|
Парадоксальная теория изменений: останься на месте, чтобы двигатьсяАвтор статьи: Вероника Малова
В сказке «Алиса в Зазеркалье» Черная Королева говорила Алисе: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте…». Психиатр Арнольд Бейссер вывел другой закон: чтобы двигаться, надо остаться на месте. Меняться, не меняясь Формулировка теории парадоксальных изменений Бейссера такова: изменение происходит, тогда, когда человек становится тем, кем он на самом деле является, а не тогда, когда человек предпринимает попытки стать тем, кем он не является. Мы можем нарисовать себе цель. В центре мишени мы напишем: похудеть, найти мужа (жену), перестать раздражаться, выучить язык, пойти в спортзал… Нужное подчеркнуть, список продолжить до бесконечности. После этого мы можем поставить себе цель приближаться к цели. Мы можем пытаться идти к образу себя – измененного, вкладывая в это титанические усилия, но никуда не продвигаясь. То есть, мы откладываем, саботируем, уклоняемся. Движемся мало, некачественно, плохо. При этом отъедаем от себя по кусочку в порывах самообвинения. Что происходит? Вероятно, одна из наших частей вовсе не хочет меняться, вероятно, мы нарисовали себе нереалистиную цель, вероятно, мы не учли обстановку, которая нас окружает и свои реальные возможности – такие могут быть варианты. Где мы в это время? Мы сейчас точно не те, какими хотели бы видеть себя. Но мы и не признаем себя нынешнего, убегая от него к желаемому образу, борясь за какой-то неведомый идеал. И тогда мы попадем в невротическую ситуацию, где происходит расщепление между желаемой и настоящей действительностью. А в расщеплении много тревоги и напряжения. И куда в таком случае уходят наши силы? Конечно, на подавление этого напряжения. А теперь вспомним старый анекдот, где есть рекомендация при изнасиловании расслабиться и получить удовольствие. Расслабиться, потому что мы уже успешно насилуем себя. Расслабиться, всмотреться в свою сердцевину, отвести глаза от мишени с целью. Поискать в этом месте то, на что можно опираться. Постараться увидеть и признать все свои желания, даже если они противоречат друг другу. Задать себе важные и иногда неудобные вопросы: зачем мне эта цель? Моя ли это цель? Какая потребность стоит за этим? С чем я не хочу встречаться? Чем я сейчас удовлетворен и чем нет? Какие чувства я действительно испытываю? Признать, что ты не супергерой После этих вопросов мы обычно попадаем в такое волнующее место, где встречаемся с собой настоящим. И честно разглядываем себя (некоторые впервые знакомятся с собой таким). И вот стоим перед собой мы такие голенькие без перьев и кружев своих амбиций, без фраков проекций, масок интроектов. Стоим разные: слабые, беззащитные, испуганные, неуверенные, плачущие, стыдящиеся. Настоящие! Здесь и сейчас. И, если мы решаемся, то вступаем в себя такого и соединяемся с собой. Тогда расщепление проходит, мы возвращаем себе силы. Мы трансформируемся парадоксальным образом, признавая свои слабости и вместе с тем обретая силы жить и творить. Арнольд Бейссер знал, о чем говорил. В 25 лет, будучи успешным врачом-психиатром, он заболел полиомиелитом. Оказавшись прикованным к кровати, молодой мужчина несколько лет с помощью постоянных физических упражнений боролся со своей обездвиженностью. Потом отчаивался и сдавался, страдал депрессией. Постепенно Арнольд принял свое настоящее положение, свои ограничения и увидел то, что осталось с ним. Это был его выход в жизнь, где он снова стал успешен. Как это выглядит на практике Когда-то я прочитала фразу, которая звучала примерно так: не каждый, кто прошел войну, пережил войну. Вместо слова война можно ставить любое другое слово про любую ситуацию: материнство, дружба, смех и так далее. Для меня это про опыт, про переживание и включенность. С тех пор, побывав где-то, я проверяю себя вопросом: «Я прошла это или прожила?». Так было у меня и с теорий парадоксальных изменений. Я ее понимала, понимала, понимала в теории. И еще понимала… Пока у меня не случился глубочайший клиентский опыт в учебной сессии. Я тоже работала о том, что я не такая в этом месте, и в этом не такая, и я раздражаюсь, но мне непременно надо стать такой, какой я себя надумала. Я убегала от вопросов терапевта и от себя, пока мы вместе с терапевтом не поймали меня за хвост и не окунули в настоящую себя, в то, что я сейчас чувствую, в то, что стояло за моим раздражением. Я прыгала в это, дрожа, как в холодную воду. Я опускалась все ниже, погружалась все глубже, видя новые уровни этого чувства. Я увидела свою огромную печаль. Это было горько и прекрасно. Это была встреча. Бытие. Настоящее. Это была экзистенция. Я вышла из сессии с трезвым приятием ситуации. Измененная после встречи, с каким-то новым способом жить. Я изменилась, не стараясь измениться. Я продвинулась, не двигаясь. И это было парадоксально и чудесно. Р.S. Если вы страстно желали стать миллионером, и после прочтения статьи о парадоксальной теории изменений решили расслабиться, но чемоданы с миллионами так и не стучатся в вашу дверь, не спешите закидывать меня шапками. Предупреждаю: теория так не работает. Если ваша цель реальна, вы хорошо замотивированы и прилагаете адекватные условия для ее достижения – победный флаг будет в ваших руках. Если же вам кажется, что вы приложили все возможные усилия, а результата нет, тогда вперед – к встрече с собой и парадоксальной теорией изменений. Возможно, выход здесь.
При написании материала использована статья Арнольда Бейссера "Парадоксальная Теория Изменений" в переводе Нифонта Долгополова и Ольги Долгополовой
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|