|
Первый шаг в арт-терапииАвтор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
Спонтанность и креативность – это то, что является признаком здоровой личности. Проявления этих качеств порой непросто достичь в работе с пациентами, неуверенными в своих творческих способностях, боящихся сделать ошибку. Во многих с детства глубоко сидит страх осуждения или, еще хуже, высмеивания. Этот первый шаг пациента к свободному самовыражению требует иногда определенной находчивости со стороны терапевта. Как пример приведу известное упражнение с разделенным пополам листом бумаги, когда краска наносится толстым слоем на одну половину, и потом отпечатывается на другом при складывании. Казалось бы, чего проще, но многие не могут выполнить это упражнение.
Просто эксперементировать с цветами - является неприемлимым действием. Это слишком рискованно и бессмысленно. Мы же привыкли все делать со смыслом, а не просто так, развлекаться. Нужна какая-то цель и нужны гарантии, что результат будет устраивать. Поэтому мы перемещаем фокус с процесса на гарантированный, хорошо выглядящий и простой в исполнении конечный результат. В данном случае предъявляется образец работы, который выглядит весьма прилично и даже привлекательно. Он имеет четко очерченную форму и практическое значение – это открытка, которую можно подарить близким.
Собственно, для терапии важен именно сам процесс работы с красками, как способ свободного самовыражения, и как опыт позитивного регресса в состояние ребенка с его восторгом открытия мира. Размазывание красок, игра с оттенками цветов возвращает нас в детство, позволяет вспомнить чувства творца, необременнного ни условностями общества, ни оценками со стороны окружения. В этом упражнении играет большую роль, как ощущение краски - полужидкого материала, который отсылает в анальную стадию развития, так и цветотерапия - удовольствие от созерцания цветов и их сочетаний. Кроме того, важен опыт успешного преодоления своих барьеров: пробовать новое - это не страшно, а увлекательно. И этот способ работает. Иногда даже с пациентами, которые категорически отвергают художественную деятельность, как одна из пациенток . Она сказала: «Я не буду рисовать, это не мое, а лучше посмотрю». Через некоторое время наблюдения за работой других, она не вытерпела, попросила лист бумаги и начала с видимым удовольствием наносить на него краску. Подобная ситуация повторялась неоднократно и с другими пациентами. Очень классно наблюдать за 80- и даже 90-летними пациентками, как они, словно первоклашки, высунув язык и забыв все на свете, мешают краски на листе бумаги, потом с нетерпением раскрывают сложенный лист и восторгаются получившимся буйством цветов. Специфика моей работы состоит в том, что мне чаще всего приходится работать с немотивированными пациентами. В мои задачи входит их вовлечение в процесс через поддержку, ободрение и вызывание интереса. Если клиент сам приходит на прием, де еще и платит деньги, его мотивация совсем другая. Но даже в этом случае есть действия, на которые ему трудно решиться. Возможно, это упражнение или применение принципа его действия поможет в коллегам работе. Желаю успехов!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|