|
Чему учит дорога?Автор статьи: Чернышева Ульяна Владимировна
Я не очень хорошо помню время, когда я не умела водить машину. За семь лет вождения "срастаешься" с автомобилем и забываешь, как по-другому. Навыки, которые стали частью личности, кажутся "само-собой-разумеющимися" и очень удивляешься, когда обнаруживаешь, что есть люди, у которых это по-другому. Недавно моя близкая подруга начала водить машину и пригласила меня для сопровождения первых поездок. Катаясь "по дворам" в качестве пассажира начинающего водителя, я вспоминала свои первые уроки вождения, инструктора, первые поезки по Ходынскому полю, и маленькие открытия, которые были совершены мною в процессе этих уроков. Интересно, что это были открытия, касающиеся не столько навыков вождения, сколько уроки отношения к себе и миру. Это была перестройка ценностей - или физическое, телесное проживание обыденных вещей. Итак, чему учит дорога? В первую очередь, ответственности: когда твой вес из 55 киллограмм становится весом в 1,5 тонны - слово "ответственность" приобретает совсем иное ощущение - из метафизического "где-то там, когда-нибудь, с кем-нибудь", оно концентрируется в реальное физическое ощущение: "здесь и сейчас я управляю этой тонной веса" - это вполне реальная, - осязаемая, зримая ответственность за свою жизнь и за жизнь других людей. И что какой-нибудь твой поступок - случайный, глупый, легкомысленный может стать причиной целой цепочки событий тяжелых и для тебя, и для других. Интересно, что ответственность начинается с... заботы о себе. В буквальном смысле этого слова. Я помню, как я села за руль учебного автомобился и уже собиралась "ехать", а инструктор (прекрасный человек, много к нему благодарности) остановил меня и научил, как готовиться к поездке. Проверить машину, начиная с внешнего осмотра: горят ли фары, не спущены ли колеса, виден ли номер и т.д.? Банальные, казалось бы вещи. Но. За ними стоит это самое ощущение: ответственности за эту тонну веса, как она будет меня слушаться и как ее будет видно другим. Я думаю, что здесь есть еще один важный момент, хоть он и "само-собой-разумеющийся", но, как показывает практика, не для всех: проверить себя. "Выпил - за руль не садись", "устал - отдохни", - эти лозунги не пустой звук, если вам хоть раз в жизни довелось почувствовать, что такое, когда теряешь управление машиной... А также если бы вам довелось поговорить с теми, кто выжил в атомобильных авариях. Затем я проверяла, как мне в этой машине: выравнивала автомобильное кресло, чтобы спине было комфортно, чтобы ноги были в нужном положении - не слишком далеко, не слишком близко, и поправляла зеркала - так, чтобы можно было неповорачивая головы видеть в зеркале заднего вида максимум дороги, так, чтобы боковые зеркала были доступны моему взгляду. Итак, ответственность начинается с простого: с самоощущения, с заботы о своем комфорте и о состоянии управляемого транспортного средства. Если автомобиль представить, как метафору тела - то ответственность за свою жизнь начинается с контакта со своим телом :) Интересно, что второй составляющей ответственности я бы назвала страх или эмоциональное представление о последствиях. Говорят, что наибольшее количество погибших альпинистов составляют не новички и не профессионалы, которые штурмуют сложные вершины, а те, которые "перестали бояться", перестали быть "новичками", но еще не обрели достаточных навыков для того, чтобы быть профессионалами... когда эйфория от первых успехов кружит голову и когда теряешь представление о возможной опасности. Однажды ко мне в гости пришли знакомые, которым не нравился новый закон - им хотелось бы иметь право "немного выпить", даже если "за рулем". К сожалению, у меня не было волшебной палочки и я не могла показать им рассказ человека, опытного водителя, который сделал всё возможное и невозможное, чтобы аварии избежать, но авария случилась и не по его вине, а по причине слегка пьяного водителя, потащившего жениха на второй день свадьбы за дополнительной выпивкой. Открыть дверь машины и увидеть тело человека превращенного в куски мяса. Человека, который еще недавно был живым. Это на одной чаше весов. А на другой "иметь право немного выпить за рулем". Когда есть осознание возможных последствий - восприятие очень меняется. И я считаю, что этот страх нужно специально поддерживать - венки на обочинах, похоже, не так уж впечатляют. В советское время возле постов ГАИ стояли разбитые автомобили - думаю, что это более действенное средство. К сожалению, сейчас этой традиции все меньше. Но есть фильмы. Посмотрите фильм "Другая земля", где девушка-подросток, слегка выпив, забыла о том, что она за рулем автомобиля. Поговорите с теми, кто пережил аварии. Поддерживать собственную бдительность (тоже хорошее слово, жаль, что почти вышло из употребления) можно разными способами. В том числе и таким. Легкой дозой страха. Не слишком большой, чтобы так и не начать водить, но и не слишком маленькой, чтобы перестать быть бдительным. Опыт скорости или как отпускать ситуацию и не зацикливаться на мелочах. Обстановка - особенно для начинающего водителя - меняется очень быстро. И только что ты справился с одной ситуацией - как уже началась вторая, третья... Невозможно продолжать тратить силы на предыдущую ситуацию. Выдохнуть, сказать "спасибо" Провидению и ехать дальше. Помню, как в одной из первых поездок с инструктором меня впервые "подрезала" какая-то машина - я уже собиралась "поговорить" на эту тему, попереживать и обсудить с инструктором свои чувства, как оказалось, что нужно продолжать смотреть на дорогу, ехать дальше, и уже совсем рядом первый лежачий полицейский, лед на дороге, выбежавшие пешеходы, неогороженный люк и т.д. и т.п. Дороге нужно всё твоё внимание в каждый данный момент времени - поэтому нет времени остаться в прошлом, только настоящее. Каждый водитель по своему учится переживать эту необходимость скорости - один мой знакомый, к примеру, говорил, что ему помогают ругательства - выругавшись быстро и грязно, но так, чтобы никто не слышал, он "сбрасывает пар", после чего ему легко перестроиться на другую волну и ехать дальше. У меня лично до сих пор звучит голос инструктора, не дававший мне оставаться в прошлом: "Ульяна, это уже проехали, едем дальше". Еще один интересный опыт - опыт гибкости: ты не главный на всех перекрестках страны или города - где-то главная дорога твоя, где-то ты ее должен уступить, - очень полезная тренировка для того, чтобы не застревать в одной роли. Интересно, что для меня она была тренировкой быть главной. Как начинающий, я была готова всем уступать, всех пропускать, всех ждать, но пришлось сразу же развивать навыки ехать первой и быть главной, если того требует ситуация. Один из самых полезных для меня уроков был опыт ясности: твоя скорость и направление движение должны быть понятны и предсказуемы для других водителей и пешеходов - исходя из этого они строят свою линию поведения и также (в большинстве случаев) стараются быть ясными и предсказуемыми для тебя. Непредсказуемый, сомневающийся водитель на дороге создает опасную ситуацию и для себя и для других. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|