|
Я б в начальники пошел, пусть меня научат! Портреты соискателей глазами рекрутера.Автор статьи: Зайнуллина Элина Мунеровна
По роду своей деятельности психолога и организационного консультанта в сфере работы с персоналом, часто общаюсь с соискателями на самые различные вакансии. Вакансии разные, люди вроде бы тоже… Но все же среди них можно выделить несколько общих ярких типажей. Непростительные ошибки, которые допускают эти соискатели в ходе поисков работы стоят им времени, вакансии, а порой даже и репутации. В этой статье я хочу описать вам типичные поведенческие ошибки соискателей в виде портретов и комментариев к портрету. Итак, начнем.
«Я вам писал!?- Ах да, наверное…» Безалаберный летяга. Соискатель отправлял резюме в самые разные компании, но, увы, не помнит куда именно, когда и на какую вакансию…Делаешь звонок на такой отклик, а там просят рассказать о том, что и как было, когда было и т.д. Печально... Не помнить когда, куда и зачем простительно старушке лет восьмидесяти, со сложной судьбой и недостаточным лекарственным запасом. А соискателю, претендующему на роль начальника отдела, менеджера, да мало ли кого, на самом деле, такое, мягко говоря, баллов не добавляет. Подобная реакция и поведение выдает отсутствие целого ряда деловых и личностных качеств, да так, что никакие тесты здесь уже не нужны.
Самонадеянные Торопыжки. «Давайте быстрей, у меня потом еще собеседование». Надеюсь, вы, читатель, так никогда не говорили, и говорить не станете. Я мне вот слышать приходилось. Что тут скажешь? -Давайте быстрей, у меня потом еще собеседование! - Давайте. Всего хорошего и удачи вам на другом собеседовании! Вслух, возможно, рекрутер этого и не скажет, особенно если рынок пуст и подходящих специалистов на нем мало. Но… Волчий билет такой соискатель уже получит. Комментарий. Лучше переждать несколько часов между собеседованиями или попросить поставить его в более удобный для вас день. Подумайте, для чего иначе вы вообще занимаете время, идете на такое собеседование? Планируйте свое время, уважайте чужое. Это один из самых больших ресурсов. Вообще уважение, это ключ к социальному капиталу, который сейчас приобретает очень большое значение.
Мистер (мисс) Амбициозная Наивность. Хочу всего, сразу и побольше... «Хочу быть маркетологом!. Не знаю как, но хочу! Образования нет, но за проект взяться готова. Предлагаете альтернативу? Ууу! Фыр, фыр! Пойду туда, где меня с образованием юриста и отсутствием опыта вообще какой - либо работы возьмут маркетологом! Все, я ухожу, обиженная, между прочим! Комментарий. Здесь я должна рассказать одну историю. У одного из заказчиков были открыты вакансии менеджера по продажам и маркетолога. Мы готовы были брать в отдел продаж новичков. В назначенное время подошла молодая девушка. Практически сразу выяснилось, что как она утверждала, по ошибке, отправила свой отклик не на вакансию маркетолога, а на вакансию менеджера по продажам. Комментарий. Шаг хороший, пять за находчивость и желание все- таки штурмовать вакансию маркетолога. Такой ход конем выдают задатки человека, который смог бы работать в продажах… Хорошо. Изучаю резюме, рассказываю ей о задачах, которые стоят перед маркетологом. Думаю наивно, что человек поймет: вакансия для сильного специалиста из этой области с опытом работы не менее четырех лет. Она молчит, задумалась. Когда, наконец, становиться очевидным, что она на вакансию не подходит, я предлагаю ей вариант стажировки в качестве менеджера по продажам с последующей возможностью попробовать свои силы в другом отделе. Девушка обиделась. Ее, находчивую, должны были взять. Вы бы пошли к стоматологу, который говорит, что любит лечить людей, но не знает, как включается бормашина и вообще у него образование юриста?
«Метатели шапок» Да тут дел на три копейки! Есть такое выражение «Шапками закидать» В переносном смысле означает глупую самонадеянность, когда человек не может отдать себе отчета в том, какие силы в действительности понадобятся для решения задачи. Такие кандидаты не могут адекватно оценить себя, свои возможности и способности. Профессионалы никогда не умаляют сложности задачи. Они оценивают объем работ и величину рисков. Непрофессионалы начинают утверждать, что со всеми задачами справятся легко, даже не вникая в детали дела. Очень часто ведут себя так, как будто бы их уже взяли и спрашивают с какого числа выходить на работу.
«Мученики утюга». Очень своеобразная категория соискателей. Такое впечатление, что перед собеседованием им где- то в компетентных органах дали установку молчать и не разглашать даже сведения о цвете собственных глаз. Разговорить их крайне сложно. На вопросы они отвечают односложно, а иногда и своих почти не задают. А если и задают, то с позиции « Я пришел и поэтому вы должны мне все рассказать, а уж я решу, подумать мне над вашим предложением или нет». А предложения, в общем, еще никто не делал. Кому его делать? Коту в мешке?
«Клевый переговорщик». Але, ну че там у вас? Чтобы понять, что эта за категория, приведу сразу пример типичного диалога. Телефонный звонок. Рекрутер - Слушаю Вас, здравствуйте! - А вакансия уже занята? - Какая вакансия? ( У рекрутера бывает до 20 звонков в день, каждый в среднем по 3 минуты, считайте нагрузку, эмоциональную, рабочую, речевую и т.д. До семи вакансий, которые он ведет, иногда с одинаковыми названиями, но от разных клиентов-заказчиков).
С полминуты до 2 минут уходит на то, чтобы уточнить какая это именно вакансия.
Продолжаем диалог. - Ну че там, какие условия, расскажите про вакансию. (Напоминаю: 20 звонков, 7 вакансий, 5-7 мин разговора на каждого это почти 2 часа рабочего времени в среднем!). Комментарий. По секрету: деловой этикет таки существует! Правда, правда. Поэтому мы не берем даже во внимание оптимизацию самого рабочего процесса рекрутера. Не говорим про способы экономии времени и обработку входящих звонко при большом количестве вакансий. Представьте, что звонящий кандидат может не подходить, или ему в конце десятиминутного диалога вдруг не понравиться условия или что-то еще. Для оптимизации процесса и экономии времени, рекрутеры специально выстраивают свою работу так, чтобы и соискатель зря не тратил свое время и сам рекрутер остался жив и здоров по окончании длинного трудового дня. Как нужно действовать соискателю? Делать все по этикету! Позвонить, поздороваться, представиться, уточнить цель звонка (по поводу вакансии, такой – то, туда- то, информация была взята оттуда-то). Сказать это сразу, чтобы сориентировать собеседника. Далее слушать… Вас либо пригласят, либо зададут уточняющие вопросы или попросят выслать резюме. Далее надо договориться о повторном звонке или встрече. Все. Цели для этого первичного звонка закрыты. Я понимаю, что на данном этапе «Клевому переговорщику» хочется узнать все, сразу, а потом еще попасть на собеседование в тот же день. А также часто все для себя выяснить и удовлетворить любопытство. Избавиться от неопределенности,- Замечательно! Но если все же такой кандидат соотнесет свои интересы с рабочей реальностью рекрутера, будет на много лучше. Если вам дорогой читатель, понятно, о чем я говорю, рада за вас, с социальным и эмоциональным интеллектом у вас все в порядке.
«Золотая рыбка». Соискатель рассматривает возможность занять вакансию как старуха на вариант дружбы с золотой рыбкой из известной сказки. Мне надо кредит отдавать, у меня дети, я отдыхать люблю, поэтому мне надо. Замечательно, ему надо... А что он готов отдать компании взамен? Многие соискатели на вопрос « Расскажите о себе, своих профессиональных навыках начинают рассказывать о том, что им надо и чего они хотят. Напомню. Вакансия открыта для решения рабочих задач компании. Сотрудник получает деньги и решает свои задачи, когда решаются задачи компании. Рекрутера интересуют деловые и личностные качества, умения и навыки кандидата. Пример. Спрашиваю, как кандидат осуществлял руководство подчиненными. В ответ слышу: «Ну главное начальником стать, а потом уж разберемся, руководить много ума не надо. Вы мне лучше скажите, зарплата у меня будет именно такая? Что-то вы мало предлагаете». Вывод. На вопрос о ваших знаниях и навыках в практической деятельности рассказывайте о деятельности, а не о ваших желаниях и ожиданиях. Это отдельный вопрос.
Я рассказала о семи довольно частых поведенческих ошибках кандидата. Конечно же, их на самом деле больше, обо всем не расскажешь в одной статье. Что тут важно. На самом деле, важно то, почему эти кандидаты допускаю подобные ошибки. Можно сколько угодно изучать правила прохождения интервью, но если кандидат в личностном плане эгоцентричен, не умеет поставить себя на место собеседника, эмоционально глух, никакие советы ему не помогут. Потому что действовать он будет все равно исходя из своих установок и личностных особенностей. Так что будьте более внимательны и объективны к себе, уважительны к тем, с кем ведете переговоры. Ведь даже телефонная беседа с девушкой рекрутером - это уже маленькая деловая встреча. И на ней вы проявляете свои самые простые первичные качества.
Эти и другие темы о поиске работы мы затронем на вебинаре, который пройдет 30 апреля в 19.00 по мск. Регистрация возможна здесь и в нашей группе ВК http://vk.com/lubimaya_rabota_vebinar, участвуйте в опросах, регистрируйтесь на страничке. Первые 10 зарегистрированных по всем правилам участников получают 30 минут бесплатной коуч-сессии!
Ваш психолог, Элина Зайнуллина. Удачи Вам, и хорошей работы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|