|
Сны РоссииАвтор статьи: Бакалдин Сергей Витальевич
Предисловие Эту статью я написал и опубликовал в далеком 1996 г. Недавно её нашёл и перечитал, и мне показалось, что она не только сохранила часть своей актуальности, но и обретает новое значение в свете свежих событий происходящих в нашей общественной жизни.
С.В. Бакалдин СНЫ РОССИИ «Сон разума рождает чудовищ» (испанская поговорка)Вы когда ни будь, ловили себя на ощущении, что Ваша нынешняя жизнь это сон? Вы спите, а все перипетии, произошедшие со страной, с Вами, это только Ваш сон. Развал Союза, крах социализма, исчезновение КПСС и КГБ, безработица и миллиардеры, карусель выборов и шоу политиков,"мерсы" и реклама на улицах, только фрагменты сна, который Вам снится. Вы надеетесь или страшитесь пробудиться от этого сна, выйти на улицу и увидеть ее такой, какой ей "положено" быть: подметенной, без нищих и рекламы "Мальборо", с киоском "союзпечати" на углу, "родными" плакатами "НАРОД И ПАРТИЯ ЕДИНЫ" и "СЛАВА КПСС", детворой в школьной форме и пионерских галстуках... Вспомнили? Конечно, вспомнили. Эти картины запечатлены Вашей памятью с первых дней жизни. Даже если Вы живете сейчас намного лучше и стараетесь не вспоминать о прошлом, оно продолжает жить в Вас, сохраняясь по мимо Вашего желания в глубинах бессознательного. Реальность раннего детства и юности остается эталоном "истинной" реальности на всю оставшуюся жизнь. Это не зависит от вашего сознательного отношения к прошлому. Вы можете тосковать по нему, мечтать о его возвращении или ненавидеть, страшиться поворота вспять. В любом случае эта "истинная" реальность живет в каждом из нас и настойчиво требует своей реабилитации, оставаясь не совместимой с реальностью в которой мы сейчас пребываем. Современная жизнь России строится по принципу "наоборот" от прежней. Многое из того что было хорошо раньше, теперь плохо и только мешает "жить", А многое из того, что раньше было плохо и находилось под запретом, нравственным, а подчас и уголовным, сейчас разрешено и провозглашается нормой. На первый взгляд все просто, изменилась страна - стала другой, изменился строй, идеология, значит и люди должны измениться, быстренько перестроится и зажить себе счастливо по новому в новом Российском обществе. Но это далеко не так, к сожалению природа человеческой психики консервативна и опирается на прошлый опыт. Этот опыт закладывается с первого мига жизни человека, а частично даже во время его внутриутробного развития. Очень важными для формирования его социально-нравственных ориентиров являются опыт первых лет жизни, не зависимо от того какие сознательные оценки мы даем ему теперь. Таким опытом для нас является советский образ жизни, его официальные и неофициальные нравственные и жизненные нормы. Вспомните: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо?, и что такое плохо?" - учили мы в детском саду и в школе, и оно продолжает жить в нас, сохраняясь в нашем бессознательном, вместе со всем, что с нами было с момента рождения. З.Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом, где сознательная часть психики его вершина, а основная глыба льда скрытая под водой, это громада бессознательного. И этот наш прошлый опыт вступает в неизбежное противоречие с сегодняшними реалиями, порождая бесконечные внутренние конфликты в душе каждого человека, независимо от того какие сознательные оценки он дает настоящему, прошлому, всей своей жизни. Наше бессознательное содержит в себе идеальное представление о нас самих, появляющееся в детстве в результате общения ребенка с матерью и другими людьми, то как "видят" ребенка родители, их ожидания, идеальные представления. Позднее - воспитатели, учителя, сверстники, соседи, средства массовой информации и т.п. формируют (по большей части бессознательно) то к чему человек потом стремиться, то чему он хочет соответствовать, его жизненные ценности и моральные запреты. Передаваясь таким образом от поколения к поколению они создают психическое своеобразие народа, того что у нас русских называют "загадочной русской душой". Эти идеальные представления слабо контролируется сознанием, скорее они, осуществляют постоянный надзор, цензуру нашей сознательной активности и наших бессознательных фантазий. Они заявляют о себе как совесть, стремление к совершенству, цензор всей жизни человека, причем для них нет разницы между физической и психической реальностью. Одинаково строго наказываются как реальные поступки, так и фантазии даже неосознаваемые. Стремления личности противоречащие ее идеальным, по большей части бессознательным представлениям о нее самой, порождают внутренние конфликты, часто неразрешимые для индивида и поэтому удаляемые из области наших осознаваемых мыслей в сферу бессознательного. Поскольку большинство из нас, граждан России, сформировалось в репрессивных условиях советского периода, мы являемся носителями моральных установок, ценностей, запретов той поры. Которые оказывают сопротивление их пересмотру и отмене в жизни общества, наказывая нас чувством вины и угрызениями совести за малейшее отступление от них. Сознательное отрицание былых ценностей и моральных установок, не снимает бессознательного чувства вины и страха наказания, порождая невротизацию, бегство в работу ("трудоголики"), алкоголь и наркотики, гиперсексуальность, неврозы, различные психосоматические расстройства. Одной из психических защит от этого, является отказ бессознательного принять реальность мира, бегство от нее. Отвергаемый реальный мир воспринимается, как сновидческая фантазия. Фрейд считал сновидческую деятельность формой исполнения скрытых желаний. Наша современная жизнь - реализация ранее запретных, табуированных желаний, имеющих прежде только фантазийный выход. Осуществление на практике или даже в фантазиях (что для бессознательного одно и то же), запретных желаний, определяется во много степенью автономии идеальных представлений от остальной части личности и способности навязывать ей свою волю. Исходя из этого, всех жителей России можно условно разделить на две большие группы. Первую группу входят те, кто принимает реалии жизни на сознательном уровне и успешно адаптируется к ним. Более того, образ жизни который они ведут, полностью отвечает их ранее подавляемым стремлениям и желаниям. Их моральные запреты и установки оказывается потесненным, изменяющейся реальностью. Осуществление запретных когда то желаний и отсутствие ожидаемых и неизбежных наказаний за это, порождает, на бессознательном уровне, ощущение сна. Нравственные установки прошлого, стоя на страже былых запретов, грозят неминуемым пробуждением и карой. Именно это бессознательное чувство нереальности существующего, источник "временщичества" в бизнесе и политике у большинства "новых русских". Бизнесмен не вкладывает финансы в долговременные отечественные проекты; политик не связывает свою карьеру с ростом благосостояния жителей страны, он или страшится реальности или играет с нею, пускаясь в политические авантюры, но в обоих случаях он ей не адекватен. Другая группа это те кто не может приспособится и принять современную Россию даже на уровне сознания, не говоря уже о бессознательном. Их нравственные запреты сильнее. Они мешают их успешной адаптации к новой жизни, иногда даже при наличии объективных возможностей для нее. Ведь любая успешность, это нарушение этих запретов и провокация наказания, в виде обострения чувств вины и тревоги. Нынешняя жизнь для них по прежнему остается табуированной и напоминает реализацию их кошмарных снов. Главная проблема этой группы в бессознательном чувстве вины за реализацию этих кошмаров. Их инстинктивные эгоистические желания всегда стремились к воплощению в жизнь, но активно подавлялись в процессе социализации тоталитарной советской системой, ориентированной, в отличии от современной, на коллективистические, а не индивидуалистические идеалы. Сильные, репрессивные морально-нравственные установки и запреты свидетельствует о успешной адаптации этой категории граждан к советскому строю, но их консерватизм источник нынешних проблем. Их подавляемые и вытесняемые в бессознательное желания, порождали запретные фантазии о крахе репрессивной системы и ее символов. Реальное их крушение было воспринято на бессознательном уровне, как результат этой фантазийной агрессии. Возникновение чувства вины неизбежно. Мифы о жидо-масонских и других заговорах "перестройки", служат облегчению чувства вины, частично принимая его на себя. Этим и объясняется живучесть этих мифов, среди представителей данной группы населения. Миф о "заговоре" напоминает по действию другой неумирающий и набирающий, в настоящее время, все большую силу миф -"о сглазе". Имеющиеся в обеих группах психические конфликты усиливаются в результате участия в них, архетипических символов, хранящихся в глубине нашего бессознательного и проявляющихся в культурных феноменах: Всемогущего отца, Матери, Семьи-Рода, Рая. Все эти архетипы были символически слиты с главными предметами поклонения советской культуры и одновременно с фигурами родителей или лиц их замещающих. Ленин и его приемники не просто лидеры коммунистической партии, это ВЕЧНОЖИВЫЕ, идеальные, Всемогущие отцы народа. Вспомните: "ЛЕНИН и теперь живее всех живых", "Сталин это Ленин сегодня", анекдоты о бессмертии Л.И.Брежнева. Они могут карать и миловать, их надо любить даже во гневе и нельзя критиковать ибо они всегда правы. Не случайно Сталина часто называли отцом народов. Народ их обязан любить и демонстрировать свою ритуализированную любовь. Они являются объектами, на которые направляется энергия любви массы. Любовь к ним подчас переходит в обожание и "обожествление", они олицетворяют собой власть, справедливость, всеведение, карающую силу. Параллельно с любовью они порождают в массах, постоянно вытесняемые из сознания, страх и ненависть. Партия так же являлась олицетворением жесткого Отцовского начала, даперсонализированного служения Отцовской воли: "Солдаты партии", "Верный сын партии", "Долг перед партией". Это позволяло ее членам идентифицировавшись с нею, подавляя проявления своей индивидуальности, получить взамен часть ее "мистической" Отцовской силы. Неизбежное при этом подавление индивидуальности порождало желание освободиться - самому стать "Отцом" или убить его. Невозможность разрешить этот конфликт приводило к его полному вытеснению в бессознательное и реализации в виде фантазий. Примером символическим отцеубийством является и отказ правящей элиты от уважительного обращения по отчеству. Желание порвать с прошлым, уничтожить даже малейший намек на него, говорит о черезвычайно болезненном и глубоко вытесненном чувстве вины. Отказаться полностью от былого, начать с чистого листа, стать Адамом с гладким животом, без пуповины родства, их сокровенное желание. Чувство вины за "смерть отца" тесно связано со страхом наказания в виде кастрации. Этому страху также отказано в принятии его сознанием, и он вынужден заявлять о себе повышенной тревожностью, агрессивностью и подавленностью. Компенсациями ему могут служить повышенная, демонстративная мужественность поведение, грубость, агрессивность, стремление к власти, гиперсексуальность, промискуитет, стремление к многоженству (законопроект рассматривался в Думе), желание обладать фаллическими символами: оружием, теннисной ракеткой и т.п. Не менее значим архетип Матери, идентифицируемый нашим бессознательным с образами Родины - СССР : "Родина - мать", "Верные сыны Родины", "Защитник Родины и защитник матери". На символическом уровне существовал "брак" между Партией (Отцом) и Родиной (Матерью), все народы СССР - их дети, образующие братскую семью народов. Таким образом разрушение Советского Союза и развенчание КПСС, это второе в течении века символическое убийство Матери и Отца (первым было крушение Российской Империи и убийство императорской семьи) в масштабе всего народа. Насильственный распад семьи народов, возможно одна из косвенных, глубинных причин ослабления семейных уз, эрозии чувства семейного долга, так необходимого для нормальной семейной жизни. Именно с образом матери связаны наиболее значимые, базовые моральные запреты. Поэтому развал СССР одновременно явился символическим разрушением всех нравственных ограничений и ценностей. Все стало возможно и морально оправдано. Под угрозой разрушенной оказалась часть личности каждого человека сформировавшегося к моменту Перестройки. Нарушены его идентификации: "Я - гражданин Советского Союза", "Я - пионер страны Советов", Советский народ и т.п., а это все составные и значимые части его личности. Их не так то просто выкинуть, а выкинув необходимо дать замену, если ее возможно "вживить". Именно стихийным поиском новых идентификаций объясняется "взрыв" национализма, интереса к верованиям предков. Самым страшным в этом процессе является обесценивание чувства гражданственности и патриотизма. Ощущение себя внутренним эмигрантом, попавшим в чужую страну. Вытесненные конфликты порожденные, эпохой перемен, невозможно просто игнорировать, бессознательное все равно находят пути их разрешения, такие, какие удобны ему, но могут быть весьма болезненными для самого человека. Какие же основные каналы их разрешения выбирает наше бессознательное: 1. Не принятие современной реальности, стремление реставрировать прежнее общество, идеализация его, тоска по нему. Все плохое забылось. Жизнь - кошмарный сон, поскорей бы проснуться. 2. Принятие реальной жизни, обычно успешная адаптация к ней, и как правило отрицание прежней, создание мифов о "ужасном советском прошлом", глубинный страх перед ним. Жизнь – сон, в котором реализуются самые заветные мечтания. Самое страшное для них проснуться и вернуться в прежнюю жизнь. 3. Создание новой мифологии, использующей прежние, вечные символические фигур. Жажда получения нового символического Отца и Матери взамен "убитых". Стирание граней между сном и явью, уход в религию, мистику, поиск "третьего" пути в политике, обретения всемогущества (экстраординарных способностей). Жизнь и есть сон, жизни за пределами сна нет. Регрессия в инфантильный, фантастический мир. 4. "Бегство в болезнь": невротические, психосоматические расстройства, депрессию, алкоголизм, наркоманию, секс. Позиция: пожалейте меня я такой несчастный, до жизни руки не доходят. 5. Сублимация - уход от проблем в творчество, работу. Трудоголики. Можно ли как-то помочь этим людям вернуться в реальный мир и пережить это возвращение, не обрушившись в депрессию или что по хуже? Один из возможных выходов индивидуальная психоаналитическая помощь в лице квалифицированного психоанализа, но получить её для многих может быть затруднительно, по нескольким причинам: во первых, малое количество квалифицированных психоаналитиков (далеко не все кто называет себя таковыми ими являются), второе, высокая стоимость психоаналитических услуг и наконец принципиальная невозможность охватить индивидуально десятки миллионов людей нуждающихся в помощи. Можно сказать, что данные проблемы касаются отдельных индивидов и не затрагивают общество в целом, но это будет лишь ещё одно бегство от реальности. Чем иным можно объяснить расцвет так называемых "тоталитарных" сект, политический успех таких одиозных личностей, как Жириновский и Лебедь, переизбрание тяжело больного Ельцина, астрологическую чушь в каждой газете и на телеэкране, высокую активность пожилых людей на выборах, на общем относительно низком фоне, новое переписывание учебников истории с заменой одной лжи другой. Скрытость этих процессов, сопротивление психики их осознанию, делает их поистине угрожающими. "Сон" в котором пребывают многие наши сограждане может породить чудовищ сравнимых с апокалипсическими. Недооценка бессознательных процессов происходящих в массах и роли личности, способной аккумулировать на себе идеалистические проекции и ожидания народа, пребывающего, как бы во сне и поэтому гораздо более внушаемому, может привести к катастрофе. Один пример история уже имеет - III Рейх Адольфа Гитлера. Кто будет у нас? 1996 г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|