|
Мужские женские сказкиАвтор статьи: Збронская Марианна Феликсовна
Мы с раннего детства знакомимся со сказками. Мы растем и взрослеем на них. С ними мы учимся говорить, запоминать, пересказывать. Сказки, чаще всего, становятся первыми сценариями наших ролевых игр и фоном для наших первых фантазий. И именно сказки (народные!) являются чуть ли ни единственной возможностью скорректировать сценарий судьбы на самых ранних этапах развития. Меня часто спрашивают, какие сказки читать детям? И это один из немногих вопросов, на который у меня есть почти однозначный ответ: народные! Однако, часто выясняется, что и он требует уточнения. Дело в том, что среди огромного фольклорного наследия можно выделить разные типы сказок: обычно (или интуитивно) первыми сказками наших детей становятся «Репка», «Курочка Ряба» и «Колобок» и только потом мы начинаем рассказывать или читать малышам (кстати, лучше читать, причем в традиционном изложении Афанасьева или других признанных собирателей сказок) сказки «Кот, дрозд и петух», «Лиса и заяц» «Лисичка со скалочкой» и тому подобные. И только затем наступает очередь так называемых волшебных сказок, таких как «Иван-царевич и серый волк», например, или «Финист ясный сокол». Собственно, как раз они, волшебные сказки, являются самым частым материалом, используемым в психологической работе и, возможно, именно поэтому, самой спорной темой для обсуждения. Среди множества книг на эту тему я встречала и работы, в которых подразумевается деление волшебных сказок на «мужские» и «женские». Именно на этом мне бы хотелось остановиться сегодня. Значит ли это, что для своих сыновей нам стоит выбирать сказки исключительно «мужские», а для дочерей, соответственно, «женские»? Или, может, при желании использовать сказки для само терапии и личностного роста мужской части населения лучше выбирать сказки «мужские», а женской, соответственно, «женские»? На мой взгляд ― нет. Более того, ни в коем случае! По-моему, сказки только условно можно разделить на «мужские» или «женские» и деление это относится скорее к гендерной (половой) принадлежности главного героя ― героя, который проходит испытания, а не к полу читателя или слушателя Что же касается использования сказок для саморазвития и воспитания детей, то с этой точки зрения ― грех лишать личность, свою или ребенка, возможности обрести внутреннюю целостность. Мне кажется важным вернуться здесь к мысли о том, что в любой личности так или иначе присутствует и мужская и женская составляющая. Другое дело, что от мужчины мы, естественно, ожидаем проявления каких-то мужских качеств (маскулинности), которые, конечно, и самим мужчиной осознаются принимаются и акцентируются ярче. Тогда как представление о женщине чаще ассоциируется у нас с феминностью ― с проявлением качеств женских. Однако, адекватность проявления характеристик, соответствующих биологическому полу, зависит как раз от баланса развития обеих частей. Например, если женщина глубоко подавляет, не осознает или полностью отвергает в себе наличие мужской части, мы, вероятнее всего увидим перед собой весьма дезадаптированную особу: экзальтированно эстетичную, крайне сконцентрированную на картинах своего внутреннего мира, гибкую до полного отречения от собственных границ. И, что важно, она будет стремиться подавлять, не замечать или отвергать доступными ей способами вполне реальных мужчин. В сказках же (в народных волшебных сказках) сохранен богатейший опыт развития, инициации (В. И. Пропп ― известный исследователь-фольклорист очень отчетливо показал связь волшебной сказки с древними обрядами посвящения (инициации) мальчиков и девочек в мужчин и женщин) и взаимодействия мужского и женского начала. Как раз благодаря этому взаимодействию женщина может не только чувствовать, но и осознавать свои чувства, реализовывать свои творческие проекты, видеть и отстаивать свои личностные границы, удовлетворять свои потребности, то есть, быть социально адаптированной. В свою очередь, и мужчина получает способность не просто действовать, но действовать творчески, не просто иметь знания о мире, но осознавать себя в этом мире, получает способность быть достаточно гибким и чувственным, то есть, получает способность быть социально адаптированным. И, что особенно важно, только сбалансированное соотношение сил мужского и женского начал в личности дает человеку возможность строить глубокие и устойчивые отношения с противоположным полом. Следовательно, развивать надо не только биологически обусловленную и внешне проявленную часть личности, но и вторую свою часть. Именно народные волшебные сказки позволяют ребенку (и взрослому, готовому прикоснуться душой к их символическому содержанию) пройти путем своих героев и героинь, получить опыт инициаци и обрести душевную гармонию, обвенчав свои внутренние «половинки» («сакральным браком» назвал это К. Г. Юнг). Недаром все сказки заканчиваются свадьбой... Чтобы поговорить об этом подробнее, приходите на тренинг "Там на неведомых дорожках..." Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|