Основания и предпосылки создания «Типологии личности»

История    развития  интереса к психологическим явлениям – тезисно:

 

  • Практика отношений – как общаться?
           / выявляли проблемные сферы /
  • «Размышления о Душе»
    / Мыслители / Философы
  • «О различиях»… / предпосылки появления дифференциальной психологии /
  • Теория темперамента по Гиппократу (около 460-370 г. до н. э.) и Галену (129 – 217 г. н.э.)

 

Современные характеристики видов темперамента – основа типизации:

 Основания и предпосылки создания Типологии личности

 

« ПСИХОЛОГИЯ ДОНАУЧНАЯ» – собственно донаучный этап развития психологии начался с вопроса, поставленного эллинской философией: что же есть душа – самостоятельная субстанция или же свойство другой субстанции (материи). Завершился этот этап лишь в конце XIX в. Это было время по преимуществу философских размышлений о душе: душа была предметом интеллектуального анализа, но не объектом изучения.

 

Психология стала самостоятельной наукой в 1879 году.

Вильгельм Вундт создал в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию по изучению психических  явлений. Впервые в психологии был применен экспериментальный метод исследования.

 

«ПСИХОЛОГИЯ (измерения в психологии) – процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некоторое множество позиций, поставленных в некоторое соответствие с психологическими элементами».

 

Психология – это наука о психике, о своеобразии ее проявления и развития.

В качестве предмета изучения психологии могут выступать процессы,  свойства и состоянияиндивидуальные и коллективные.

 

Для определения места и роли понятия  «Личность»  в системе психологического знания обратимся к Таблице 1.

 

Таблица 1. Примеры общих понятий и частных явлений,
изучаемых в современной психологии

Явления, изучаемые психологией

Понятия, характеризующие эти явления (примеры)

1

Процессы: индивидуальные, внутренние

Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.

2

Состояния:

индивидуальные, внутренние

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, желание, интерес, любовь,  мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность,  самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, тревожность, убежденность, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

3

Свойства

индивидуальные, внутренние

Воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, эгоцентризм.

4

Процессы: индивидуальные, внешние

Действие, деятельность, жест, игра, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.

5

Состояния: индивидуальные, внешние

Готовность, интерес.

6

Свойства: индивидуальные, внешние

Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость,  одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, честолюбие, эгоизм.

7

Процессы: групповые, внутренние

Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

8

Состояния: групповые, внутренние

Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.

9

Свойства: групповые, внутренние

Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.

10

Процессы: групповые, внешние

Межгрупповые отношения.

Межличностные отношения.

11

Состояния: групповые, внешние

Паника, открытость группы, закрытость группы.

12

Свойства: групповые, внешние

Организованность, коллектив.

 

Структура психологии как науки представлена в таблице 2.

 Фундаментальной отраслью  психологии является общая психология.

 Помимо фундаментальной науки существует более 40 прикладных или специальных отраслей психологии.

 

Таблица 2. Структура психологии (рамочная схема)


 

Исследование личности в отечественной и зарубежной психологии

 Проблема личности, ее определение, занимали ученых всех школ и направлений. Определение и сущность феномена личности трактовались по-разному в зависимости от взглядов той или иной научной школы.

  1. I. Основные теории личности в отечественной психологии

 

Автор

Взгляды на проблему личности в психологии

Лев

Семенович

Выготский

(1896-1934)

Культурно-исторический подход. Развитие личности происходит в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Натуральные (природные) психические функции преобразуются в функции высшего уровня – культурные.

Сергей

Леонидович

Рубинштейн
(1889-1960)

Деятельностный подход в психологии и педагогике. Личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Алексей

Николаевич

Леонтьев

(1903-1979)

Трактовка базовой структуры личности как иерархии мотивационно-смысловых образований. Положение о смыслообразующих мотивах и их значении для характеристики направленности личности

Борис

Герасимович

Ананьев

(1907-1972)

Концепция человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения наук о человеке. Выделял 3 соподчиненных уровня организации человека: 1) индивид (природные свойства); 2) личность (субъект деятельности в обществе); 3) индивидуальность

Константин

Константинович

Платонов

(1906-1986)

Личность – человек как носитель сознания. Разработал динамическую функциональную 4-х компонентную структуру личности: биологически обусловленная подструктура (темперамент, пол, возраст, конституция тела); подструктура форм отражения - индивидуальные особенности психических процессов; подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); социально обусловленная подструктура направленности (влечения, желания, интересы, мировоззрение, убеждения, идеалы, личностные смыслы), а также 2 комплексных подструктуры: характер и способности.

Борис

Федорович

Ломов

(1927-1989)

Личность есть социальное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и движением в них. Эти отношения изменяются исторически.

Артур

Владимирович

Петровский

(1924 - 2006)

Социально-психологическая концепция развития личности. Личность понимает как системное социальное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Субъективно для индивида личность выступает как  образ «Я». Личность – единство интраиндивидуальных качеств (мотивы, темперамент, способности, характер); интер- качеств (как субъекта межличностных отношений; мета-качеств («представленность» индивида в жизни других людей).

 

II.Зарубежные теории личности

II.1. Психоаналитические теории личности.

Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд - основоположник глубинной психологии, изучал роль бессознательного в поведении человека. Предложил рассматривать личность в контексте структуры психики.

 Структура личности по Фрейду:


 

З.Фрейд ввел понятие сублимации:

Сублимация – трансформация энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, приемлемые для общества и личности.

З. Фрейд также изучил механизмы психологической защиты:

Отрицание

Вытеснение

Регрессия

Проекция

 

II.2. Неофрейдистские теории личности

Нейрофрейдисткое направление представлено  тремя психологическими теорями: аналитическая психология, индивидуальная психология и социокультурная теория личности.

Карл Густав Юнг. Аналитическая психология

К. Юнг отошел от классического психоанализа своего учителя и предложил расширенную структуру личности, включающую коллективное бессознательное. Он ввел понятие «Я», обозначающее самость человека.

Структура личности по К. Юнгу

  
 

 

Альфред Адлер . Индивидуальная теория личности.

Личность – это человек как самосогласующийся и единый организм (индивидуум). Структуру личности Адлер определял как стиль жизни – своеобразное сочетание черт личности, способов поведения и привычек, которое определяет неповторимость ее существования. Стиль жизни основан на собственных усилиях, преодолевающих комплекс неполноценности и способствующих реализации стремлений к совершенству и успеху.

 

Карен Хорни. Социокультурная теория личности.

Хорни предложила свою структуру личности, в основе которой лежит врожденная базальная тревога.

   

Рис. Структура социокультурной теории личности.

 

II.3. Гуманистическая психология

В рамках этого направления личность рассматривается как целостная уникальная система.

 Личность – это человек мыслящий, ответственный, свободно делающий свой выбор среди предоставленных возможностей, обладающий определенной степенью свободы от внешней детерминации (благодаря смыслам и ценностям в собственном выборе); каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта и наделен потенциалом непрерывного развития.

Основные направления гуманистической психологии:


Карл Рожерс

Абрахам Маслоу

Я-концепция (самость) – фундаментальный компонент структуры личности.

Я - концепция – организованная, логически последовательная и интегрированная система восприятия «Я», которая  формируется в процессе взаимодействия личности с окружающей средой (прежде всего социальной) и является механизмом саморегуляции ее поведения.

Концепция самоактуализирующейся личности. Выделял две глобальные категории мотивов: 1) дефицитарные мотивы (удовлетворение дефицитарных состояний: инстинкт продолжения рода, голод, холод, опасность) – стойкие детерминанты поведения человека;

2) бытийные мотивы (метапотребности, социогенные мотивы, мотивы личностного роста) – выражают стремление актуализировать свой личностный потенциал.

 

II.4. Диспозициональное направление

 Реймонд Кеттел. Структурная теория личности

Личность – это то, что позволяет предсказать поведение человека в данной ситуации. Кеттел предложил сделать это посредством уравнения спецификации:  R = f ( S, P ) , где R -  природа специфической ответной реакции человека, означающей, что он делает или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция ( f ) от стимулирующей ситуации ( S ) в конкретный момент времени и от структуры личности ( Р ).

 Вслед за Кеттелом (Структурная теория личности) свои теории и структуры стали предлагать и другие авторы.

С 50-60 гг. ХХ века активно развивается когнитивное направление, в котором выделяются различные основания для структуризации понятия «личность».

По сути выбор основания определяет дальнейшее раскрытие понятия и выделение типов.

 

II.5. Cоциально-когнитивная теория личности. Альберт Бандура

По его мнению, на личность влияют не только внешние условия, человек сам постоянно должен предвидеть последствия своего поведения , оценивая его самостоятельно. Человек склонен подражать поведению других людей. Бандура понимает функционирование психики как непрерывное взаимодействие поведенческих, когнитивных факторов и факторов внешней среды.

То есть, на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании своей окружающей микросреды. Особое внимание обращает на роль научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Концепция самоэффективности личности – система положений о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь.

 

II.6. Бихевиоризм. Эдуард Толмен

Как теоретик необихевиоризма, Толмен подверг сомнению схему бихевиориста Джона Уотсона:
 

Толмен показал, что роль подкрепления в обучении личности может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует (при исследовании ситуации возможного действия – латентное научение).

 

 

Литература основная

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М., 2002.
  2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2007.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007.
  4. Райгородский Д.Я. Психология личности. В 2-х т. Т. 1. – М., 2006.

 

Дополнительно

  • Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
  • Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. М., 1995.
  • Бриггс-Майерс И., Мак-Колли М.Х., Хэммер А.Л. Типология Майерс Бриггс // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 2-е изд. М., 2002.
  • Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям //Психологический журнал. 1995. № 1.
  • Лузаков А.А. Перспективы типологии личности // Ежегодник Российского психологического общества: Матер. III Всерос. съезда психологов. СПб., 2003. Т. 5.


Просмотров: 787
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Теории личности в социальной психологии
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • Истоки психологии личности - Альфред Адлер
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Теория SELF в сравнении психоанализом, по методике Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности».
  • Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности
  • Личность и границы личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Самогипноз. Психология развития личности.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Как травма влияет на развитие личности: теория объектных отношений
  • Дух и Психея. Духовность с позиции психологии. Здоровье личности.
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Концепция морального развития личности Л.Кольберга
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Этапы развития личности. Теория Уайнхолдов.
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • Концепция ЛИЧНОСТИ как попытка справится с хаосом культуры
  • Раздвоение личности. Множественные личности
  • Свобода личности или рабская психология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь