|
Сказки «мужские» и «женские»Автор статьи: Кудзилов Дмитрий Борисович
Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Немало современных монографий посвящены природе половых различий, но нашей целью не является внести свой посильный вклад в исследование данного вопроса. Для нас важно другое – описать мужественность и женственность с точки зрения их архетипической природы. Это нам необходимо для того, чтобы сформировать некую довольно условную модель работы сказкотерапевта с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Мы постараемся описать собственный, «сказочный» взгляд на архетипическую природу гендера. Некоторым он покажется довольно спорным. Но он доказал свое право на существование хотя бы тем, что на его основе была оказана психологическая помощь многим мужчинам и женщинам. О сказках «мужских» и «женских» «Половая принадлежность накладывает отпечаток на все существо человека, она определяет не только социальную половую роль, которую исполняет человек, но и его влечения, его сознательную модель мира, его взаимоотношения с миром, мотивы его действий и поступков, стиль поведения. Сфера половой активности гораздо шире, чем область сексуальной активности, и вбирает в себя всего человека целиком. мужественность и женственность - половые символы двух миров – сами по себе представляют две достаточно обособленные душевные сферы и проявляются в различных ценностных ориентациях мужских и женских характеров», - пишет замечательный петербургский психотерапевт Альфред Щеголев. И мы с ним полностью согласны. Создавая «гендерную модель» в сказкотерапии мы руководствовались соображениями прикладного характера. Для нас было важно понять, каковы особенности работы с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Причем, не с точки зрения особенностей их реагирования и чувственно-смыслового переживания. А исходя из архетипов мужественности и женственности. Мы рассуждали так. Обычно в проблемах, с которыми обращаются к психологу, можно найти архетипическую обусловленность. Это означает, что нашей задачей является не просто помочь клиенту с решением, а постараться восстановить некий нарушенный архетипический принцип. Но для того чтобы его восстановить, мы его должны знать. Где взять эту информацию? К сожалению в научной литературе ее нет. Остается исследовать более древние источники – сказки, легенды, мифы. Поэтому наша «гендерная модель» основана на тех заключениях, которые мы сделали, анализируя материал сказок, легенд, мифов и притч, и проверили на практике. У обычного человека понятие гендерных различий весьма уплощенное. Например, считается, что мужчина живет головой, а женщина – чувствами. Всем известен «миф» о пресловутой «женской логике», которая логикой на самом деле не является. Многие считают, что для женщины важнее всего любовь, а для мужчины – социальные достижения. Однако современная жизнь многие подобные социальные «мифы» ставит с ног на голову, и разобраться в том, что «мужское», а что «женское» становится все труднее. И понять мужчине женщину, женщине мужчину становится все сложнее. Во многих областях социальной жизни женщина начинает конкурировать с мужчиной. Некоторые супруги, связанные общим бизнесом, нередко соперничают между собой. Причем, это уже не является очаровательной игровой прелюдией к интимной близости, а превращается в настоящую борьбу. Немало социально активных женщин, приходящих на консультацию к психологу, говорят, что они «становятся мужчинами» в смысле черт характера, стиля поведения и реагирования, и даже потребностей… От мужчин, правда, подобных откровений нам слышать не приходилось, зато это с успехом компенсируется их женами, утверждающими, что «муж – не мужик, а тряпка, не может ни одного решения принять самостоятельно». Налицо, как справедливо утверждал А. Щеголев, кризис мужественности и женственности. Можно посвятить особую книгу обсуждению причин этого кризиса (исторический русский вопрос: кто виноват?), но для нас сейчас важнее другие вопросы: что с этим делать и с чего начать? По сути, любое обращение мужчины или женщины на консультацию к психологу можно связать с кризисом мужественности и женственности. Решение любой проблемы требует от человека изменения себя. И хотелось бы, чтобы эти изменения были сообразны природе пола, его архетипическим принципам. Таким образом, наша «гендерная модель» позволяет нам - соотносить, «проверять» предлагаемые клиенту изменения, решения с архетипическими принципами гендера - строить коррекционно-развивающие программы для детей и подростков с учетом половой специфики - гармонизировать «женственность» и «мужественность» - формировать программу самореализации клиента с учетом архетипических принципов гендера. В процессе консультирования сказкотерапевт может рассказать клиенту о «гендерной модели», когда требуется обосновать рекомендации или объяснить природу обсуждаемых затруднений и состояний. Когда обращение к психологу связано с воспитанием ребенка, помимо разрешения актуализированных трудностей, нам необходимо донести до клиента архетипические принципы воспитания девочки и мальчика. Заметим, что если родители последуют предложенным рекомендациям в отношении своих детей, они, по сути, косвенно начнут работать над восстановлением собственной «мужественности» и «женственности». Нередко родители, интуитивно понимающие, что воспитание необходимо соотносить с гендером, спрашивают нас, какие сказки читать девочкам, а какие мальчикам. Конечно, и девочкам и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, и наоборот, было бы жестоко и глупо. В каждом из нас есть и мужское, и женское, ян и инь. В их взаимовлиянии наша сила. Однако условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «женское» и «мужское» все же можно. При этом будем помнить, что благодаря чтению «мужских» сказок девочка познает мужской мир и свое мужское начало. Аналогичная логика справедлива и в отношении мальчика. В гендерном отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы (принадлежность героя к антропоморфной группе не имеет значения): ¨ «мужские»: главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. ¨ «женские»: главная героиня (или героини) – персонаж женского рода ¨ «смешанные»: есть два главных героя обоих полов. Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой. То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» - женские. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза. Самыми популярными «детскими» «мужскими» сказками являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где актуализирован в дополнение архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически, на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника и предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. С одним противником нужна сила, с другим – блеф, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с четвертым – хитрость, с пятым – надежная команда, и так далее. На примере различных «мужских» сказок можно объяснить молодому человеку стратегии борьбы, их комбинаторность, выделить факторы, приводящие к успеху. Сказка о братьях-поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи: ¨ Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом, обретать радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить Меру в соответствии с текущим моментом. ¨ Во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о враге. Да и есть ли у них вообще информация о Волке, кроме как от Наф-Нафа?! Информацию о силе врага беспечные поросята получают уже непосредственно в ситуации открытого с ним столкновения. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как собирал информацию о Волке Наф-Наф? Он принимал на веру слова старших, или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопасность. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация – прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность. ¨ В-третьих, стратегия борьбы с врагом. Есть мнение, что братья-поросята под руководством дальновидного Наф-Нафа поступили с Волком слишком жестоко, сварив в кипятке. Хотя, когда речь идет о жизни и смерти, не так просто думать о великодушии. Какие стратегии борьбы с Волком использовали поросята? В первую очередь, избегание и бегство. Привело ли это к успеху? Нет, только раззадорило Волка. Вывод напрашивается сам собой: избегание и бегство от противника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Такой тип противника вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или увидит, что ему противостоит более мощная сила. Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить Волка, либо обратиться за помощью к более сильному (например, Медведю). Они выбирают первый путь, и придумывают хитрый план, несмотря на ограниченность временных ресурсов. Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, - вот слагаемые успеха. Безусловно, можно обсудить с мальчиком, был ли у поросят другой выход, и дать творческое задание придумать альтернативный план победы над Волком, - все это может сделать сказкотерапевт и родители.
Примерно так можно построить разговор с мальчиком, рассказав ему историю о трех поросятах и Волке. Для будущего мужчины очень важно знать, как бороться с врагом, что его приведет к успеху, а что к неуспеху.
Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антроморфный). Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически, все «женские сказки» помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|