Что мешает нам мыслить рационально? Часть 2

Автор статьи: Елена Тухарели

Продолжаем изучать иррациональные установки. Какие еще сценарии мешают нам осознавать реальную ситуацию, не позволяют принимать эффективные решения? Распознаем и изменяем!

Сценарий № 5. «Обесценивание»

Стратегия, когда положительные моменты, достижения, успехи, благоприятные ситуации обесцениваются как совершенно тривиальные, стандартные, незначимые. Например, вы ловите себя на фразе «То, что я делал раньше, уже ничего не значит; то, что раньше это удавалось, ни о чем не говорит» и т. д. Часто по подобным фразам можно определить явные сигналы данной стратегии. Фундаментом подобного отношения к себе и своей ценности является отказ от деятельности. Если я это обесцениваю, то могу ничего не делать. А также за этим стоит попытка снизить значимость ситуации – «не так уж и хотелось». Обесценивание помогает сохранить ту самую «зону комфорта», ничего не делая. Как можно скорректировать эту установку?

1-Й ШАГ. Выявите свои ценности. Почему это для вас ценно? Зафиксируйте, какое именно обесценивание возникло. Подумайте: а чего на самом деле в этой ситуации вам хотелось бы? И почему это так ценно для вас?

2-Й ШАГ. Вспомните, какие эмоции, мечты, цели были, когда изначально вы брались за конкретную деятельность. Ищите ресурсы, которые могут вернуть в то приподнятое состояние, когда у вас получилось то, чего вы хотели, то, что ценно. Сам факт наличия опыта переживания такого состояния уже ресурсен.

Сценарий № 6. «Негативный фильтр»

Предполагается сосредоточенность на негативной стороне жизни. Происходит концентрация на отрицательной оценке даже при очевидном несоответствии ее действительности. Часто соседствует с установкой на обобщение – «люди меня не любят», «я никому не нужен», «я никогда не сдам экзамен» и т. д. Переориентироваться на положительные аспекты не получается – человек сам в них не верит. В основе данной установки может лежать сниженная мотивация смотреть на ситуации с разных точек зрения, под другим углом; отсутствие ресурса, сил на объективную оценку себя и своих достижений.

Как можно скорректировать эту установку?

1-Й ШАГ. Важен поиск мотивации видеть ситуацию под новым углом, по-другому. Постепенно акцентируйте внимание на положительных моментах жизни.

2-Й ШАГ. Используйте положительные формулировки – «я смогу это сделать», «у меня получится сдать экзамен».

3-Й ШАГ. Планируйте деятельность, чтобы заранее предугадать «подводные камни» и пути выхода из сложных ситуаций.

4-Й ШАГ. Оцените – можно в баллах, – насколько вам сегодня удалось все это сделать.

Сценарий № 7. «Долженствование»

Любимое многими слово «должен». События интерпретируются такими, какими они якобы «должны» быть: «Я должен преуспеть, если не получится – я неудачник», «Мир должен быть справедлив…». При этом долженствование распространяется как на себя, так и на других. Под эту стратегию создается свод определенных правил, что и как должно быть. Правила обязательны к выполнению, но не всегда соблюдаются, поскольку «мир несправедлив». Постоянный контроль с целью соблюдения этих правил создает определенное напряжение. Как следствие, подобную установку сопровождают яркие негативные эмоции. Признаками «долженствования» становятся агрессия, дискомфорт, раздражительность, неудовлетворенность от того, что все не так, как должно быть. Как можно скорректировать эту установку?

1-Й ШАГ. Проанализируйте все ваши долженствования – про что их больше?

2-Й ШАГ. Приведите доказательства справедливости этих долженствований. Почему вы считаете, что именно в этом вопросе вам должны именно это?

3-Й ШАГ. Оспаривайте доказательства. Вспомните, бывали ли ситуации, при которых эти правила нарушались. Например, если у вас не получился один проект, должны ли вы считать себя неудачником сразу, или у вас есть шанс быть успешным в другой сфере?

4-Й ШАГ. Говоря «должен», мы ставим себя в определенные рамки. Просто смените формулировку. Например, «я должен» поменяйте на «я хочу». Какая из этих формулировок вызывает у вас положительные эмоции?

5-Й ШАГ. Переведите долженствования в осознанность. Например, «я забочусь о здоровье, родителях, детях и т. д.» не потому, что это тяжкая ноша, а потому, что это приятно, полезно, приносит положительные эмоции и результаты.

Сценарий № 8. «Обвинения»

Источник всех бед – кто-то другой. При данной стратегии происходит сосредоточение на другом человеке как источнике своих негативных чувств. Суть данной стратегии в том, что сам человек неосознанно отказывается брать на себя ответственность за последствия своего поведения. Установка «они виноваты» является агрессивной позицией.

Как можно скорректировать эту установку?

1-Й ШАГ. Вспомните, что вы сами можете урегулировать свое настроение. Как реагировать на событие – ваш выбор и ваша ответственность.

2-Й ШАГ. Научитесь аргументировать свои обвинения.

3-Й ШАГ. Используйте «я-высказывание». Например, вместо обвинения «Ты виноват, что испортил настроение» скажите: «Мне неприятно, когда ты так говоришь». Фразу «Ты меня раздражаешь» – замените на фразу «Я злюсь, когда ты так делаешь». То есть вы говорите о своих мыслях и эмоциях, берете на себя ответственность за свое состояние.

4-Й ШАГ. При более глубокой проработке ищите неудовлетворенную потребность, которая прикрывается обвинениями других. Ищите ресурсы, которые помогут вам эту потребность удовлетворить.

Осознав наличие у себя той или иной иррациональной установки, вы уже делаете первые шаги к эффективному изменению мышления и поведения. Как только вы начнете свободно идентифицировать у себя те или иные установки, можно приступать к их коррекции. Как только произойдет осознание негативных последствий той или иной установки, можно приступать к выработке нового, адаптивного поведения. И самое важное – не позволяйте негативному мышлению управлять вашей жизнью.

Источник: https://www.psyh.ru/chto-meshaet-nam-myslit-ratsionalno-2/
© Наша Психология



Просмотров: 486
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Можно ли не брать ответственность на себя?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Слова - ничто. Голос - всё! И можно ничего не рассказывать про себя на терапии (думать про запрос)
  • Ну когда уже можно будет приступать к сексу с вашим новым мужчиной
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Возможности и последствия диссоциации. Насколько далеко можно уйти в отказе от себя.
  • Ошибочные установки, которые мешают нам чувствовать себя счастливыми
  • Психосоматика: стоит ли лечить или можно просто взять себя в руки?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • У каждого уважающего себя психолога и тренера должен быть план!
  • Я должен, обязан! Думаю, вы устали от этих требований! Но чем заменить эти долженствования?
  • Мои родители нормальные, или какие эмоции можно считать легальными?
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Можно ли любить того, кто сам себя не любит?
  • Я полюблю себя, когда меня полюбит кто-то другой
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Быть хозяином себя в любой сложной ситуации. Телесно-ориентированный и персональный способ обхождения
  • Когда мама - психолог или неидеальной быть можно
  • Притча о том, как можно обесценивать другого, а получается прежде всего себя.
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь