Краткое эссе о загадке сознания и психофизической проблеме.

                                                                     Вместо предисловия.

                В данном эссе, я не даю ответы на вечные вопросы, я снова пытаюсь их задать.

                                                                       В поиске сознания.

Над проблемой сознания бились и бьются множество философов, психологов, биологов и специалистов смежных направлений. Появляются все новые и новые данные, как со стороны нейро- и психологических наук, так и со стороны философии. Строятся различные теории, рождаются множество внутри- и междисциплинарных споров. Но никто так и не дал всеобще признанного удовлетворительного ответа на вопрос, что же такое сознание и для чего оно нужно? Биологически ориентированные мыслители, как правило, стремятся объяснить сознание с точки зрения эволюционного развития, а также исследуя особенности работы головного мозга, философы анализируют субъективные качества сознания, часто отождествляя сознание с психикой и исследуя место сознания в мире, психологи сосредоточились на исследованиях неосознаваемых когнитивных возможностей психики и таким путем пытаются прийти к большему пониманию сознания и его адекватному естественнонаучному теоретическому описанию. Многие предполагают, что появление и функционирование сознания тем или иным образом связано с языком и речью. Находятся даже ученые, пытающиеся объяснить сознание руководствуясь звучанием самого понятия[1]. Опять же, нет единого мнения о том, что такое сознание, как оно возникло и для чего нужно, не только среди мыслителей разных специальностей, но и среди специалистов одной отрасли. Недаром известный Санкт-Петербургский ученый М.В. Аллахвердов, «Сократ» современной академической психологии, с большим скепсисом отзывается об имеющихся на сегодняшний день научных теориях сознания[2]. Но всем ясно одно - следует кардинально пересмотреть «школьные» представления о сознании, данные нам в учебниках и словарях.    

                                                                         Понятие сознания.

Данное понятие широко используется в различных областях нашей жизни. В этическом плане мы можем говорить об уровне сознания какого-либо человека, об осознанной или неосознанной жизни[3]. Если мы подразумеваем медицинский аспект, мы можем указать, в сознании ли данный человек или нет, а также о форме нарушения сознания, если речь идет о психиатрической клинике. В быту мы говорим об осознанных или неосознанных действиях. В психологической литературе мы можем встретить противопоставление сознания и бессознательного, в биологически ориентированной литературе место бессознательного часто занимает понятие «мозг». При всем при этом, у нас нет четко сформулированного естественно-научного понятия сознания. Такую ситуацию метко отражает фраза М. Мамардашвили: «Сознание есть нечто такое, о чем как люди мы знаем все, а как ученые не знаем ничего». 

Чаще всего, в философской литературе, сознание понимается феноменологически, речь идет о квалиа, о субъективном опыте, о том, что всем нам непосредственно (интуитивно) известно - это «трудная проблема сознания»[4], как ее теперь именуют в современной аналитической философии. Тогда как «легкая проблема сознания»[5] остается в области эмпирической психологии.

                                                                

                                                                  Психофизическая проблема.

Психофизическая проблема – вопрос о том, как соотносятся физиологические (физические) и психические процессы? Каким образом взаимодействует психика и мозг? Где и как одно переходит в другое? Что это за переходная линия, между идеальным и материальным мирами? Частным случаем психофизической проблемы является вопрос о связи сознания и мозга. Как объяснить связь между непространственным и нефизическим сознанием (направленность, ценности, смыслы…) и телесными процессами (масса, пространственные характеристики, физическое взаимодействие…) и как, при этом оно может быть причиной физических действий?

Говоря несколько иначе, чаще всего, в контексте психофизической проблемы, задаются следующие вопросы:  

1.            Каким образом связаны(взаимодействуют) идеальные психические процессы и мозг, если они действуют по разным законам?

2.            Что такое сознание и зачем оно нужно, если бессознательно человек воспринимает, перерабатывает и хранит гораздо больше информации, чем осознает?

3.            Каким образом связаны(взаимодействуют) сознание и мозг? 

На данный момент имеется множество философских теорий или, вернее сказать, точек зрения на решение проблемы сознание-мозг. Даже краткое описание большинства из них займет увесистую монографию. Разнообразие мнений простирается от крайнего физикализма, сводящего психическое к физическому и к поведенческим проявлениям, до субстанционального дуализма и спиритуализма, относящего сознание к особой духовной субстанции. Некоторые мыслители сходятся в том, что данная проблема либо неверно поставлена, либо вообще неразрешима.

Существует мнение, что психический и нейродинамический процесс, это единый процесс, познаваемый с разных сторон (внешней и внутренней) и описывающийся либо категориями психологии, либо физиологии, в зависимости от того, о какой стороне идет речь. Выражаясь языком философии, мы имеем дело с чем-то онтологически единым, но гносеологически различным. Но возникает вопрос, что это за единый процесс? Психонейродинамический? Но это просто сплав слов, отсылающий нас опять к гносеологическим аспектам и не говорящий ничего о сущности процесса. Может он просто для нас не познаваем? Тогда нам опять же нечего о нем сказать. Правда, если мы не можем о нем сказать, это еще не значит, что точка зрения неверна. Но рассуждая таким образом, мы отходим от научного мышления и приближаемся к метафизическому.

                                                                         Вместо завершения.

В нашей литературе, есть много заслуживающих внимания работ, касающихся разбираемой темы[6].  Мне хотелось бы отметить работы философа проф. Д. И. Дубровского, разрабатывающего информационный подход к проблеме сознания и мозга, а также психолога В. М. Аллахвердова, стоящего на позициях радикального когнитивизма, и с этих позиций разрабатывающего естественно-научный психологический подход в изучении проблем сознания и бессознательного.  

                                                                 

 

 

 

[1] Сознание – совместное знание.



[2] При этом, М.В. Аллахвердов предлагает свою оригинальную концепцию.



[3] Подобные выражения часто можно встретить в текстах по восточной философии.



[4] Это проблема субъективного опыта.



[5] Объективированные проявления сознания.



[6] Как пример, работы проф. В. В. Васильева, заведующего кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ им. Ломоносова и его коллег.





Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 2.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 1.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 5.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 4.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 3.
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Что такое соединение ума и сердца с точки зрения сетей сознания и когнитивных порогов
  • Проблемы сознания и бессознательного
  • Поток сознания...куда течет поток сознания?..
  • Что такое когнитивный порог в свете сетевого строения мозга, разума и сознания
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Безумие в представлении обыденного сознания. Проблема понимания феномена.
  • «Между Сциллой и Харибдой» – сохрани душу от Массового Сознания и Коллективного Бессознательного!
  • Единство мозга, сознания и разума.
  • Процессы интеграции сознания в педагогике
  • Опыт расширения сознания и вопрос о возможности влияния на судьбы других людей
  • Если вы действительно хотите выйти на совершенно новый уровень сознания...
  • Модель расширенного сознания в психологии: системные расстановки
  • По ту сторону сознания: детские страхи, принципы работы.
  • Стресс - место встречи сознания и окружающей действительности
  • Интеграция сознания на телесном уровне
  • Развитие сознания с использованием карт Таро. Юнгианский подход.
  • Поток сознания о смысле жизни
  • Точка сборки. Уровни сознания
  • Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного поведения среди молодежи
  • Синдром тревожного ожидания (СТОСН). Сужение сознания. Проблемы с потенцией и эрекцией
  • Особенности холотропных состояний сознания.
  • Эстетическое измерение профессионального сознания и развития психолога-практика
  • Облака и уровни сознания человека.
  • Дом для сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь