В границах общественного стыда

“Стыд во многих формах - каждая с ее особенной болью и побочными невротическими последствиями - занимает важное место в нашей психической и социальной организации… стыд действует как мощное побуждение к социальной адаптации, так как она часто запускается неловкостью и страхом критики. 


Общество решает, что приличествует индивидууму, что соответствует социальным нормам. Оно ограничивает демонстрацию телесной наготы, разрешает сексуальную активность только в уединенных местах и преследует всякие нарушения правил общественного приличия.” (1) 

                                                                                                                                                                Марио Якоби.


Стыд, как социальное явление, обслуживает принципы морали, соответствующие ценностям данного общества и зачастую призван защищать интересы власти. Очерчивая границы, он, с одной стороны, позволяет этим ценностям существовать, с другой, ограничивает общественное сознание, удерживая его в рамках морали данного общества: все, что оказывается за этими рамками, вызывает чувство стыда, те, кто выходят за них, подвергаются остракизму. Как мне кажется, психологу особенно необходимо отдавать себе отчет в том, каковы эти рамки, на сколько они оправданны, и какие последствия несёт за собой это ограничение.
Принципы морали общества можно определить наблюдая за возникновением в информационном пространстве различных образов, главным образом, в средствах масс-медиа. Как мне кажется, эти образы, если они появляются часто или вызывают общественный резонанс, являются символами объектов коллективной психики данного общества. По реакции общества и властных структур на эти образы можно сделать вывод о месте этих объектов в психике, а так же о рамках, в которых находится общественное сознание.
Я предлагаю Вам рассмотреть несколько визуальных образов, знаковых, как мне кажется, для нашего общества:
Один из таких образов, вызвавших широкий резонанс и однозначную реакцию власти стал плакат "Пушкин-Курмангазы".

В границах общественного стыда

"Рекламное агентство Havas Worldwide Kazakhstan летом 2014 представило на международном фестивале Red Jolbors Fest рекламирующий гей-клуб «Студия 69» постер с изображениями русского и казахского классиков.
Работа, по словам ее создателей, предназначалась исключительно для фестиваля, однако изображение попало в интернет и вызвало волну возмущений в соцсетях.  Алмалинский районый суд Алматы принял решение о взыскании с рекламного агентства Havas Worldwide Kazakhstan 34 млн тенге в пользу 34 сотрудников и студентов консерватории им. Курмангазы» (2).                                                
Важной в этом инциденте, как мне кажется, является реакция власти: по закону иск не мог быть даже принят, не то, чтобы удовлетворён: преподаватели и студенты не являются право наследниками Курмангазы. Думается, реакция была бы иной, если бы для подобного рекламного плаката использовались гетеросексуальные образы.
В качестве иллюстрации хочу представить два клинических случая: у двух моих клиенток тема гомофобии возникла как серьёзный симптом их отношения к себе и собственной ценности как личности: 
- Асем 41 год, замужем, двое детей, преподаватель
- Ирина 30 лет, разведена, один сын, репетитор по математике
В процессе терапии выяснилось, что они обе не могут простить гомосексуалистам то, что те своим поведением "роняют" “высокое звание” мужчины, доставшееся им по праву рождения. Неприятие гомосексуалистов оказалось завистью к мужчинам, так называемой "завистью к пенису". Согласно К. Хорни “зависть к пенису” формируется от того, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах (3).

Следующий образ, который чаще, чем любой другой появляется в информационном пространстве нашего общества: это изображение полуоголой или сексуально привлекающей женщины. Главное в этом образе то, что женщина, её тело, редуцировано до уровня потребностей консьюмеризма. Такое изображение женщины, когда она приравнена к  продукту потребления, мало кого возмущает или вызывает потребность обратиться в суд. Подобные "картинки" постоянно появляются в местных газетах, например, в газете “Время”, причем  текст статьи, как правило, не имеет ни какого к ней отношения.

Несмотря на то, что в нашем государстве законодательно почти полностью закреплено равноправие, в связи с патриархальными установками, закрепленными в сознании основной части общества, а так же из-за изначально неравных возможностей и условий реализации этих возможностей для различных слоев общества, оно оказывается поделено на две основные группы: мужчин, как элитарную группу, и маргиналов, в которую входят все остальные: старики, дети, женщины, представители секс меньшинств, инвалиды.
Своеобразной иллюстрацией к этому служит проявившаяся недавно серия роликов “Открывая Казахстан”, в частности видеоролик “Казахские праздники взросления”, который начинается с таких слов: "Дети - счастье семье, особенно мальчики, хранители традиций".
Сознательные установки нашего общества основаны на патриархальных про-Западных ценностях. Под патриархальной организацией общества понимается «институционально закрепленная власть мужчин (патриархов) над женщинами и их детьми в семейном союзе», (а также над более молодыми мужчинами) которая распространяется на все сферы жизни «начиная от сфер производства и потребления и заканчивая сферой политики, законодательством  и культурой»(4).

Согласно закону энантиодромии, если на сознательном уровне жестко закреплена какая-то определенная установка, то противоположная ей установка через бессознательное осуществляет захват, и делает это своей темной, негативной стороной. Это легко проследить через образы, которые появляются, к примеру в приключенческих фильмах.
Прорывающиеся бессознательные феминные образы приобретают зловещую демоническую форму, как изображение Тартара, находящегося за концом Света, в мультфильме “Синдбад легенда семи морей”. Этот образ отсылает нас к Тертулиану, назвавшего вагину вратами ада за которыми скрывается пустота(4).

читать далее



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Символ и трансформация. Уровень общества. ("Из жизни символов")
  • Как Мужчина По Вызову помог мне понять большую Трагедию Нашего Общества.
  • Одинокий мужчина и одинокая женщина - стереотипы нашего общества
  • Куда катится мир? Картинки общества потребления
  • Гендерные стереотипы нашего общества
  • Алкоголизм: симптомы чумы нашего общества
  • Что б ты жил во времена перемен, или Гуманитарный кризис нашего общества
  • Все так живут и ничего. Или плохое психологическое состояние нашего общества
  • Игры нашего общества. Поиграем или создадим свою жизнь сами?
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • Атаки на сознание общества
  • Архетипические фокусы как метод работы с симуляционной средой Общества Потребления.
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Воспитание через стереотипы общества
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Говорящие" образы в эмоционально-образной терапии
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Что нам дают отношения? И почему это фундамент здорового общества?
  • Толерантность и эмпатия в процессе гуманизации общества
  • Мужчины - в "пещеру", женщины - в "преглубокое озеро". Позвольте паузам быть.
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Стадное чувство или Как не поддаваться влиянию общества?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Профилактика психосоматики общества-основной фактор повышения педагогической культуры
  • Как появляются женщины с "железным" характером?
  • Архетипические образы тени, анимы и анимуса в сказке "Карлик Нос"
  • Будущее общества зависит от семьи и детей
  • Формула процветания личности, семьи и общества. Часть 1
  • Формула процветания личности, семьи и общества. Часть 2
  • Формула процветания личности, семьи и общества. Часть 3



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь