“Стыд во многих формах - каждая с ее особенной болью и побочными невротическими последствиями - занимает важное место в нашей психической и социальной организации… стыд действует как мощное побуждение к социальной адаптации, так как она часто запускается неловкостью и страхом критики.
Общество решает, что приличествует индивидууму, что соответствует социальным нормам. Оно ограничивает демонстрацию телесной наготы, разрешает сексуальную активность только в уединенных местах и преследует всякие нарушения правил общественного приличия.” (1)
Марио Якоби.
Стыд, как социальное явление, обслуживает принципы морали, соответствующие ценностям данного общества и зачастую призван защищать интересы власти. Очерчивая границы, он, с одной стороны, позволяет этим ценностям существовать, с другой, ограничивает общественное сознание, удерживая его в рамках морали данного общества: все, что оказывается за этими рамками, вызывает чувство стыда, те, кто выходят за них, подвергаются остракизму. Как мне кажется, психологу особенно необходимо отдавать себе отчет в том, каковы эти рамки, на сколько они оправданны, и какие последствия несёт за собой это ограничение.
Принципы морали общества можно определить наблюдая за возникновением в информационном пространстве различных образов, главным образом, в средствах масс-медиа. Как мне кажется, эти образы, если они появляются часто или вызывают общественный резонанс, являются символами объектов коллективной психики данного общества. По реакции общества и властных структур на эти образы можно сделать вывод о месте этих объектов в психике, а так же о рамках, в которых находится общественное сознание.
Я предлагаю Вам рассмотреть несколько визуальных образов, знаковых, как мне кажется, для нашего общества:
Один из таких образов, вызвавших широкий резонанс и однозначную реакцию власти стал плакат "Пушкин-Курмангазы".
"Рекламное агентство Havas Worldwide Kazakhstan летом 2014 представило на международном фестивале Red Jolbors Fest рекламирующий гей-клуб «Студия 69» постер с изображениями русского и казахского классиков.
Работа, по словам ее создателей, предназначалась исключительно для фестиваля, однако изображение попало в интернет и вызвало волну возмущений в соцсетях. Алмалинский районый суд Алматы принял решение о взыскании с рекламного агентства Havas Worldwide Kazakhstan 34 млн тенге в пользу 34 сотрудников и студентов консерватории им. Курмангазы» (2).
Важной в этом инциденте, как мне кажется, является реакция власти: по закону иск не мог быть даже принят, не то, чтобы удовлетворён: преподаватели и студенты не являются право наследниками Курмангазы. Думается, реакция была бы иной, если бы для подобного рекламного плаката использовались гетеросексуальные образы.
В качестве иллюстрации хочу представить два клинических случая: у двух моих клиенток тема гомофобии возникла как серьёзный симптом их отношения к себе и собственной ценности как личности:
- Асем 41 год, замужем, двое детей, преподаватель
- Ирина 30 лет, разведена, один сын, репетитор по математике
В процессе терапии выяснилось, что они обе не могут простить гомосексуалистам то, что те своим поведением "роняют" “высокое звание” мужчины, доставшееся им по праву рождения. Неприятие гомосексуалистов оказалось завистью к мужчинам, так называемой "завистью к пенису". Согласно К. Хорни “зависть к пенису” формируется от того, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах (3).
Следующий образ, который чаще, чем любой другой появляется в информационном пространстве нашего общества: это изображение полуоголой или сексуально привлекающей женщины. Главное в этом образе то, что женщина, её тело, редуцировано до уровня потребностей консьюмеризма. Такое изображение женщины, когда она приравнена к продукту потребления, мало кого возмущает или вызывает потребность обратиться в суд. Подобные "картинки" постоянно появляются в местных газетах, например, в газете “Время”, причем текст статьи, как правило, не имеет ни какого к ней отношения.
Несмотря на то, что в нашем государстве законодательно почти полностью закреплено равноправие, в связи с патриархальными установками, закрепленными в сознании основной части общества, а так же из-за изначально неравных возможностей и условий реализации этих возможностей для различных слоев общества, оно оказывается поделено на две основные группы: мужчин, как элитарную группу, и маргиналов, в которую входят все остальные: старики, дети, женщины, представители секс меньшинств, инвалиды.
Своеобразной иллюстрацией к этому служит проявившаяся недавно серия роликов “Открывая Казахстан”, в частности видеоролик “Казахские праздники взросления”, который начинается с таких слов: "Дети - счастье семье, особенно мальчики, хранители традиций".
Сознательные установки нашего общества основаны на патриархальных про-Западных ценностях. Под патриархальной организацией общества понимается «институционально закрепленная власть мужчин (патриархов) над женщинами и их детьми в семейном союзе», (а также над более молодыми мужчинами) которая распространяется на все сферы жизни «начиная от сфер производства и потребления и заканчивая сферой политики, законодательством и культурой»(4).
Согласно закону энантиодромии, если на сознательном уровне жестко закреплена какая-то определенная установка, то противоположная ей установка через бессознательное осуществляет захват, и делает это своей темной, негативной стороной. Это легко проследить через образы, которые появляются, к примеру в приключенческих фильмах.
Прорывающиеся бессознательные феминные образы приобретают зловещую демоническую форму, как изображение Тартара, находящегося за концом Света, в мультфильме “Синдбад легенда семи морей”. Этот образ отсылает нас к Тертулиану, назвавшего вагину вратами ада за которыми скрывается пустота(4).
читать далее