|
Манипуляция психологамиАвтор статьи: Мурза Елена Викторовна
Нас эксплуатируют, нами манипулируют, а мы этого даже не знаем. Что такое эксплуатация? Это во- первых, извлечение прибыли путём присвоения чужого труда, во-вторых использование труда психолога для каких-нибудь других целей кроме целей психологической помощи или психологического исследования. Цель работы психолога- оказание психологической помощи. Да, все психологи понимают психологическую помощь по- своему, интерпретируют её по-разному. Однако, пора психологам начинать замечать, как общество понимает и осознаёт помощь психолога. И какая-то часть общества стремится получить психологическую помощь, а какая-то эксплуатирует психологов и их труд и манипулирует ими. Эксплуатация в своей организации Если организация наняла психолога, то она рассчитывает благодаря его труду помочь своим работникам, чтобы они лучше работали и больше приносили прибыли И такой договор вроде бы к обоюдной пользе: психолог стабилизирует психологическое состояние, люди лучше работают. Но это лишь в благих намерениях. На самом деле психолог в организациях ВСЕГДА попадает под раздачу, ВСЕГДА бывает втянут в межличностные внутрипроизводственные конфликты. Никто и глазом не успевает моргнуть, а конкурирующие стороны уже не просто сплетнями или компроматом воюют, а дерутся психологами. Ну, найдите предприятие или организацию даже самую религиозную или благотворительную, где нет конкуренции, и где при наличии психолога воюющие стороны не используют его как баррикаду или оружие или хотя бы как способ восстановить силу для дальнейших битв. Знает ли об этом психолог? Знает, в учебнике по инженерной психологии или по социологии читал. Знает ли об этом начальник? Ещё лучше психолога. К чему весь этот цирк? Думают, типа, они, и психолог и начальник, умнее, смогут управлять этими процессами. Что делать? Начальнику- хотя бы не нанимать на работу психолога, а привлекать психологов для помощи коллективу из других организаций. Психологу – хотя бы быть честным самому с собой, и признаться - мной манипулируют, меня эксплуатируют. Манипуляция психологами в некоммерческих организациях Манипуляция психологами в некоммерческих организациях происходит гораздо круче и болезненнее. Эти организации, например благотворительные или экологические, или даже религиозные провозглашают высокие гуманные цели. Психологи, имеющие своей самой заветной мечтой оказывать действенную психологическую помощь, привлекаются этими идеями, как бабочки светом. Однако благородные цели довольно часто, хотя и не всегда, служат лишь ширмой для распила спонсорской помощи, построения политической карьеры или самопиара. В зависимости от настоящих целей от психолога требуют красивой (жалостливой) картинки и флешмобов на камеру, или многотонных никому не нужных отчётов, или художественного оформления всего действа. Не интересует только спокойная планомерная психологическая помощь нуждающимся людям. Есть абсолютно идиотские случаи, когда психологов уговаривают работать в таких организациях бесплатно, в то время их кураторы спокойно отдыхают на Мальдивах на деньги благотворительных грантов. Что делать? Если ваша цель – оказание психологической помощи, то надо бежать или бороться за свои цели. Если этого не делать, то за год- два вместо психолога можно получить нервнобольного желчного циника, кстати, профнепригодного. Манипуляция привлечённым специалистом. Но вот в организацию пригласили на время поработать хорошего специалиста. Грамотный начальник правильно поставил цели и задачи. Психолог постарался и выполнил работу на совесть, уже ясны какие-то моменты, которые стоит хотя бы обговорить, а ещё лучше трансформировать. И…… Начальник занят. В отпуске, на больничном, ему не до психолога. Психолога пригласили? Пригласили. Больные места нашли? Нашли. И что, теперь начальнику ещё что-то менять? Вот от этого увольте. В результате, коллектив стал иметь не только какие-то скрытые болезненные процессы, но и явные ещё более болезненные осознанные вещи. И если с коллективом больше ничего не происходит, то люди теряют доверие к психологу, приобретают цинизм, работают ещё хуже, чем до прихода специалиста. Что делать? Вообще не приглашать психолога, если начальник имеет убеждение, что что-то делать с коллективом будет психолог, а не сам коллектив во главе с начальником. Иначе идёт просто эксплуатация имиджа психолога, и факта работы с ним. К сожалению, психолог далеко не всегда понимает, является ли желание привлечь психолога просто средством самоуспокоения для начальника или будет настоящая работа. Как клиенты манипулируют психологом? Много, бодро и весело. Кому-то хочется очень быстрых решений, кому-то хочется обуздать плохих супругов или детей. А кто-то просто ничего не хочет менять, а хочет, чтобы всё сделал психолог. Только опыт и набитые шишки позволяют психологу быстро вычленять манипуляторов и жёстко с ними договариваться. Но и опытные зубры профессионалы любят рассказывать друг другу, как их умудряются водить за нос. Что делать? Признать, что бывают клиенты умнее и хитрее, чем самый умный психолог. Бывают клиенты, которые пришли только за тем, чтобы понаблюдать за психологом, подразнить его или вывести из равновесия. Клиент может считать психолога своим другом или романтическим возлюбленным, а то и мусорным ведром для плохих эмоций. Всякие есть клиенты. И выход только в помощи коллег. Чего не видит или не понимает один психолог, может увидеть другой. А ведь есть ещё специалисты, работающие без супервизии и интервизии! Они из-за болезненного самолюбия или меркантильных интересов, далёких от психологической помощи, годами ведут клиентов, манипулирующих ими. Что делать в этих случаях, психологи вроде бы знают, но не всегда делают. Не надо думать, что кого-то это не коснётся. С помощью коллег и супервизора этого просто легче избежать. Как реклама и политика эксплуатирует психологов. Гораздо лучше и быстрее, чем любой начальник или клиент. К сожалению, вообще не понятно, какова в этом случае психологическая помощь. Скорее всего, она становится антипомощью, если под воздействием психологически рассчитанной рекламы люди покупают то, что им вовсе и не надо было, или выбирают ненужного им политика. Обществу надо понимать, что красочная реклама или харизматический политик, скорее всего, лишь психологический продукт, а не то, что им нужно. Психологически продуманная реклама – указатель фальшивых потребностей. По-настоящему ценные продукты человеку не надо рекламировать. Хороших политиков позиционируют их дела, а не рекламные ролики. Общество само себя очаровывает и само же учится избегать пустого рекламного гипнотического воздействия.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|