|
Обманы и Самообманы. О природе понятийАвтор статьи: Борзенко Наталья Александровна
Ты ври, ври, да не завирайся.
Народная мудрость.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с обманом, натыкаясь на него с разных сторон. Мы сами выступаем его создателями и, стараясь перехитрить мир другого, мы вплетаем в реальность, то, чего не было, нет, и вряд ли будет на самом деле. Мы врем по крупному и по незначительным мелочам, врем в шутку и всерьез, врем, чтобы не причинить боль себе и врем, чтобы не причинить боль другим. Обман окутывает человеческую жизнь словно невидимые паутинки окутывают бесконечные лесные тропинки. И если место локации своих сетей мы знаем, то чужие, искусно расставленные сети, мы в состоянии заметить лишь наткнувшись на них. Чаще всего, мы желаем, чтобы замаскированная ложь не раскрылась и искомая правда не стала явной и это иногда действительно удается. Обман остается не раскрытым. Но случается, что мы не так удачливы и обман обрушивается под пристальным взглядом. Обман всегда неприятная штука. Он вызывает много неприятных ощущений и в самом акте лжи, и особенно, когда лож раскрывается. Часто это происходит с болезненными переживаниями, и тут не важно, по какую сторону баррикад ты оказываешься, будь, ты обманут или именно твою ложь поймали за хвост. Несмотря на это, человек старается подстроить мир под себя, продолжая обманывать чужое сознание, выставляя желаемое за действительное. Коварство обмана состоит в том, что человеческая склонность ко лжи окутывает не только межличностные отношения, ложь проникает в самую сердцевину человеческой реальности, вовлекая собственное сознание в хитросплетения необдуманных взглядов на жизнь, ценностей, авторами которых не являемся, суждениями, за которыми стоит непризнанная выгода, нереальными фактами, извлеченными из реальных историй. Имя такой лжи - самообман. Мы поддерживаем самообман не замечая его, не задумываясь о нем, а порой и находимся в полном неведении о его существовании. При самообмане мы обманываем самих себя, не осознавая данного действа. Человек предстает и автором и исполнителем и, собственно, жертвой своего же обмана. Что же такое самообман и как так возможно, что и обманывающий и обманутый предстают в одном лице? Определение обмана можно свести к следующему: это целенаправленное воздействие одного субъекта на другого путем искажения, сокрытия или подмены истины. Обман осуществляется умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды. Как же так происходит, что самообман вообще возможен, где он берет свое начало и что этому способствует? Родителем самообмана является сознание. Именно в сознании самообман рождается, растет и, если повезет, заканчивает свое существование. Сознание строит причинно-следственные связи, объясняет мир, делает его безопасным или проблематичным, ярким или потухшим и еще, еще, еще... Сознание человека - есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. Сознанием мы живем, проживаем только свой, определенный опыт. Этот опыт складывается из ощущения самого себя, ощущения внешнего мира и отношения к нему. Сознание обладает сложной, многослойной структурой, оно включает в себя весь диапазон психических процессов, осознанных и осознаваемых не в полной мере, полной погруженности в событие и слепое переживание эмоций. Примеры разной степени осознанности мы можем наблюдать, если сравним, например, сон и состояние бодрствования, состояние мечтательной задумчивости и состояние острой осознанности. Наше сознание не может быть сосредоточено на всем сразу, оно избирательно, имеет свою направленность. человек не в состоянии ясно и четко осознать всю информацию, которая поступает в его сознание из разных источников, некоторым вещам суждено навсегда остаться в тени, хотя и иметь свое влияние на текущее состояние. «Сознание действует на различных уровнях, и наш конкретный способ отношений со своим миром формирует наше сознание на всех этих разнообразных уровнях одновременно» пишет Эмми ванн Дерцен (1997) в своей книге «Повседневные тайны». На наше состояние, обнаруженное в данный момент, влияет много разных факторов происходящих как бы фоном, часто не становясь осознанными. На нас влияет состояние собственного здоровья, происходящие в жизни события, факты прошлого и предполагаемого будущего, как и эмоциональный отклик на все это. Мое сознание не только презентует мне образ дерева, оно может напомнить, как мне было страшно в детстве, когда я пряталась под ним от дождя. Веселая мелодия, услышанная из приемника, поднимет настроение мыслью о предстоящем празднике. Образы, всплывающие в нашем сознании, могут быть нагромождены всевозможными эмоциями, впечатлениями, суждениями и побочными фактами, они не точные копии изначального предмета, либо факта. Исходя из сказанного можно сделать вывод, что более сложные понятия, такие как представления о другом человеке, о его поведении, ценностях и т.д. оставляет далеко неполный и, можно сказать искаженный образ. Если взять во внимание, что другой человек не есть фигура константная, все время меняющаяся и к тому же во множествах направлений, то сохраненный, и так не точный образ, устаревает в мгновение ока. И что же мы тогда видим? Видим ли мы другого человека как он есть? Кем является тот конечный продукт нашего сознания в виде образа конкретного человека? На точность такой образ вряд ли имеет право претендовать. Это скорее очень приблизительное представление о другом. Но с чем мы часто сталкиваемся в разговорах о других? Мы сталкиваемся с суждениями, оценками, «неопровержимыми» ярлыками. Мы порой точно знаем, что этот человек негодяй, а тот кристальнейшей души человек. И каково бывает наше удивление, когда этот кристальнейшей души человек совершает неприглядный поступок, а последний негодяй помогает старушке перейти через дорогу. Наши представления о другом человеке стремятся стать завершенными, окончательными и, не утруждая себя поиском новых фактов, мы верим в их существование. Разум чрезвычайно подвержен ошибкам и заблуждениям. Ожиданиями из самообмана мы воспринимаем мир. Находясь в сердцевине самообмана, создается впечатление, что это и есть единственная правдивая реальность. Самообман не сильно настаивает на доказательствах, убеждает, основываясь на неточных, не полных выводах, превращаясь в ложную веру, в веру в ложное. И весь этот процесс происходит спонтанно, не проходя таможню критичности. Сартр сравнивает пребывание в самообмане с состоянием сна «Начинают самообман, как засыпают, пребывают в самообмане, как во сне». Так же как и сон, самообман стремиться продолжаться непрерывно, но являясь структурой нестабильной, так же как и сон имеет свое начало и свой конец. «Чтобы проснуться, необходимо понять, что раньше мы спали; чтобы освободиться от цепей, нужно осознать, что мы чем-то скованы» пишет Дэн Миллмэн (2005). Склонность принимать свои представления о реальности за саму реальность является фундаментальной причиной человеческих страданий. Пробуждение подразумевает постепенное постижение того, как мы воспринимаем реальность сквозь фильтры своих убеждений, ассоциаций и интерпретаций. В этом смысле, глядя на мир и людей вокруг, мы обычно видим только свой собственный разум. Осознание этого помогает нам увидеть мирную, спокойную объективную реальность, которая скрывается за покровами нашего разума. Эта реальность не хорошая и не плохая, в ней есть все. Она действительно бывает как объективно опасна для физического выживания и вызывающая страх, так и прозрачно приветлива и пронизывающе спокойна. Мы создаем свою уникальную реальность и всегда имеем возможность стать другими, чем сейчас. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что наше сознание, формируясь с раннего возраста, за счет своего еще не развитого состояния, в том числе и неразвитой функции критичности, подвержено влиянию всего того, что предоставляет нам реальность. Впитывая в себя все, что возможно подвергнуть осознанию, оно находится под властью слепой веры. Взрослея, человек зачастую так и остается в тумане этого детского восприятия, не подвергая проверке свои жизненные позиции. Человек запутывается в сетях ложных представлений, как о себе, так и обо всем окружающем. И как все ложное, такое положение рано или поздно запутывается само в себе, смыслы теряются и жизнь превращается в неживое, отравляющее действо, которое доставляет немало неприятных ощущений его обладателю. Целью экзистенциальной терапии является осознание своего бытия как оно есть. Луч исследования во время психотерапии направлен на все аспекты человеческой жизни, нежели на изучение только внутренней психической деятельности человека. Терапевт старается направить внимание клиента на только ему свойственный способ бытия в этом мире. На события в которых он участвует, на переживания этому сопутствующие, на установки и ценности и как это перемешиваясь создает образ его Я Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|