Проблема насыщенности смыслом жизни

Проблема насыщенности смыслом жизни

Проблема насыщенности смыслом жизни

«Тот, кто имеет зачем жить, может вынести почти любое как»

Ф. Ницше

Невозможно ответить на вопрос, каков смысл жизни – для каждого он свой: как пишет В Франкл (1990), кто-то оставался жить ради ребенка, кто-то ради не написанных книг. Широко распространенно понятие насыщенности смыслом жизни человека (Франкл В., 1990, Леонтьев Д. А. 1999, Маслоу А. 1999; Ялом И., 2000 и др.). Тем не менее, встретить в литературе «стройное» определение этому понятию весьма сложно, но определение «личностного смысла можно найти в словаре и указывает оно на то, что это индивидуально специфическая, личностно-пристрастная характеристика. Одни и те же явления могут иметь разный смысл для разных людей. Личностный смысл определяется тем, в какой  связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностными ориентациями субъекта (Большой психологический словарь, 2007). Помимо прочего, к определению смысла можно добавить, что существует концепция трех измерений смыслового явления, отражающих три системы связей, в которую эти явления включены. Так в онтологическом аспекте является объективная система отношений субъекта с окружающим миром. В феноменологическом аспекте отражается субъективная репрезентация в сознании субъекта. Деятельностный аспект смысла характеризует его влияние, не обязательно осознаваемое на процессы внешней и внутренней активности субъекта (Леонтьев Д.А.,1999).

При всей сложности понятия наличия смысла жизни, все более часто, даже в повседневной жизни, можно столкнуться с выражением «экзистенциальный кризис» или как его назвал Франкл В. «экзистенциальная фрустрация» или «вакуум», подразумевающий под собой как раз отсутствие наполненности жизни смыслом. При этом существует риск развития «ноогенного невроза» (Франкл В., 1990).

Отмечаются вполне конкретные негативные последствия снижения смысла жизни (Франкл В., 1990, Братусь Б.С. 1988, Лентьев Д.А. 1999). К ним относятся переживание пустоты и бессмысленности жизни, преобладающее чувство скуки, неудовлетворенность жизнью, негативный эмоциональный фон. Утрата переживания субъективной значимости намерений, целей и видов деятельности, планируемых или осуществляемых индивидом, отсутствие четких сознательных представлений о направлении собственной жизни, цели ограничиваются краткосрочной временной перспективой и не образуют иерархии. Сужение широты круга мотивов, осуществляемых индивидом в деятельности, а так же степень их иерархизации, приводящее к фрагментации деятельности. С содержательной стороны деятельность сводится к удовлетворению потребностей и соответствию социальным нормам. Формирование убеждений, отражающих невозможность смысла или его реализации, ценности не рефлексируются, рассматриваются как абстрактные, неспособные побуждать к реальной деятельности.

О. И. Даниленко (2011) писал, что у душевного здоровья есть четыре критерия. И первым является наличие смыслообразующих жизненных целей. Для поддержания душевного здоровья человека важно, что бы цели, направляющие его деятельность  являлись для него субъективно значимыми и обладали смыслом. За такими выводами, безусловно, стоит анализ трудов многих известных экзистенциально, гуманистически, аналитически (и не только) ориентированных психологов: К.Г. Юнга, Г. Олпорта, А Маслоу, А. Эллиса, Э .Фромма, К. Хорни, Б.Г. Ананьева и др.

В.  Франкл много внимания уделил психологии человека, находящегося в неволе. Врач-психиатр и сам жертва концлагеря описывает, как наступает апатия, притупление эмоций и чувство равнодушия у него самого и окружающих его людей. Но дальше мы находим описания того, как смысл жизни в неменяющихся условиях обретается заново. Важным становится даже то простое, что не удостаивалось вниманием раньше  «все воспринималось острее». Смысл находится для того, что бы выжить. Как пишет наблюдательный автор, отмечался некий парадокс: заключенные с более высоким образованием, которые не выглядели крепкими снаружи, часто выживали успешнее за счет богатой внутренней жизни и духовной свободе (Франкл В., 1990). И здесь всплывает из памяти цитата Иоганна Фридриха Шиллера: «человек создан свободным, хотя б он и родился в цепях».

 

 Список литературы:

Даниленко О.И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. – 2011. – №2.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) – М., 1992.
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. – 2007. – №4.
Франкл В. Человек в поисках смысла - М.: "Прогресс", 1990

  И др...

 

 



Просмотров: 613
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Определение смысла жизни или как прожить долгую и наполненную смыслом жизнь
  • "Человек в поисках смысла" (В. Франкл)
  • Смысл в жизни и жизнь без смысла.
  • Виктор Франкл в моей жизни
  • 50+. Смысл жизни или жизнь со смыслом.
  • Смысл. (Виктор Франкл)
  • Проблема смысла жизни
  • Переживание смысла жизни снижает риск заболевания болезнью Альцгеймера
  • Обретение Главных целей, Предназначения и Смысла жизни
  • Отсутствие смысла в жизни: 5 ключей по работе с экзистенциальным кризисом
  • Психология смысла жизни.
  • В поисках смысла жизни
  • 30 лет в поисках смысла жизни
  • Потеря смысла жизни - удача или утрата.
  • Кризис смысла жизни
  • Почему концепция «Смысла жизни» не работает для всех и чем её заменить
  • Утрата смысла жизни: естественное состояние роста или болезнь?
  • Любовь. Молодость. «Кризис смысла жизни»
  • У вас кризис? Потеря смысла жизни? Поздравляю!
  • Что стоит за поиском смысла жизни? Шаг к обретению себя...
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Поиск смысла жизни
  • в поиске смысла жизни
  • Потеря смысла жизни
  • Поиск смысла жизни
  • Потеря смысла жизни…
  • Потеря смысла жизни
  • Потеря смысла жизни
  • Поиск смысла жизни
  • Будущего нет и смысла в жизни нет- о подростках



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь