Единственный ребенок

Практически для каждого человека семья – это место, в котором он живет в близких  взаимоотношениях  первую часть  своей жизни, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Жизнь семьи можно охарактеризовать, как непрерывно и взаимно влияющие друг на друга отношения между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между семьей и старшим поколением из родительских семей. Каждое более или менее важное для семьи событие, так или иначе, затрагивает каждого ее участника, даже если ему всего несколько дней от рождения, или он еще находится во чреве матери.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о психологических особенностях единственного ребенка в семье. При этом детей с разницей в рождении от 6-7 лет и больше также можно отнести по психологическим характеристикам к единственным. 

Однако хотелось бы сразу оговориться, что человеческая личность формируется в момент зачатия, и на ее развитие, которое происходит всю последующую жизнь человека, влияет множество факторов, как внутри семьи, так и вне. Человеческая личность – уникальна и единична, и не может помещаться в какие-то узкие рамки различных научно-психологических воззрений. Предлагаемые размышления имеют информационный характер, направленный на повышение родительской компетенции. Предупрежден, значит вооружен!

На развитие личности влияет множество факторов, но можно и нужно говорить о том, что единственные дети в семье имеют как общие, особенные, так и индивидуально-неповторимые черты, которые они проносят через всю свою жизнь.

Здесь нужно учитывать, что психологические особенности единственных детей из неблагополучной семьи будут относительно противоположны  особенностям из семей благополучных, с благоприятным социально-психологическим климатом в семье, с навыком успешной ранней социализации и адаптацией, с высоким материальным уровнем достатка и прочее. Так же, относительно противоположными будут психологические особенности единственных детей мужского и женского пола.

Единственный ребенок окружен заботой, любовью и вниманием ото всех членов семьи, на нем сконцентрированы все надежды и ожидания, в одаренность и потенциал которого верят безоговорочно, но, в тоже время, требуют соответствовать, высоко поднимая планку. Вся семья, весь «микромир», начинается «кружиться» вокруг и потребностей ребенка, и различных способов их удовлетворения. У него нет конкурентов в виде братьев и сестер за внимание родителей, он лишен возможности быть старшим или младшим в семье, оставаясь всегда «самым маленьким».

Общими психологическими чертами при этом будут: более успешный опыт решения интеллектуальных задач, тонкость, мягкость, душевность, непосредственность. Однако возможно развитие с годами чрезмерного беспокойство по поводу своего здоровья, высокой потребности в сопереживании, в теплых и доверительных отношениях, а не в морально-нормативых, что выражается в поиске тепла в дружеском общении (в том числе попадая под негативное влияние), а не в семье. Это особенно проявляется, если родители пытаются переделать ребенка на свой лад, заставить выбрать в качестве главного ориентира с их точки зрения социально-важные направления.

Будучи эмоциональным и естественным в своих реакциях, единственный ребенок в какой-то момент вынужден научиться большему самоконтролю и подавлению своих реакций.

Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье. При отсутствии братьев и сестер, или других ровесников внутри семьи, с которыми можно было бы эти модели проиграть, дети, став взрослыми, начинают создавать собственные семьи, чаще всего выбирая партнеров со схожими чертами собственных отца или матери. 

По статистике разводов, брак между единственными детьми имеет наихудший прогноз.

Находясь под сильным влиянием мнения родителей, ценностные ориентации которых направлены на социально значимый успех и престижность своих достижений и достижений своего ребенка, единственный ребенок так же старается выбрать для себя престижную профессию, но учитывая при этом свой собственный индивидуальный стиль.

Чрезмерно близкие, сопереживательные отношения матери со своим ребенком, с одной стороны, рождают в нем черты сострадательности, но с другой - делают его чрезмерно мягким, недостаточно адаптивным в системе иных отношений. Единственные дети в семье концентрируют в себе потребность в более глубоких психологических привязанностях, нежели их сверстники, наряду со стремлением к престижному, социально значимому. Они больше ориентируются на тенденции моды и общественное мнение, не имеет достаточного опыта в решении трудностей, так как за него всегда все вопросы решали родители. 

Чрезмерно опекая ребенка, создавая ему «тепличные условия» в сфере эмоционального комфорта, лишая опыта преодоления трудностей в отношениях с другими детьми, планируя и расписывая для него всю будущую жизнь, родители  единственного ребенка создают  предпосылки для формирования серьезных психологических проблем во взрослой жизни.

Если относиться к ребенку соответственно возрасту, дать ему возможность иметь близких друзей, позволяя общаться, дружить и выяснять отношения, то у ребенка будут все шансы выстраивать здоровые и крепкие отношения с другими людьми.

Если помочь ребенку определить свои возможности и способности, разрешить ему выбрать те кружки и занятия, которые ему интересны, поддерживая этот интерес, позволить ему так же самостоятельно определиться с выбором будущей профессии, с опорой на его таланты и способности, то вероятность самореализации и счастливой профессиональной жизни возрастает во много раз.

Единственный ребенок – такой же участник семейных отношений, как и его родители. Для здорового психоэмоционального развития ребенку необходимо видеть, что у родителей есть не только жизнь вокруг потребностей ребенка (кроме грудничкового возраста, разумеется), но и свои увлечения, желания, свой взрослый мир. В семье на первом месте необходимо находиться отношениям между мужем и женой, а ребенок – полноправный ее участник, которому требуется безусловная любовь  принятие и забота, но не сто процентов маминого времени, внимания и хлопот.

Единственный ребенок при правильном подходе может получить много преимуществ!



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Единственный ребенок в семье: ожидания и реальность
  • Единственный ребенок (Часть 2): когда в семье подрастает принцесса
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Единственный ребенок: психологические особенности. Часть 1
  • Какой в супружестве единственный ребёнок? Порядок рождения в семье и характер
  • Особенности воспитания единственного ребенка в семье
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Влияние родительской семьи на последующую жизнь в системном семейном подходе
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Аноргазмия. Единственный оргазм в жизни. Так ли всё безнадёжно? Сексуальные проблемы в семье
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Появление нового ребенка. Как помочь старшим детям и всей семье.
  • Возможно ли полное удовлетворение ребенка в родительской семье?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Почему меняются отношения в семье после рождения ребенка
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Диагностика эмоционального благополучия жизни ребенка в замещающей семье.
  • Особенности воспитания сиблингов (братьев и сестер)в приемной семье
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Новорожденный ребенок и отношения в семье.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь