|
Психология целеполагания 2.0: видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!Автор статьи: Макархин Денис Владимирович
Во время проведения консультаций с клиентами я заметил одну примечательную особенность. Большинство так называемых проблем, из-за которых мы сильно переживаем является следствием некорректного целеполагания. И как здорово некое «хочу» не просто трансформировать в конкретную цель и план действий по ее достижению, но и быть лучше других в этом. Поменять образ своих мыслей. Самое интересное заключается в том, что вопросам целеполагания отведено много специальной литературы, различных курсов и тренингов. Однако исходя из своей многолетней деятельности в качестве тьютора в бизнес-школах и научного руководителя у дипломников в ВУЗах могу отметить, что в этом есть серьезный пробел как у слушателей программ МВА, так и у клиентов психолога. Мы можем знать все о правильном целеполагания и даже учить других, но не делать это сами на практике. И это может вызывать трудности во всех сферах нашей жизни. Методик целеполагания множество. Это, например, Хорошо Сформулированный Результат (ХСР) в НЛП, модель SMART в коучинге и менеджменте и многие другие. На самом деле мне кажется не так важно какими методами Вы пользуетесь. Главное, чтобы это работало для Вас, было удобным в использовании и заряжало энергией ресурсного состояния. Попробую разобрать методику на конкретных примерах из личной практики консультирования. № 1 Позитивная формулировка цели. Вдохновляет ли Вас намеченная цель? Сформулирована ли она в позитивных выражениях? И вообще, является ли она действительно Вашей? Пример. Военнослужащий был серьезно озабочен тем, что он будет делать, когда в скором времени уволится в запас. Его военная специальность не очень актуальна на гражданской службе. Для решения данного вопроса он пошел на курсы психологии и выбрал меня в качестве своего научного руководителя для написания дипломной работы. Слушатель пришел ко мне на консультацию с «кислой миной», так как предложенные типовые темы для диплома ему были не интересны. Разобрав ситуацию, мы развернули типовую формулировку в таком формате, который мог помочь ему применить изученный материал на гражданской службе. Он захотел стать востребованным психологом, который понимает и умеет работать с мотивацией военнослужащих, ушедших на пенсию и устроившихся на работу в охранные предприятия. № 2. Зависит от Вас. На сколько Вы лично можете влиять на достижение цели? Очень часто невозможность реализации цели является прямым путем к дистрессу. Пример. Мужчина, находящийся в разводе, очень переживал за то, что его десятилетний сын, живущий в другой семье не использует приобретенный абонемент в бассейн. Отца мальчика можно понять. Мы все хотим, чтобы наши дети росли сильными и здоровыми. Я спросил его, насколько процентов из 100 достижение данной цели зависит от него самого. Подумав он пришел к выводу, что процентов на 30. Так как на решение пойти в бассейн еще оказывает влияние мать ребенка (контроль) и собственное мнение мальчика (желание). Итак, клиент поставил позитивную цель, но не учел степень влияния его самого на ее осуществление. № 3. Конкретность. Является ли Ваша цель конкретной, измеряемой и ограниченной по времени? Ведь если Вы не измеряете что-либо, то Вы этим не управляете. А четкий прописанный план действий по достижению цели поможет Вам не сбиться с намеченного курса. Пример. Отец привел подростка на консультацию по профориентации. Мальчик прошел кучу тестов, но при этом понятия не имел кем он хочет стать. Мы начали общаться по поводу современных тенденций в специальностях, эволюции профессий, предыдущего успешного опыта участия в проектах. Оказалось, что мальчик любит играть в игры, но при этом он еще пишет обзоры игр и публикует их. Я договорился о социальном эксперименте с одним известным журналистом. Мы встретились все вместе в кафе и поговорили о журналистике, путях становления писателей и современных тенденций в области карьерного трекинга. В итоге подросток сформулировал для себя вдохновляющую, зависящею от него и конкретную цель – поступить в ВУЗ на специальность «журналистика» с конкретным планом действий и сроком исполнения. № 4. Достижимость цели. Согласитесь, что для достижения цели важно иметь необходимые ресурсы как внешние, так и внутренние? Либо понимание того, где их можно потенциально получить. Адекватно ли Вы оцениваете свои возможности? Пример. Родственники подростка-спортсмена обратились с запросом о консультации по спортивной психологии. Выяснилось, что мальчик серьезно занимается баскетболом и сильно переживает за то, что его более способный (как ему казалось) друг больше проводит времени на желаемой позиции в поле. Мы начали работать с ним и прояснять объект для сравнения. У всех подростков различается скорость развития психики и физиологии в период полового созревания. Они развиваются и обретают необходимые физические качества быстрее, другие медленнее. И важно найти свою игру, раскрыть свой потенциал, а не стремиться догнать другого. Мы составили с мальчиком персональный и весьма конкретный план действий с вдохновляющей целью, которая зависела только от его усилий и физических данных. № 5. Соответствует контексту ситуации. Согласована ли поставленная цель с другими Вашими жизненными целями и ценностями. Не противоречит ли она им? Есть большие цели, а есть маленькие, и важно уметь их разделять и сочетать. Пример. Обратился мужчина с вопросом о сложности в принятии решения по развитию своей карьеры. Ему предложили новую как ему казалось престижную и высокооплачиваемую работу. Но определенные смутные сомнения терзали его. Мы начали разбирать его ценности, приоритеты и задачи в разных областях жизни. Оказалось, что сомнения были обоснованы. Новый коллектив его не вдохновлял, скорее наоборот это была другая корпоративная культура, экономическая ситуация не благоприятствовала достижению назначенных планов продаж продукции, ранее свободный график времени сильно сжимался, да и риск увольнения наемного работника всегда нужно принимать во внимание. Проанализировав ситуацию и принимая во внимание долгосрочные приоритеты клиента, мы разработали несколько сценариев развития карьерного плана. Конечный результат плана-мечты был вдохновляющим, выбранные траектории зависели от клиента, при этом сама цель была вполне конкретной и соответствовала контексту ситуации. № 6. Экологичность цели. Достижение цели всегда влечет за собой определенные последствия. Все ли они устроят Вас? И не изменят ли любые средства первоначальную цель? Пример. На консультацию привели мальчика с нервными тиками. Оказалось, что школьник учится на отличные оценки в гимназии, является примером в классе, но при этом имеет высокую тревожность, которая проявляется в нервных тиках и аллергии на коже. Мама мальчика была очень требовательна к качеству подготовки уроков и наличию высоких оценок за успеваемость. По ее мнению, это крайне важно, чтобы подросток впоследствии не стал бомжом. Мы начали работать с подростком и его родителями, проясняя вопросы экологичности поставленных целей. Безусловно, что оценки важны. Но что важнее в конечном счете: знания и здоровая уравновешенная психика или зубрежка наизусть предметов, чистые тетрадки без помарок, пятерки в аттестате и букет психосоматических заболеваний? № 7. Первый шаг. Можно иметь вдохновляющую цель, планы, мечты, желания и хотелки, но как говорил философ Лао Цзы: «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага». Пример. Мама, воспитывающая дочку-спортсменку, привела ее ко мне на консультацию. Девочка никак не могла преодолеть дистанцию в бассейне за определенный нормативный порог времени. Скоро предстояли важные соревнования по плаванию и времени на подготовку было мало. Мы стали работать с ней отрабатывая методы идеомоторной тренировки и прогрессивной релаксации. И самый первый шаг к победе перед стартом мы определили, как визуализацию успешного преодоления дистанции за необходимый промежуток времени. Я спросил девочку, кто самый быстрый, по ее мнению, пловец в природе. И она ответила, что это дельфин. Она представляла себя дельфином, который мчится, рассекая воду. Спустя некоторое время ее мама прислала мне фотографию девочки с медалью на шее. Кроме цели необходимо ещё иметь чёткий план действий по её достижению и железная воля. Потому что без мотивации и воли многие наши хотелки и идеи, так и остаются нереализованными. И не бояться ошибок. Мы все учимся. Есть такая расхожая фраза: "начать новую жизнь с понедельника". В подобных случаях весьма часто купленные новые кроссовки, тренажёры и блокноты для написания выдающихся книг так и остаются невостребованными. Так может начать новую жизнь уже завтра? Или сегодня? Понедельник начинается в субботу. Желаю Вам радости достижения собственных больших и маленьких целей! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|