Что усваивают наши дети из современных сериалов

ЧТО УСВАИВАЮТ НАШИ ДЕТИ ИЗ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙНЫХ СЕРИАЛОВ

Итак, приведу результаты своих исследований в Институте социальной и политической психологии НАПН Украины. Уже не первый год известно, что в наш информационный век телевизор и компьютер становятся главными «воспитателями» ребенка. Нам стало интересно, что же такие «воспитатели» вкладывают в голову ребенку, например, о семье или о взаимоотношениях мужчин и женщин (тема взаимоотношений – вторая по значимости в поле моих профессиональных интересов). Какие ценности внедряются в неокрепшие умы будущих мам и пап. Ведь, специфика восприятия экранных образов, по мнению Абраменковой В.В., такова, что информация, получаемая ребенком из телевизора, воспринимается им как истина и имеет чрезвычайную силу внушения и наследования. Ребенок хочет быть похожим на персонаж, вести себя как персонаж, и часто вступает в воображаемое межличностное общение с персонажем, спрашивает у него совета, хочет быть частицей его социального мира, дружить с ним. Эти отношения вызывают чувство личностного и социального удовлетворения. Поэтому не удивительно, что ребенок младшего школьного возраста ориентирован на те модели общения, поведения, на те ценности, которые видит в телевизоре, а не на те, что предлагает семья.

Кроме того, наши предыдущие исследования, проведенные в г. Киеве в 2011 году показали, что наиболее популярными сериалами, которые являются совместным медиа-событием многих семей, воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются сериалы «Счастливые вместе», «Папины дочери», «Воронины». Как видим, это – юмористические семейные сериалы производства России.

В общем нашей целью стала психологическая экспертиза популярных в украинском медиапространстве телевизионных сериалов.

Подробно описывать методологию не буду, только скажу, что разрабатывалась она совместно с @Oksana Sknar. Эксперты-психологи (104 человека) оценивали 8 мужчин-героев и 14 женщин-героинь названных сериалов: их личностные характеристики и ценности.

Кстати, исследование проводилось в декабре 2011 – марте 2012 года – ЗАДОЛГО до активной фазы информационной войны, идущей сейчас, поэтому обвинять наших экспертов в предвзятости – не стоит.

Ну, а потом, разумеется была статистическая обработка результатов, чтобы понять значимость выявленных результатов.

Итак, как оцениваются мужчины-герои: через них отношение к другим, их силу или слабость, и их эмоциональность, точнее ее отсутствие, и холодный ум. А женщин оценивают через силу-слабость – в первую очередь, через их статус и их деловые качества и властные отношения. Как мы видим, в современном сериальном мире происходит подмена понятий женского и мужского: качества, наиболее важные для женщин – чуткость, забота о других, эмоциональность и т.п., являются важными для оценки мужчин, а основными качествами сериальной женщины является сила, статус и качества идеального подчиненного (напомним, что действие сериалов, герои которых подвергались оценки, происходят преимущественно дома!). Таким образом, у ребенка формируется установка, что главное – это работа, которая является мерой силы, определяет социальный статус, в зависимости от этого ребенок начинает оценивать людей (и социальный мир вообще) без оценки их личностных качеств и взаимодействия с другими.

Понятно, что стереотипные образы являются упрощенными, плоскими, без многообразия оттенков, которые присущие реальным людям. Какие же образы впитывает ребенок из российских сериалов? Мужские – «Грубый необразованный мужик», «Слабый мужчина», «Холодный мужчина», и женские – «Слабая женщина», «Статусная женщина», «Уступчивая женщина».

Среди общих результатов выраженности ценностей у сериальных персонажей: оценки выраженности ценностей у женщин почти всегда выше, чем оценки выраженности ценностей у мужчин-героев сериала. Исключения составляют ценности: интересная работа, наличие добрых и верных друзей, развитие, развлечения и терпимость (к взглядам, мыслям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения). Именно женщины в сериалах являются носителями и глашатаями ценностей (!), а жизненные задачи мужчин – собственное развитие (личное и профессиональное) и развлечения с друзьями. Кроме того, заметим, что мужчинам присуще такое качество, которое чаще воспринимается как женское – терпимость.

Лишь один способ действий является для сериальных мужнин наилуч-шим во всех ситуациях – жизнерадостность. Девиз сериального мужчины – «улыбнись, и получишь все»: удовольствия, деньги, женщин, счастье, энергию, даже семью. Неужели достаточно лишь улыбаться и радоваться жизни, воспринимать мир и самого себя с юмором? Именно это усваивают дети из сериалов: ничего не надо делать, чтобы получить то, что хочешь. А мы тут обсуждаем поколение Y!

Итак, мужчины хотят проводить свою жизнь в развлечениях и на отдыхе, в приятных чувствах, любви и счастье в семье, а для женщин – наоборот – важным является развитие, карьера, образование. Первый блок ценностей, наиболее выраженных у женщин-персонажей сериалов, связан с волевыми качествами, это ценности самоутверждения: уверенность в себе, смелость в отстаивании собственного мнения, взглядов, независимость, твердая воля, непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других, они объединены со свободой и активной деятельной жизнью. Женщины также заботятся о своей личной жизни. Но для этого они развивают в себе качества хорошего исполнителя – аккуратность, воспитанность, дисциплинированность. То есть они преимущественно являются подчиненными с высокими притязаниями, что позволяет им получать то, чего они хотят.

Как видим, если мужчина лишь улыбнется и сразу же получит все, то женщине надо потрудиться, получить воспитание, научиться быть смелой и независимой, тяжело работать над собственными недостатками. Следовательно, можем рассматривать это как гендерный стереотип, который внедряется в нашем обществе уже много десятилетий. Мать говорит девочке: «Нужно работать, нужно достичь успеха, тогда на тебя обратит внимание достойный мужчина». Мужчины ценятся больше, чем женщины. Этот стереотип родители бессознательно передают детям. А источник его возникновения еще в минувших столетиях, когда сын становился опорой родителей в старости, а дочь выходила замуж и оставляла родительский дом.

Если проанализировать оценки ценностей каждого конкретного персонажа сериала, становится понятно, что наиболее отталкивающий персонаж, над которым смеются все другие – является главным носителем ценностей.

И вот ребенок младшего школьного возраста, который смотрит эти сериалы, усваивает: надо веселиться, юморить, насмехаться над всеми, а еще важно иметь много денег, тогда можно будет купить еще больше развлечений! Но для благосостояния и развлечений не надо учиться, не надо работать, надо лишь иметь высокие запросы и быть послушным. А те, у кого есть ценности, – вызывают отвращение.

Анализ экспертных оценок ценностей героев сериалов показал наличие трех типов персонажей с точки зрения присущих им ценностей.

-«интеллигента», имеющего ценности, связанные с «образованием и развитием себя», ценности, связанные с деловыми качествами, и заботливое отношение к другим;

-«компанейского человека», который очень любит развлечения, имеет много друзей, счастлив в семье, достиг общественного признания. Это, в отличие от предыдущего очень серьезного и ответственного образа, веселый человек. Но как достичь признания и любви друзей без ответственности, дисциплинированности, если не стремиться к развитию?

-«фактор ценностей уверенного, свободного человека» с ценностями, которые присущи женщинам-героиням сериалов: твердая воля, смелость в отстаивании собственных взглядов, мнений, независимость. Благодаря этому достигается уверенность в себе, свобода, жизненная мудрость. Даже без работы над собой не обходится. Скорее всего этот человек самодостаточный, поскольку отсутствуют ценности, связанные с отношениями с другими, вниманием и заботливым отношением к ним. Представляете – самодоста-точная женщина, не стремящая построить отношения с мужчиной! Другие должны лишь оттенять собственное Я персонажа: у них должны быть недостатки, к которым можно быть непримиримым, перед кем-то нужно отстаивать собственные мнения, настаивать на своем и не отступать, и независимость в суждениях и поступках может проявляться лишь на фоне воздействий других.

Обобщу еще тенденции, которые наблюдались, и выделю основные «посылы», которые можно рассматривать как социальные сообщения, получаемые детьми дошкольного и младшего школьного возраста из семейных юмористических сериалов производства России:

- пренебрежение ролью эмоций и чувств в жизни человека; цель воспитания – контроль эмоций;

- ум является единым принципом познания и поведения людей, а следовательно, и успешности человека, достижения им независимости;

- отношения и любовь не являются самостоятельными ценностями, а за-висят от статуса и социальной успешности человека;

- творчество противопоставляется производительности, которая в современном мире – важнее;

- работа может быть интересной лишь у руководителя;

- дальнейшее разрушение института семьи через внедрение идеи «свободной женщины».

И встает вопрос, до чего дойдет наше общество при условии влияния таких искривленных сериальных ценностных ориентаций, влияющих на формирование ценностно-смысловой сферы ребенка? Дети смотрят юмористические сериалы и будут смотреть в дальнейшем, бессознательно усваивая гендерные стереотипы и впитывая сериальные ценности. Те дети, которые сейчас усваивают эти ценности, через несколько лет будут строить собственные отношения, формировать семьи и воспитывать детей. Можем ли мы доверить современным сериалам социализацию ребенка?

Попробуем нарисовать картину близкого будущего, когда дети, которые сегодня смотрят современные российские юмористичные семейные сериалы, войдут во взрослую жизнь. Это мир восхваления социальной успешности, мир договорных отношений в семье, построенных на независимости супругов друг от друга, в этом мире творчеству, развитию, познанию нет места. Дальнейшее развитие алексетимии (если взрослые скрывают и «отрицают» свои эмоции, ребенок не сможет овладеть этими знаниями) связан с возрастанием роли эмоционального интеллекта как основы общения в информационное время, и, конечно, снижение рождаемости (ведь женщина будет самодостаточной!) Хотим ли мы, чтобы наши внуки жили в таком мире?



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • Мужчины ,которые ненавидят женщин, и женщины,которые их любят.
  • Уверенность в себе 5. Убеждения и ценности, которые поддерживают неуверенность.
  • Какие ценности должны быть у будущего психолога
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Не думайте, что женщины зависят от мужчин больше, чем мужчины от женщин.
  • Почему мужчины смотрят на других женщин, даже когда идут с женой?
  • Почему мужчины смотрят на других женщин, даже когда идут с женой?
  • Ценности и отношение к ним. Работа с ценностями.
  • Проблема семейных ценностей в современном обществе с точки зрения семейного психолога
  • Быть человеком: женщины, истребляющие мужчин, истребляющих женщин
  • Развитие проактивности у детей младшего школьного возраста
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Наши ценности в отношениях с другими
  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Если женщине, нужен лишь бы какой мужчина, она не женщина, а лижбыкакая…
  • О ценности мифов и сказок в современном мире и о преодолении трудностей.
  • Качества в женщине, которые очень привлекают мужчин
  • Вечные ценности и дети... Воскрешение архетипа семьи
  • Жизненные ценности человека - время переосмысления и поиска новых ориентиров
  • 14 типов женщин, которые желают познакомиться. Тип 7. Женщина-Праздник
  • Возможна ли справедливость в современном мире мужчин и женщин?
  • Кризисы детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Когда эмоции и мысли являются/не являются проблемой
  • Отношения основаны только на сексе. Нет ценности себя.
  • Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 3 типа женщин, которые притягивают мужчин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь