Категоричные суждения в работе психолога

Категоричные суждения в работе психолога

Общаясь как с коллегами на форуме, так и с другими форумчанами, не редко отмечаю категоричность в отстаивании своего мнения, в некоторых случаях дело доходит до оскорблений.

Если пользователям/клиентам простительно, то может ли специалист иметь категоричные суждения, особенно в своей практике?

Например, взять даже диалоги в комментах - читая их сразу видно, у какого психолога что "болит". Кто-то до последнего слова продавливает свою правоту. Особенно бурными и нетерпимыми бывают обсуждения на религиозные, политические темы, темы долга, измен, рождения детей, феминизма и т.п. Причём часто в обсуждении отсутствует аргументация, больше эмоций и желания настоять на своём.

Например, в последнее время часто всплывает тема долга - "должен/не должен". В моём понимании, ты "должен" - если ты кому-то задолжал, а вот что задолжал, сколько и кому - определяет сам человек. Но бывает, что в одном случае установка на долженствование конструктивна (долг перед детьми, родителями), а в другом - деструктивна, когда женщина, например, считает, что должна терпеть мужа-абьюзера, мол, "Бог терпел и нам велел", или не должна заботиться о своём ребенке. Но даже в этом случае, к месту ли категоричные высказывания из серии "тебе нужно оставить ребёнка, это твой долг как матери перед ним"?  Например, психолог убедил клиентку не отдавать ребёнка в приют, а она через несколько дней не выдержала и на фоне развившегося психоза, подкинула его в мусорный контейнер.

С одной стороны, клиент ждёт от психолога каких-то рекомендаций, но психолог не может взять на себя такую ответственность. Поэтому профессиональный психолог часто остаётся нейтрален.

Некоторых клиентов это раздражает. Такая реакция выдаётся в случаях, когда клиент сам находится в большом противоречии с собой и хочет с помощью психолога понять, кто он есть на самом деле, через конфронтацию докопаться до "истины", прийти к какому-то определенному мнению или когда клиент закрыт от психолога и даже настроен враждебно. Также это может происходить, когда клиент возлагает слишком большие ожидания на психолога и ждёт волшебной "таблетки", тогда как основные задачи психолога - выслушать человека, обеспечить принятие и поддержку, научить распознавать свои потребности, дезадпаптивные схемы поведения.

Во время терапевтической беседы клиент отреагирует эмоции и часто сам приходит к каким-то инсайтам, научается видеть закономерности своего поведения, которые мешают его нормальному функционированию. 

Если сравнить Григория Распутина с психологом, то это яркий пример директивного психолога, что неудивительно, т.к. старец, вероятно, использовал в своей работе директивный гипноз.

Примечателен эпизод из фильма "Григорий Р.", когда на приём к Распутину пришёл князь Юсупов с жалобами на свои болезни.

Распутин задаёт ему прямой вопрос: "Ты зачем в пажеский корпус пошёл? Ведь ты же не военный человек?"

Юсупов отвечает, что сейчас война и каждый должен быть готов встать в строй (то есть, сделал это не по зову сердца, а из чувства долга).

На что Распутин сразу подмечает:

"Ты когда притворяешься (то есть, пытаешься явить себя не тем, кто ты есть на самом деле), всегда заболеваешь".

Бывает, что психолог слишком категоричен в своих высказываниях, и в этом кроется проблемная зона самого психолога. Желая пролоббировать свою идею, психолог неосознанно может обесценивать взгляды клиента.

О чём говорит отстаивание правильности одной позиции - например, что женщина обязательно должна работать или мужчина должен выполнять строго определённые функции, что все мужчины изменяют и т.п.? Скорее всего, о негибкости мышления и о том, что в этой сфере психолог имеет внутренний конфликт, возможно и личный интерес.

Я не ангел, у меня тоже есть "особо чувствительные зоны", главное - вовремя их отследить и не вмешивать в процесс консультирования или терапии.

Соблазн настоять на своём, на мой взгляд, уходит "корнями" в страх сепарации, когда человек заимствует у своих родителей стремление подчинить всё своему контролю, чтобы "дети" всегда были рядом и делали так, как им говорят, а также в страх ошибиться, выглядеть неавторитетным.

Конечно, хорошо, когда у человека есть своё мнение и он может его аргументировать, при этом не обрушиваясь с гневом на убеждения собеседника. Такая позиция говорит о толерантности к альтернативным воззрениям, о гибкости мышления и способности признавать свои ошибки.

Не редко же складывается ощущение, что собеседник просто "опускает забрало" и не готов выслушать и принять точку зрения другого. Инакомыслие начинает вызывать обиду и отчуждение вплоть до разрыва отношений. И это повод задуматься.

Каждому под силу что-то изменить в себе, если такое желание действительно присутствует.



Просмотров: 605
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Самотерапия" и "Навык осознавания факта" помогут развиваться без психолога.
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Упражнение "Зубы дареного коня"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "СмИрение" или "смЕрение"? Уроки русского языка от психолога.
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Несказочные проблемы"
  • О важности "разговоров в кабинете у психолога" или "вербальное отторжение "



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь