|
Тренировка психики: главное правило «Делать!», первые впечатления, возможные эффекты.Автор статьи: 404
Главное правило тренировки: «Делай!» Очень интересно наблюдать, как клиенты на консультациях относятся к объяснениям о том, что такое тренировка психики, какие такие упражнения есть для этого, как тренироваться. Больше всего нравится этакое удивление что ли, которое я вижу в глазах людей и которое можно озвучить в общем виде: «Как, психику разве можно тренировать?» Конечно можно. Не только можно, но и нужно. И тут начинаются проблемы. Проблемы с тренировками. И главная из них — систематичность, то есть регулярность. Вернее — отсутствие этих самых систематичности и регулярности. Бывает так, что проведя несколько самостоятельных успешных сеансов (тренировок), человек сообщает, например, что настроение стало гораздо лучше. Через неделю-другую — бац, опять двадцать пять. Снижение настроение, упадок сил, ощущение, что стало хуже. Что случилось? «Да делал несколько раз, помните говорил, что стало гораздо лучше? А потом перестал, то времени нет, то кажется, что состояние вроде нормализовалось». Ну и почему, когда состояние стало ухудшаться, не возобновили? «Да я не знаю, то ли времени нет, то ли...» Как правило, тут клиент начинает «плыть», ничего внятного объяснить не может. А что сказать — да просто не делал. Вот просто брал и не делал. Думал, всё — научился. Теперь буду счастлив. Не иначе как всегда. А оно вон как. Поэтому приступая к тренировкам, в самом начале, когда идёт процесс привыкания, иначе говоря до момента, когда человек что называется «втянулся», нужно следовать одному единственному правилу. Одному, но самому главному: Делай! Просто бери, и делай. Как в спорте. Если неделю походить на какую-нибудь секцию, то что? Правильно, ничего. Мышцы поболят и перестанут. Также и тут: будет ощущение «ух ты», которое сменится убеждением «да что за фигня эти ваши упражнения». Итак, нужно запомнить — чтобы что-то делать, это нужно брать и делать. Да уж. «Гениальное» замечание. Первые впечатления: Они такие первые. Обожаю эти «первые разы». Когда я первый раз делал своё первое упражнение, я хорошо помню свои мысли: что я делаю?! Потом было много, много всякого-разного, интересного и не очень. И всё равно, когда я изучаю что-то новое, бывает так, что при выполнении упражнения чувствую себя идиотом, честное слово. Однажды, будучи искушённым «практикантом» и «упражненцем», приступил я к изучению одной из любимых техник на сегодняшний день - «искусственный смех». Эта практика может называться по-разному, даже кто-то её называет пафосно «смехотерапией», но суть от этого не меняется — нужно взять, и начать смеяться. Без причины и без объекта. В общем, кто знает, понимает о чём речь. И вот сижу, стало быть, смеюсь. Ну как смеюсь — издаю какие-то кудахтающие звуки нервничающего орангутанга. На ум пришёл фильм «Бинго-Бонго», с Челентано. Помните эту его песенку: У-у-у-уа-уа, и-и-и-и-ие-ие». Ну а что, думаю, похож я сейчас на него, на говорящего обезьяна. Ох как похож. Конечно же вспомнил и про смех без причины, как без этого. Ощущаю себя буквально дурачиной. И вопросы — дружище, ты что?! Ты что делаешь вообще?! И о чудо — через пять минут я уже заливался хохотом, сотрясая стены своего убежища. Почему убежища? Да потому, что для таких вещей нужно именно убежище — а вдруг кто зайдёт и увидит меня за сим непотребством. Скажут — всё, гражданин, санитаров пора вызывать сейчас, или дать вам досмеяться? Да-да. Помимо непонятного ощущения «да что же это я делаю-то такое, силы космические?», мысли о том, что сейчас кто-то увидит, тоже не вдохновляют. И хотя приведённая в пример техника как бы безобъектная, во время выполнения данного упражнения собственный смех становится объектом, ну и короче смех цепляется за смех, и так по кругу. Надо ли говорить, что через двадцать минут я находился в хорошем, приподнятом настроении, распространившемся на весь день, дела делались легко, а те что не делались — а пофигу, завтра сделаются. Не парился в общем, ни по пустякам, ни по не-пустякам. Конечно сегодня методика «искусственного смеха» в моём рейтинге отнесена к базовым упражнениям, тренирующих состояние «хорошего», приподнятого настроения. Но речь не об этом. А о двух моментах, как правило возникающих на первых самостоятельных тренировках: «Что это я делаю? Выгляжу нелепо, вдруг кто-то увидит меня за этим занятием?» И третий, в довесок: «А психолог вообще нормальный человек, чему это он меня учит?» Что с ними делать, с этими мыслями-впечатлениями? Да ничего. После нескольких занятий они исчезнут, и ваши тренировки станут для вас вполне приемлемым занятием. А что подумают другие — так это их проблемы. Мы же психологи («мыжпсихологи») учим клиентов не обращать внимание на мнение других людей о нас. Ну вот и не стоит на эти мнения обращать особое внимание. Так что подобные первые впечатления, мысли от тренировок — это очень даже нормально. Возможные эффекты от упражнений: в начале занятий, и в последующем. На вопрос о первых и последующих эффектах от выполнения упражнений можно написать отдельную статью, с примерами и подробностями. Не знаю, может и напишу. В целом же хотелось бы остановиться вот на чём. Как правило, первые эффекты от упражнений — положительные. Либо нейтральные, как будто ничего особо и не происходит. Но бывает и такое, что упражнение может вызвать отрицательные эмоции. Это связано с тем, что из сферы неосознаваемых психических процессов в сферу актуального сознания может что-то «всплыть», что-то проявиться. Подобный эффект допустим в некоторых упражнениях, и они обязательно должны выполняться только в присутствии специалиста, чтобы он смог здесь же нейтрализовать последствия упражнения. Отрицательные эффекты могут быть, а может их и не быть. Упражнения, которые их вызывают, стоят как бы на «особом» счету у специалиста, а абы как он делать их клиенту не позволит. Если же отрицательные эффекты начинаются после начала самостоятельного выполнения упражнения, а как их нивелировать вы не знаете или не обучены, то имеет смысл упражнение тут же прекратить. В остальном же повторюсь — как правило, первые разы сопровождаются положительным либо нейтральным эффектом. В дальнейшем, при долгой практике, человек начинает чётко осознавать влияние достигнутых результатов упражнений на его психическое состояние в обычной жизни, то есть другими словами человек понимает, что упражнения напрямую влияют на качество жизни. Благодарю за внимание. При подготовке статьи использована следующая литература: 1. При подготовке данной статьи ни одна литература не пострадала: не была ни применена, ни искажена, ни сплагиачена. Ну разве что подглядел один раз в: Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2018. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|