|
Говорим с подростком о наркотиках. Как?Автор статьи: Шалашугина Елена Сергеевна
В настоящее время школы довольно активно сотрудничают с различными специалистами, которые могут профессионально осветить проблемы наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения, провести различного рода тренинги и практико-ориентированные семинары на выше обозначенные темы, однако этого крайне недостаточно. Так как разговора на тему наркотиков со своим ребенком никак не избежать, мне хотелось бы поделиться с родителями некоторым инструментарием по поводу. Первое, на что необходимо обратить внимание – это на то, чего делать НЕ следует, а именно: превращать беседу о наркотиках в скучную лекцию. Выглядит это примерно так: «А ну-ка, садись-ка, мне надо с тобой серьезно поговорить…». Будет лучше и эффективнее, если подобный разговор начнется как бы невзначай: после просмотра передачи/фильма на эту тему, во время обсуждения похожего инцидента с родственником/знакомым/одноклассником, то есть так, чтобы родитель не являлся непосредственным инициатором разговора, передавая активность ребенку. Далее, в ходе обсуждения нужно дать подростку возможность высказать собственное мнение о проблеме, и вот здесь кроется «подводный камень» любой профилактической беседы: как бы страшно нам ни было за будущее нашего чада, мы не в праве лишать его выбора относительно его собственной жизни. И дело здесь не только в соблюдении прав человека, а в том, что вещая из ультимативной позиции, мы загоняем подростка в угол, и вся деятельность последнего будет описываться одним словом – сопротивление. Следующий важный момент – это не перестараться со «страшилками». Присутствуя однажды на лекции по профилактике табакокурения, я слышу из уст лектора такие слова: «Если ты будешь курить, у тебя через несколько недель начнут кусками отваливаться лёгкие…» Дорогие мои! Давайте положим руку на сердце и признаемся самим себе, что это неправда. И заодно зададим себе вопрос: а так ли уж действенна стратегия запугивания? Начнем с того, что «страшилки» вызывают у подростков состояние дистресса, и в зависимости от уровня стрессоустойчивости, существует два способа реагирования на неприятную информацию: 1) совершенно ее обесценить и благополучно забыть (высокий уровень стрессоустойчивости); 2) полностью принять информацию без малейшего шанса на ее критическое осмысление и впасть в депрессию (низкий уровень стрессоустойчивости). Кроме того, рано или поздно подросток обнаружит, что его обманули, и тогда родителям (или педагогам) будет невероятно трудно вернуть себе доверие ребенка. Расставляя акценты в своей беседе, стоит обратить внимание подростка на то, как потребление наркотиков скажется на значимых для него ценностях: что произойдет с его увлечением спортом, математикой, музыкой, танцами и так далее. Подчеркивая достоинства своего ребенка, родители тем самым повышают его семейный статус и значимость, что, кстати, является наиглавнейшим условием успешности любой профилактической лекции. Другим важным условием я бы назвала отсутствие угроз, даже косвенных. Такие фразы, как: «Если я узнаю, что ты попробовал(а) марихуану…», «если хоть кто-нибудь скажет мне, что ты употреблял(а) наркотики…» лучше избегать. Единственная вещь, которая транслируется ребенку такими фразами, звучит примерно так: «Я не желаю быть в курсе твоих проблем». И не будете. Но это не значит, что не будет самих проблем. Еще хотелось бы заострить внимание родителей и педагогов на аккуратном отношении к подаче информации о наркотиках – она должна быть адекватна возрасту ребенка и точно соответствовать запросу. Если информации поступает недостаточно, подросток скучает, считает, что с ним обращаются, «как с маленьким», и не воспринимает беседу всерьез. В противоположном случае может возникнуть нездоровый интерес и желание проверить, а действительно ли, например, из такого-то лекарства получают путем определенных химических махинаций такие-то и такие-то вещества. И последнее, о чем необходимо поговорить, это о характере отношений между психологической и физиологической зависимостями. На некоторых «удобных» сайтах можно встретить такое выражение: «… (название наркотического вещества) вызывает только психологическую зависимость…» Это ни что иное, как самая настоящая ложь. Как я уже обозначала ранее, успешные поведенческие программы (успешные с точки зрения активации дофаминовой и норадреналиновой систем, отвечающих за выброс в кровь «гормона удовольствия») фиксируются мозгом, и положительные эмоции, включая эйфорию, свидетельствуют о том, что на уровне нейронов предшествующие этим эмоциям действия «одобрены» и усвоены; иными словами, психологическая зависимость формируется исключительно на базе физиологической зависимости. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|