История развития интереса к психологическим явлениям – тезисно:
Практика отношений – как общаться? / выявляли проблемные сферы /
«Размышления о Душе» / Мыслители / Философы
«О различиях»… / предпосылки появления дифференциальной психологии /
Теория темперамента по Гиппократу (около 460-370 г. до н. э.) и Галену (129 – 217 г. н.э.)
Современные характеристики видов темперамента – основа типизации:
« ПСИХОЛОГИЯ ДОНАУЧНАЯ» – собственно донаучный этап развития психологии начался с вопроса, поставленного эллинской философией: что же есть душа – самостоятельная субстанция или же свойство другой субстанции (материи). Завершился этот этап лишь в конце XIX в. Это было время по преимуществу философских размышлений о душе: душа была предметом интеллектуального анализа, но не объектом изучения.
Психология стала самостоятельной наукой в 1879 году.
Вильгельм Вундт создал в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию по изучению психических явлений. Впервые в психологии был применен экспериментальный метод исследования.
«ПСИХОЛОГИЯ (измерения в психологии) – процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некоторое множество позиций, поставленных в некоторое соответствие с психологическими элементами».
Психология – это наука о психике, о своеобразии ее проявления и развития.
В качестве предмета изучения психологии могут выступать процессы, свойства и состояния – индивидуальные и коллективные.
Для определения места и роли понятия «Личность» в системе психологического знания обратимся к Таблице 1.
Таблица 1. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии
Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.
10
Процессы: групповые, внешние
Межгрупповые отношения.
Межличностные отношения.
11
Состояния: групповые, внешние
Паника, открытость группы, закрытость группы.
12
Свойства: групповые, внешние
Организованность, коллектив.
Структура психологии как науки представлена в таблице 2.
Фундаментальной отраслью психологии является общая психология.
Помимо фундаментальной науки существует более 40 прикладных или специальных отраслей психологии.
Таблица 2. Структура психологии (рамочная схема)
Исследование личности в отечественной и зарубежной психологии
Проблема личности, ее определение, занимали ученых всех школ и направлений. Определение и сущность феномена личности трактовались по-разному в зависимости от взглядов той или иной научной школы.
I. Основные теории личности в отечественной психологии
Автор
Взгляды на проблему личности в психологии
Лев
Семенович
Выготский
(1896-1934)
Культурно-исторический подход. Развитие личности происходит в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Натуральные (природные) психические функции преобразуются в функции высшего уровня – культурные.
Сергей
Леонидович
Рубинштейн (1889-1960)
Деятельностный подход в психологии и педагогике. Личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Алексей
Николаевич
Леонтьев
(1903-1979)
Трактовка базовой структуры личности как иерархии мотивационно-смысловых образований. Положение о смыслообразующих мотивах и их значении для характеристики направленности личности
Борис
Герасимович
Ананьев
(1907-1972)
Концепция человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения наук о человеке. Выделял 3 соподчиненных уровня организации человека: 1) индивид (природные свойства); 2) личность (субъект деятельности в обществе); 3) индивидуальность
Константин
Константинович
Платонов
(1906-1986)
Личность – человек как носитель сознания. Разработал динамическую функциональную 4-х компонентную структуру личности: биологически обусловленная подструктура (темперамент, пол, возраст, конституция тела); подструктура форм отражения - индивидуальные особенности психических процессов; подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); социально обусловленная подструктура направленности (влечения, желания, интересы, мировоззрение, убеждения, идеалы, личностные смыслы), а также 2 комплексных подструктуры: характер и способности.
Борис
Федорович
Ломов
(1927-1989)
Личность есть социальное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и движением в них. Эти отношения изменяются исторически.
Артур
Владимирович
Петровский
(1924 - 2006)
Социально-психологическая концепция развития личности. Личность понимает как системное социальное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Субъективно для индивида личность выступает как образ «Я». Личность – единство интраиндивидуальных качеств (мотивы, темперамент, способности, характер); интер- качеств (как субъекта межличностных отношений; мета-качеств («представленность» индивида в жизни других людей).
II.Зарубежные теории личности
II.1. Психоаналитические теории личности.
Классический психоанализ
Зигмунд Фрейд - основоположник глубинной психологии, изучал роль бессознательного в поведении человека. Предложил рассматривать личность в контексте структуры психики.
Структура личности по Фрейду:
З.Фрейд ввел понятие сублимации:
Сублимация – трансформация энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, приемлемые для общества и личности.
З. Фрейд также изучил механизмы психологической защиты:
Отрицание
Вытеснение
Регрессия
Проекция
II.2. Неофрейдистские теории личности
Нейрофрейдисткое направление представлено тремя психологическими теорями: аналитическая психология, индивидуальная психология и социокультурная теория личности.
Карл Густав Юнг. Аналитическая психология
К. Юнг отошел от классического психоанализа своего учителя и предложил расширенную структуру личности, включающую коллективное бессознательное. Он ввел понятие «Я», обозначающее самость человека.
Структура личности по К. Юнгу
Альфред Адлер . Индивидуальная теория личности.
Личность – это человек как самосогласующийся и единый организм (индивидуум). Структуру личности Адлер определял как стиль жизни – своеобразное сочетание черт личности, способов поведения и привычек, которое определяет неповторимость ее существования. Стиль жизни основан на собственных усилиях, преодолевающих комплекс неполноценности и способствующих реализации стремлений к совершенству и успеху.
Карен Хорни. Социокультурная теория личности.
Хорни предложила свою структуру личности, в основе которой лежит врожденная базальная тревога.
Рис. Структура социокультурной теории личности.
II.3. Гуманистическая психология
В рамках этого направления личность рассматривается как целостная уникальная система.
Личность – это человек мыслящий, ответственный, свободно делающий свой выбор среди предоставленных возможностей, обладающий определенной степенью свободы от внешней детерминации (благодаря смыслам и ценностям в собственном выборе); каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта и наделен потенциалом непрерывного развития.
Основные направления гуманистической психологии:
Карл Рожерс
Абрахам Маслоу
Я-концепция (самость) – фундаментальный компонент структуры личности.
Я - концепция – организованная, логически последовательная и интегрированная система восприятия «Я», которая формируется в процессе взаимодействия личности с окружающей средой (прежде всего социальной) и является механизмом саморегуляции ее поведения.
Личность – это то, что позволяет предсказать поведение человека в данной ситуации. Кеттел предложил сделать это посредством уравнения спецификации: R = f ( S, P ) , где R - природа специфической ответной реакции человека, означающей, что он делает или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция ( f ) от стимулирующей ситуации ( S ) в конкретный момент времени и от структуры личности ( Р ).
Вслед за Кеттелом (Структурная теория личности) свои теории и структуры стали предлагать и другие авторы.
С 50-60 гг. ХХ века активно развивается когнитивное направление, в котором выделяются различные основания для структуризации понятия «личность».
По сути выбор основания определяет дальнейшее раскрытие понятия и выделение типов.
II.5. Cоциально-когнитивная теория личности. Альберт Бандура
По его мнению, на личность влияют не только внешние условия, человек сам постоянно должен предвидеть последствия своего поведения , оценивая его самостоятельно. Человек склонен подражать поведению других людей. Бандура понимает функционирование психики как непрерывное взаимодействие поведенческих, когнитивных факторов и факторов внешней среды.
То есть, на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании своей окружающей микросреды. Особое внимание обращает на роль научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Концепция самоэффективности личности – система положений о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь.
II.6. Бихевиоризм. Эдуард Толмен
Как теоретик необихевиоризма, Толмен подверг сомнению схему бихевиориста Джона Уотсона:
Толмен показал, что роль подкрепления в обучении личности может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует (при исследовании ситуации возможного действия – латентное научение).
Литература основная
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М., 2002.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2007.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007.
Райгородский Д.Я. Психология личности. В 2-х т. Т. 1. – М., 2006.
Дополнительно
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. М., 1995.
Бриггс-Майерс И., Мак-Колли М.Х., Хэммер А.Л. Типология Майерс Бриггс // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 2-е изд. М., 2002.
Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям //Психологический журнал. 1995. № 1.
Лузаков А.А. Перспективы типологии личности // Ежегодник Российского психологического общества: Матер. III Всерос. съезда психологов. СПб., 2003. Т. 5.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.