понять очередное хитросплетение сигналов. И этот смысл появляется в нашей голове в готовой виде, спонтанно и внезапно, как «Эврика!» Архимеда. Осталось только сообщить её клиенту и получить его реакцию.

Есть комбинированный способ проверки нашего опыта и интуиции - тестирование. Можно в соответствии с предварительными гипотезами, поочередно, с хорошей паузой между вариантами, произносить тестовые фразы: «Ты мой брат!»…, «Ты мой отец!»…, «Ты мой дед!»…, и внимательно отслеживать реакцию заместителей и клиента. Верная гипотеза вызовет самый явный отклик. И помните, отклик клиента имеет приоритетное значение.  

Опыт дает нам набор вариантов, тестирование ощущений и интуитивных озарений помогают понять, какая гипотеза наиболее правильная.

***

Однажды работал клиент в расстановке с психосоматическим симптомом. Боль гуляла с правой стороны тела на левую. Образ, возникший в расстановке, был следующим. Две фигуры, едва стоя на ногах, в немыслимой акробатике, с винтовым разворотом тел по направлению друг к другу, тянули друг к другу руки и не дотягивались. Безнадежность, тоска и пустота витала в воздухе. Про что это? Что-то несбывшееся, неслучившееся, прерванное.

Задним умом сейчас мы понимаем, что это было послание о травматическом переживании клиента в момент исчезновения его близнеца. Тоска. «Где ты, где ты, мой любимый друг!»

Но так получилось, что на тот момент времени, ни у расстановщика, ни у клиента, ни у одного члена группы не было ни малейшего представления о феномене исчезнувшего близнеца. Другими словами, не было такой «карты» для осмысления «территории».

Терапевт спросил клиента: «О чём это для тебя?» Клиент пожал плечами в сильном недоумении. Терапевт спросил заместителей: «А для вас это о чём?» Заместители тоже пожали плечами. И тут расстановщик говорит: «Это же мама, а это ты, дорогой клиент! Это прерванное движение любви к матери».

Далее все разрешающие фразы, исходящие из данной гипотезы ведущего, не вызывали в группе и у клиента никакой реакции согласия, никаких мурашек, никакого «Ага! Так и оно и есть». Было ощущение скуки и потерянного времени. А расстановщик, не обращая ни на кого внимания, продавил свою гипотезу и завершил расстановку. Принесло ли это пользу клиенту? Вряд ли!

***

Ничего зазорного нет в том, что образ расстановки нам не понятен. Расстановщик должен следить, цепляет и не цепляет группу та или иная гипотеза. Признаться, что гипотеза не сработала – это не стыдно. Надо просто заметить, что гипотеза не сработала и перейти к тестированию других вариантов. Предположим, что, в конце концов, все восемнадцать гипотез, которые мы проверяли, не сработали. Заготовок из прежнего опыта больше нет. Значит, это что-то еще, чего пока мы не знаем, чего пока нет в нашей карте мира. Можно обозначить это как «тайну» и поговорим с этим как с «тайной».

«Дорогие предки. Дорогие родственники. Я вашу тайну уважаю. Вы имеете на неё полное право. Сегодня я лезть в детали не буду. Я буду вспоминать её по-другому. Не психосоматическими симптомами, а просто памятью, уважением, и здоровьем».

Другими словами, если мы столкнулись в расстановке с неведомым и необъяснимым, универсальным приёмом обработки таких ситуаций является уход от конкретики в более широкий, более общий контекст.

Возможен и такой редчайший случай. Если клиент готов смотреть на ситуацию и в его теле всё откликается, а группа не реагирует никак. Такого клиента нужно приглашать на индивидуальную сессию. Может так оказаться, что всплыло что-то такое, что клиент выдержать может, а группа нет. В этом случае работа один на один с терапевтом предпочтительнее.

Если один или несколько заместителей хихикают, посмеиваются в поле расстановки, это часто указывает на тайну, которую семейная система стремится сохранить подальше от чужих глаз. Кроме того, это может означать тему сексуального насилия и инцестных отношений в семье.

И в этом случае стоит обратиться к клиенту и сказать ему: «Дорогой клиент. Как мы можем видеть, в данном сегменте поля, мы нащупали тайну. Может быть, это сексуальная тема, может, это какой-то другой подвох. И тебя не пускают в подробности, чтобы тебе легче жилось. Либо у тебя нет сил для восприятия этого, либо еще рановато. Давай переориентируемся в наших поисках.

Давай отпустим эту ситуацию в самом общем виде: «Дорогие предки, я уважаю вашу тайну. И с великим уважением я сегодня оставляю её вам, вместе со всем тяжёлым, с чем она связана. Вас буду вспоминать доброй памятью и уважением, а в тайну эту вашу лезть не буду. Покойтесь с миром. И мне спокойней. И вам спокойней».

 

Информация от заместителей

Опрос заместителей начинается с заместителя клиента. Важно не допускать жестких оценочных суждений. Например, совершенно недопустимо: «Да это не семья, а табор какой-то», «Это не мать, а сволочь настоящая». Терапевт обязан любым приемлемым способом защитить клиента от чрезмерных суждений.

Лучше всего, попросить заместителя описать состояние в терминах телесных ощущений. Чем отличается ваше состояние в роли, от состояния зрителя в комнате, что нового появилось в теле? Какие новые движения? Какие новые чувства? Что нового ощущаете?

Как отличить «информацию из роли» и «информацию от головы заместителя»? Как только заместитель начал выдавать информацию от головы, пошла в аудитории скука, зевота, и раздражение. Не туда гнёт!

Иногда всё, что говорит заместитель – это уместно в данной теме, но слов чрезмерно много. А где критерий, слов много или мало? Критерий один – продвижение клиента к цели. Траектории движения клиента к цели могут быть разные: напрямую, вокруг да около, серпантином-лабиринтом. И он должен дойти до финиша сессии не разрушенным, а окрепшим, усиленным, вдохновлённым. И слова заместителя – это выстраивание маршрута. Поэтому поток информации должен быть минимально-достаточный.

Очень хорошо это понимают риэлторы. Если клиенту вместо пяти квартир показать 50, это только вредит сделке. Клиенту трудно выбрать. Если заместитель свою мысль излагает многословно, повторяясь по 5 раза об одном и том же, его следует прервать.

 "Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану" 
                                                                                                  Козьма Прутков

 

Особенно негативно реагируют клиенты, когда слова заместителей окрашены нравоучительной интонацией. «Я тебе сейчас скажу, как ты должна будешь себя вести, когда ты придешь домой». В большинстве случаев ни к чему не приводит, кроме сильного раздражения клиента. Поэтому если заместитель вдруг скатывается в роль гуру, бога или учителя – его нужно прервать.

Если уж лишнее слово выскочило, расстановщик обязан его обработать (утилизировать). Можно сказать клиенту: «Дорогой клиент, это ваше полное право соглашаться с этими словами или нет. Если для вас это лишнее, можете эти слова просто забыть, вычеркнуть из памяти и всё».

 

 

Перетекание ролей

В семейной расстановке перетекание ролей – это абсолютно нормальный процесс. Вплоть до того, что один заместитель может пройтись по нескольким ролям за несколько минут, ненадолго фиксируясь в разных точках: папа, бабушка по папе, дед. Каждый изгиб траектории или остановка в определенной точке маршрута может что-то обозначать.

Расшифровывать послания из ролей, которые перетекают одна в другую, можно только держа в памяти фокус запроса.

*** 

Статья написана в соавторстве с Матвеевой Надеждой (Центр "Ольвия" г. Москва) 

С уважением

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880

первая консультация по скайпу - БЕСПЛАТНО 
расписание центра "Ольвия" смотрите на сайте www.olvia-center.ru



Просмотров: 559
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как клиенту лучше интегрировать образ расстановки?
  • Как клиенту поставить первоначальный образ расстановки
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Системные расстановки: клиент, расстановщик и поле.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Может ли психолог (психотерапевт) давать советы своему клиенту?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Возвращение домой или Что делать клиенту после расстановки
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Через образ к чувствам клиента.
  • Как определить образ жизни клиента?
  • Что делать клиенту после расстановки?
  • Как образ “секс-бомбы” может помешать девушке быть счастливой в любовных отношениях?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Дневник клиента. Образ Я. Арт-терапия на практике.
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Если он говорит вам эти фразы - он совсем не жалеет о своей измене и, скорее всего, изменит вам снова
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Секреты памяти или "НЕ НАВРЕДИ своему клиенту"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Подвиг заместителей в расстановке
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Идея "Найди дело по душе и не будешь работать ни одного дня" и ее влияние на клиента
  • Обязательно ли, чтобы было тяжело и плохо клиенту?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь