Единственный ребенок в семье: ожидания и реальность

Проблема единственного ребенка в семье весьма сложная и противоречивая. В данной статье рассмотрены ситуации в благополучных, интеллигентных семьях с характерными социально-психологическими чертами, высоким социальным статусом. Итак, перед нами две истории, объединенных одним комплексом - комплексом единственного ребенка. 

В детстве,  когда закладываются механизмы социализации личности, когда происходит становление психоэмоциональной сферы ребенка, а также формируется мироощущение как фундамент мировоззрения, единственный ребенок примеряет на себя (с помощью семьи, разумеется) роль принцессы или принца. 

Помимо огромной любви, нежности, окружающих благ, ребенок в большинстве случаев сталкивается с негативными установками, оказывающими огромное влияние или даже предопределяющих дальнейшую судьбу человека.

Алиса, 33 года. Родилась в интеллигентной советской семье. Единственный ребенок в семье. Проблемы Алисы, пришедшие из детства, в первую очередь связаны с завышенной самооценкой и излишней самоуверенностью. "Когда тебе внушают, что ты - самая лучшая, самая красивая, самая умная, когда растешь в атмосфере любви и комфорта, беззаботности, то жизнь с годами становится все сложнее...!". Длительное время Алиса не могла понять, почему мужчины от нее уходят. Ведь казалось бы, красива, умна, образованна. За плечами калейдоскоп романов и интриг, развод и неразвивающиеся отношения.  "Вздорный характер. Ведь каждый раз в мужчине я хочу увидеть отца. Будто программа какая-то работает по одному сценарию. Я и отец. Любимая папина девочка. Любой каприз будет исполнен. Мама и папа воспитывали меня со склонностью к перфекционизму. "Ты должна быть самой лучшей!". Особенно страшным было сравнение с чужими детьми или отличниками. "Вот у соседей девочка молодец, а ты? Ты чем хуже?". Вспоминается как навязчивый страшный сон! В итоге - академия, аспирантура, диссертация, работа...и полное отсутствие семейного счастья. Единственная радость от замужества - рождение долгожданного ребенка...А дальше - агония брака... После брака отношения не развиваются или быстро заканчиваются ничем".

Проблема Алисы типична для единственных детей. Это комплекс "отличника", когда родители стремятся видеть в ребенке идеальный образ, предъявляя к нему завышенные требования. В случае с Алисой родители, с одной стороны, верили в успех, карьерный рост дочери, но с другой стороны, не обращали должного внимания на воспитание и взращивание в девушке семейных ценностей, основанных на представлении о мужчине как о равноправном партнере, о любви, об уважении между мужчиной и женщиной. Упоение собой, своим Эго в ущерб осмыслению партнера как отдельного субъекта, а не собственности, как свободного в своем выборе человека, приводило каждый раз к неизбежному краху отношений. Принятие себя Алисой как совершенно исключительной личности, не имеющей никаких отрицательных сторон заведомо разрушительная установка "папиной девочки". 

Другая история. Ада, 36 лет. Единственный ребенок, воспитывающийся сначала в неполной семье, затем с 12 лет с отчимом . "С отцом я виделась раз в месяц.У папы были еще дети от предыдущих браков. Но мне было это не нужно. Я росла в безусловной любви, окруженная заботой, вниманием, теплотой всех многочисленных родственников. Но особую роль сыграли бабушка и мама. Воспитывали в строгости. Ничего лишнего не позволяли, несмотря на высокий социальный статус семьи. Программа-установка мамы была стандартная: сначала институт, потом семья...Мама настаивала на МГИМО. Отчим видел во мне "юриста от Бога", судью в мантии...Правда, я пошла своей дорогой. Институт благополучно окончила, потом влюбилась в будущего мужа". Проблема Ады в том, что к строгому, можно сказать, пуританскому воспитанию, добавилась еще одна. Аде было очень тяжело устанавливать контакты с мужчинами. "Я вообще не знала, как развивать отношения с молодыми людьми. Я их не то чтобы боялась, но как-то комплексовала. Потребовалось много времени, чтобы преодолеть это! Каждый раз, как только обрывались отношения, я начинала копаться в себе, искала какие-то недостатки, занималась "самобичеванием". В итоге снижалась самооценка, росла неуверенность...". Будучи уже разведенной женщиной, Ада снова испытывает влияние все  тех же установок из детства...

Единственный ребенок в семье ожидания и реальность

Единственные дети в семье - это явление или даже вариант социальной нормы ХХ-ХХI  века. Это не хорошо и не плохо. Думаю, здесь вообще оценивать не стоит. Это лишь вариант развития личности, но по-особенному пути: с завышенными требованиями и ожиданиями родителей,  с гипертрофированным эгоизмом и эгоцентризмом, со сложностями с коммуникацией, особенно, с людьми противоположного пола. История двух девушек - "единственных дочек" - это два в целом схожих сценария. В первом случае девушка отражает "перфекционистский" замысел родителей лишь в профессиональном росте и утрированном эгоцентризме, страдая от нехватки семейно-ценностных ориентиров в построении гармоничных отношений. Во втором случае, девушка, напротив, скромна и застенчива в романтических отношениях, однако весьма самостоятельна и эгоцентрична в карьерных достижениях... Но в обоих случаях девушки испытывают дискомфорт  в отношениях с мужчинами, уязвимы в связи с сохраняющейся инфантильностью и гиперопекой старших родственников.

 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Эти не простые отношения"...Из цикла "Истории любви".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Драматургия развода. Акт 5-й: "Роль отца в отношениях «ребенок-отчим»"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • "Все мы родом из детства"... или Патологии родительской "любви" …
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь