Чему учит дорога?

Я не очень хорошо помню время, когда я не умела водить машину. За семь лет вождения "срастаешься" с автомобилем и забываешь, как по-другому. Навыки, которые стали частью личности, кажутся "само-собой-разумеющимися" и очень удивляешься, когда обнаруживаешь, что есть люди, у которых это по-другому. Недавно моя близкая подруга начала водить машину и пригласила меня для сопровождения первых поездок. Катаясь "по дворам" в качестве пассажира начинающего водителя, я вспоминала свои первые уроки вождения, инструктора, первые поезки по Ходынскому полю, и маленькие открытия, которые были совершены мною в процессе этих уроков. Интересно, что это были открытия, касающиеся не столько навыков вождения, сколько уроки отношения к себе и миру.  Это была перестройка ценностей - или физическое, телесное проживание обыденных вещей.

Итак, чему учит дорога?

В первую очередь, ответственности: когда твой вес из 55 киллограмм становится весом в 1,5 тонны - слово "ответственность" приобретает совсем иное ощущение - из метафизического "где-то там, когда-нибудь, с кем-нибудь", оно концентрируется в реальное физическое ощущение: "здесь и сейчас я управляю этой тонной веса" - это вполне реальная, - осязаемая, зримая ответственность за свою жизнь и за жизнь других людей. И что какой-нибудь твой поступок - случайный, глупый, легкомысленный может стать причиной целой цепочки событий тяжелых и для тебя, и для других. 

Интересно, что ответственность начинается с... заботы о себе. В буквальном смысле этого слова. Я помню, как я села за руль учебного автомобился и уже собиралась "ехать", а инструктор (прекрасный человек, много к нему благодарности) остановил меня и научил, как готовиться к поездке. Проверить машину, начиная с внешнего осмотра: горят ли фары, не спущены ли колеса, виден ли номер и т.д.? Банальные, казалось бы вещи. Но. За ними стоит это самое ощущение: ответственности за эту тонну веса, как она будет меня слушаться и как ее будет видно другим.

Я думаю, что здесь есть еще один важный момент, хоть он и "само-собой-разумеющийся", но, как показывает практика, не для всех: проверить себя. "Выпил - за руль не садись", "устал - отдохни", - эти лозунги не пустой звук, если вам хоть раз в жизни довелось почувствовать, что такое, когда теряешь управление машиной... А также если бы вам довелось поговорить с теми, кто выжил в атомобильных авариях.

Затем я проверяла, как мне в этой машине: выравнивала автомобильное кресло, чтобы спине было комфортно, чтобы ноги были в нужном положении - не слишком далеко, не слишком близко, и поправляла зеркала - так, чтобы можно было неповорачивая головы видеть в зеркале заднего вида максимум дороги, так, чтобы боковые зеркала были доступны моему взгляду. 

Итак, ответственность начинается с простого: с самоощущения, с заботы о своем комфорте и о состоянии управляемого транспортного средства. Если автомобиль представить, как метафору тела - то ответственность за свою жизнь начинается с контакта со своим телом :)

Интересно, что второй составляющей ответственности я бы назвала страх или эмоциональное представление о последствиях. Говорят, что наибольшее количество погибших альпинистов составляют не новички и не профессионалы, которые штурмуют сложные вершины, а те, которые "перестали бояться", перестали быть "новичками", но еще не обрели достаточных навыков для того, чтобы быть профессионалами... когда эйфория от первых успехов кружит голову и когда теряешь представление о возможной опасности.  Однажды ко мне в гости пришли знакомые, которым не нравился новый закон - им хотелось бы  иметь право "немного выпить", даже если "за рулем". К сожалению, у меня не было волшебной палочки и я не могла показать им рассказ человека, опытного водителя, который сделал всё возможное и невозможное, чтобы аварии избежать, но авария случилась и не по его вине, а по причине слегка пьяного водителя, потащившего жениха на второй день свадьбы за дополнительной выпивкой. Открыть дверь машины и увидеть тело человека превращенного в куски мяса. Человека, который еще недавно был живым. Это на одной чаше весов. А на другой "иметь право немного выпить за рулем". Когда есть осознание возможных последствий - восприятие очень меняется. И я считаю, что этот страх нужно специально поддерживать - венки на обочинах, похоже, не так уж впечатляют. В советское время возле постов ГАИ стояли разбитые автомобили - думаю, что это более действенное средство. К сожалению, сейчас этой традиции все меньше. Но есть фильмы. Посмотрите фильм "Другая земля", где девушка-подросток, слегка выпив, забыла о том, что она за рулем автомобиля. Поговорите с теми, кто пережил аварии. Поддерживать собственную бдительность (тоже хорошее слово, жаль, что почти вышло из употребления) можно разными способами. В том числе и таким. Легкой дозой страха. Не слишком большой, чтобы так и не начать водить, но и не слишком маленькой, чтобы перестать быть бдительным.

Чему учит дорога

Опыт скорости или как отпускать ситуацию и не зацикливаться на мелочах. Обстановка - особенно для начинающего водителя - меняется очень быстро. И только что ты справился с одной ситуацией  - как уже началась вторая, третья... Невозможно продолжать тратить силы на предыдущую ситуацию. Выдохнуть, сказать "спасибо" Провидению и ехать дальше. Помню, как в одной из первых поездок с инструктором меня впервые "подрезала" какая-то машина - я уже собиралась "поговорить" на эту тему, попереживать и обсудить с инструктором свои чувства, как оказалось, что нужно продолжать смотреть на дорогу, ехать дальше, и уже совсем рядом первый лежачий полицейский, лед на дороге, выбежавшие пешеходы, неогороженный люк и т.д. и т.п. Дороге нужно всё твоё внимание в каждый данный момент времени - поэтому нет времени остаться в прошлом, только настоящее. Каждый водитель по своему учится переживать эту необходимость скорости - один мой знакомый, к примеру, говорил, что ему помогают ругательства - выругавшись быстро и грязно, но так, чтобы никто не слышал, он "сбрасывает пар", после чего ему легко перестроиться на другую волну и ехать дальше. У меня лично до сих пор звучит голос инструктора, не дававший мне оставаться в прошлом: "Ульяна, это уже проехали, едем дальше".

Еще один интересный опыт - опыт гибкости: ты не главный на всех перекрестках страны или города - где-то главная дорога твоя, где-то ты ее должен уступить, - очень полезная тренировка для того, чтобы не застревать в одной роли. Интересно, что для меня она была тренировкой быть главной. Как начинающий, я была готова всем уступать, всех пропускать, всех ждать, но пришлось сразу же развивать навыки ехать первой и быть главной, если того требует ситуация.

Один из самых полезных для меня уроков был опыт ясности: твоя скорость и направление движение должны быть понятны и предсказуемы для других водителей и пешеходов - исходя из этого они строят свою линию поведения и также (в большинстве случаев) стараются быть ясными и предсказуемыми для тебя. Непредсказуемый, сомневающийся водитель на дороге создает опасную ситуацию и для себя и для других. 



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Когда аргумент "вы меня довели" перестает быть оправданием
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Сделай меня счастливым" или "я спасу тебя"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь