Что страшного в детстве? или Много ли нужно для счастья.

Где-то читала, что дошкольник улыбается  в среднем около четырехсот раз в день, а взрослый около четырех. В точности подсчетов можно и усомниться, просто запомнилась гигантская разница...

Столько уже сказано и написано о стремлении родителей развить своего ребенка как можно раньше, чуть ли не с самого рождения, что остается только горько шутить, что работа у психологов и прочих людоведов будет всегда. Не буду рассуждать на тему "воспитывайте себя, а не детей, все равно они будут похожи на вас", да и работаю я в основном со взрослыми людьми.

Но вот опять приходит на консультацию семья, мама-папа-сын/дочь, со стандартным запросом: "У ребенка проблемы, помогите!".  И опять родители не готовы слышать, что состояние ребенка - это лишь зеркало состояния семьи. И проблемы ребенка - суть не решенные проблемы родителей. Я тоже мама и, конечно же, представляю как не просто признаться, что пришло время менять себя, потому что на кону уже не только твое благополучие. И как не просто сделать самый первый шаг. Шаг к самому себе, который, как известно, не заменит ни одна терапия.

Про контуры или этапы развития можно почитать в книгах и в интернете. Т.Лири, Р.А.Уилсон подробно и полно описывают и сами периоды (контуры) и процессы импринтирования на каждом из этапов. 

Я же хочу в этой статье привести таблицу, из которой, надеюсь, станет очевидно, что не количество вложенных в ребенка знаний, денег и собственного самоутверждения, а родительская любовь и ответственность (в том числе за собственное здоровье и благополучие) - вот что важно, если мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми и эффективными людьми.

И еще хочу успокоить всех, кто уже захотел было расстроиться, испугаться или начать винить себя: психотерапия не стоит на месте и если нельзя изменить прошлое (хотя, кто это сказал?), то уж свое отношение к нему можно и стОит менять.  Хотя бы ради будущего наших детей.

Возраст

Потребность

Что формируется

Проблемы при нарушении потребностей

(симптомы)

0 – 1,5 (младенчество)

Мама, любовь, доброжелательность других

Базовое доверие к миру

Страх пред жизнью и отчуждение от мира

Глубокое чувство недоверия/неверия

Отсутствие контакта с собственным телом

Боязнь собственных желаний

Стремление к контролю всех и вся

1,5 – 3 (раннее детство)

Папа, соблюдение баланса вседозволенность / ограничения + неограниченное движение

Автономность и самодостаточность

 

Самоограничения

Чувство вины и стыда

Принижение себя

Запрет на чувства и удовольствия

Сверхзаботливость и сверхнавязчивость

3 – 6 (возраст игры)

Максимальное удовлетворение исследовательского инстинкта

Активность и целеустремленность

Апатия, отказ от деятельности

Боязнь попробовать что-то новое

Нерешительность и мнительность

Неумение ставить задачи

Ригидность и педантичность

6 – 12 (школьный возраст)

Взаимодействие, здоровая соревновательность, стимулирование достижений

Трудолюбие и полноценность

Комплекс неполноценности

Излишняя соревновательность

Боязнь ошибок, нетерпимость

Излишняя критичность к другим

Постоянное сравнение себя с другими

Систематическая борьба с промедлениями

12 – 18 (подростковый и юношеский возраст)

Уважение позиции, принятие выбора, доверие

Идентичность, набор социальных ролей

Несамоидентичность (отказ от себя)

Тотальная зависимость от собственной семьи

Склонность к соглашательству, некритичность

Трудности в ответе «кто я такой?»

Склонность подчиняться и протест против всех

Болезненное стремление выделиться и продемонстрировать собственную уникальность



Просмотров: 607
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Психосоматика: стоит ли лечить или можно просто взять себя в руки?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Подростковый возраст - проверка родителей "на любовь".
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • Проблемы у ребенка? Взгляните на себя!
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Можно оставить в покое "внутреннего ребенка"?
  • Как сделать себя и ребенка счастливыми и успешными?
  • Можно ли самому изменить себя ?
  • "Нужно просто любить себя!" - ну такое...
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • "Я-ценность" или научите ребенка себя защищать
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Подростковый возраст это время для поиска себя.
  • Лайфхак для родителей "Как качественно успокоить ребенка"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь