|
Единственный ребенок в семье: ожидания и реальностьАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Проблема единственного ребенка в семье весьма сложная и противоречивая. В данной статье рассмотрены ситуации в благополучных, интеллигентных семьях с характерными социально-психологическими чертами, высоким социальным статусом. Итак, перед нами две истории, объединенных одним комплексом - комплексом единственного ребенка. В детстве, когда закладываются механизмы социализации личности, когда происходит становление психоэмоциональной сферы ребенка, а также формируется мироощущение как фундамент мировоззрения, единственный ребенок примеряет на себя (с помощью семьи, разумеется) роль принцессы или принца. Помимо огромной любви, нежности, окружающих благ, ребенок в большинстве случаев сталкивается с негативными установками, оказывающими огромное влияние или даже предопределяющих дальнейшую судьбу человека. Алиса, 33 года. Родилась в интеллигентной советской семье. Единственный ребенок в семье. Проблемы Алисы, пришедшие из детства, в первую очередь связаны с завышенной самооценкой и излишней самоуверенностью. "Когда тебе внушают, что ты - самая лучшая, самая красивая, самая умная, когда растешь в атмосфере любви и комфорта, беззаботности, то жизнь с годами становится все сложнее...!". Длительное время Алиса не могла понять, почему мужчины от нее уходят. Ведь казалось бы, красива, умна, образованна. За плечами калейдоскоп романов и интриг, развод и неразвивающиеся отношения. "Вздорный характер. Ведь каждый раз в мужчине я хочу увидеть отца. Будто программа какая-то работает по одному сценарию. Я и отец. Любимая папина девочка. Любой каприз будет исполнен. Мама и папа воспитывали меня со склонностью к перфекционизму. "Ты должна быть самой лучшей!". Особенно страшным было сравнение с чужими детьми или отличниками. "Вот у соседей девочка молодец, а ты? Ты чем хуже?". Вспоминается как навязчивый страшный сон! В итоге - академия, аспирантура, диссертация, работа...и полное отсутствие семейного счастья. Единственная радость от замужества - рождение долгожданного ребенка...А дальше - агония брака... После брака отношения не развиваются или быстро заканчиваются ничем". Проблема Алисы типична для единственных детей. Это комплекс "отличника", когда родители стремятся видеть в ребенке идеальный образ, предъявляя к нему завышенные требования. В случае с Алисой родители, с одной стороны, верили в успех, карьерный рост дочери, но с другой стороны, не обращали должного внимания на воспитание и взращивание в девушке семейных ценностей, основанных на представлении о мужчине как о равноправном партнере, о любви, об уважении между мужчиной и женщиной. Упоение собой, своим Эго в ущерб осмыслению партнера как отдельного субъекта, а не собственности, как свободного в своем выборе человека, приводило каждый раз к неизбежному краху отношений. Принятие себя Алисой как совершенно исключительной личности, не имеющей никаких отрицательных сторон заведомо разрушительная установка "папиной девочки". Другая история. Ада, 36 лет. Единственный ребенок, воспитывающийся сначала в неполной семье, затем с 12 лет с отчимом . "С отцом я виделась раз в месяц.У папы были еще дети от предыдущих браков. Но мне было это не нужно. Я росла в безусловной любви, окруженная заботой, вниманием, теплотой всех многочисленных родственников. Но особую роль сыграли бабушка и мама. Воспитывали в строгости. Ничего лишнего не позволяли, несмотря на высокий социальный статус семьи. Программа-установка мамы была стандартная: сначала институт, потом семья...Мама настаивала на МГИМО. Отчим видел во мне "юриста от Бога", судью в мантии...Правда, я пошла своей дорогой. Институт благополучно окончила, потом влюбилась в будущего мужа". Проблема Ады в том, что к строгому, можно сказать, пуританскому воспитанию, добавилась еще одна. Аде было очень тяжело устанавливать контакты с мужчинами. "Я вообще не знала, как развивать отношения с молодыми людьми. Я их не то чтобы боялась, но как-то комплексовала. Потребовалось много времени, чтобы преодолеть это! Каждый раз, как только обрывались отношения, я начинала копаться в себе, искала какие-то недостатки, занималась "самобичеванием". В итоге снижалась самооценка, росла неуверенность...". Будучи уже разведенной женщиной, Ада снова испытывает влияние все тех же установок из детства... Единственные дети в семье - это явление или даже вариант социальной нормы ХХ-ХХI века. Это не хорошо и не плохо. Думаю, здесь вообще оценивать не стоит. Это лишь вариант развития личности, но по-особенному пути: с завышенными требованиями и ожиданиями родителей, с гипертрофированным эгоизмом и эгоцентризмом, со сложностями с коммуникацией, особенно, с людьми противоположного пола. История двух девушек - "единственных дочек" - это два в целом схожих сценария. В первом случае девушка отражает "перфекционистский" замысел родителей лишь в профессиональном росте и утрированном эгоцентризме, страдая от нехватки семейно-ценностных ориентиров в построении гармоничных отношений. Во втором случае, девушка, напротив, скромна и застенчива в романтических отношениях, однако весьма самостоятельна и эгоцентрична в карьерных достижениях... Но в обоих случаях девушки испытывают дискомфорт в отношениях с мужчинами, уязвимы в связи с сохраняющейся инфантильностью и гиперопекой старших родственников.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|