|
Гомосексуализм и психотерапияАвтор статьи: Валянская Анастасия Михайловна
«Гомосексуальность, конечно же, не является большим «достижением» человека; в тоже время в ней нет ничего постыдного, греховного или связанного с деградацией. Ее нельзя считать болезнью... Многие высокоуважаемые люди прошлого и современности являются гомосексуалистами; среди них есть ряд выдающихся деятелей (Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и т. д.) Было бы великой несправедливостью преследовать гомосексуалистов как преступников» Это часть письма Фрейда, которое было написано в 1935 г. Фрейд заявлял, что задачей психотерапевтической работы с гомосексуалистами должно быть восстановление их положительной самооценки, и именно это является целью современной гей-психотерапии. Психотерапию для гомосексуалистов нельзя не назвать особенной, специальной, потому как геи люди ранимые, тонко чувствующие, отвергаемые не только обществом, но и ими самими, об этом позже. Нельзя не отметить тот факт, что только в 1973 г. правление Американской психиатрической ассоциации проголосовало за исключение гомосексуальности из списка психических расстройств. А в международной классификации болезней ВОЗ гомосексуальность классифицировалась как заболевание (психосексуальное расстройство) вплоть до 1990 г. Гомосексуальность являлась предметом научных исследований уже более ста лет, не смотря на это, до сих пор не удалось получить каких-либо данных о том, почему одни люди придерживаются гомосексуальной ориентации, а другие — нет. Мы живем в 21 веке, в демократическом обществе, где у каждого есть и должны быть одинаковые права, однако в реальности это не совсем так. Внешняя гомофобия и гетеросексизм ограничивают доступ к внешним источникам поддержки — полиции, медицине, церкви и даже психотерапии. Например, представитель церкви предает гомосексуальность анафеме, отказывают в отпевании, если узнают о том, что умерший был гомосексуалистом. Нельзя усыновить ребенка, если заявишь о себе открыто. Знаю, что некоторым представителям сексуальных меньшинств трудно открыться (обнаружиться) перед собственными родителями, а те, кто открываются, рассчитывая на поддержку, встречаются с отвержением и непринятием. Некоторые люди связывают гомосексуальность с педофилией, однако 95% всех актов сексуального насилия в отношении детей совершают гетеросексуалы. «Ряд научных исследований и проистекающие из них теории гомосексуальности принесли много вреда в довоенный и послевоенный период предыдущего века (20 века) тем, что присваивали отрицательные ярлыки гомосексуальным мужчинам и женщинам, и отрицательно повлияли на принятие их в общество и на интеграцию их в нём» (Х. Сименс). Принятие гомосексуальности всё ещё очень далеко от оптимального. В нашем обществе принято считать гетеросексуальных мужчин – «настоящими мужчинами», а гомосексуальных «другими». (Schippers, 1989). Кроме внешней гомофобии существует внутренняя, или интернализированная гомофобия, которая является одной из центральных проблем при работе с представителями сексуальных меньшинств. Внутренняя гомофобия это непринятие себя гомосексуалом, не всегда осознаваемое. «Негативные чувства по поводу своей сексуальной ориентации могут серьезно отразится на мироощущении человека. Это может проявляется от склонности к переживанию собственной неполноценности до выраженного отвращения к самому себе и само деструктивного поведения» (Gonsiorec and Rudolph, 1991) В сущности внешняя и внутренняя гомофобия это суть одного и того же, непринятие этой части в себе, и как следствие проективная идентификация — видение этой части себя в другом, в связи с чем возникает брезгливое отношение к другим геям или лесбиянкам, гнев и соответствующее этому поведение. Гомосексуалы воспринимаются как маргинальные личности, иные, в которых так приятно разместить все, что презирается в самом себе. Как же выживают гомосексуалисты в современной среде при минимуме поддержки среды и поддержки внутри себя. Существует четыре основных механизма защиты (защитные реакции) (Д.Дейвис и Ч. Нил «Розовая психотерапия»)
Ассимиляция предполагает имитацию поведения, установок и языка доминирующей группы для того, чтобы получить «пропуск» в общество. Например, смеяться над шутками про геев, будучи гомосексуалистом. Безусловно, результатом чего появляется чувство предательства по отношению к самому себе, тотальное одиночество, экзистенциальная вина перед самим собой, сожаление и гнев. «Конфронтация» В сущности это вызов стереотипным оценкам большинства, представители сексуальных меньшинств трансформируют свою слабость в силу. Открытое заявление о собственной ориентации, гей парады, проявление гнева. «Геттоизация» Этот механизм предполагает жизнь в пределах географических и психологических границ субкультуры меньшинств. Объединение друг с другом, общение в специально отведенных для представителей сексуальных меньшинств местах. «Специализация» Восприятие себя в качестве существа особого рода, наделенного уникальными свойствами, например, экзотичностью — либо особыми талантами; как имеющего превосходство над другими в силу перенесенных страданий, признание собственной исключительности. Чем может помочь психотерапевт? Если подумать, то первично мы должны помочь гомосексуалисту признать свою суть, индивидуальность и начать открыто о ней говорить. Принятие собственной инаковости, аутентичности, однако по мере приближения к себе, человек может встретиться с отчуждением. Парадоксально, но, мы, психотерапевты помогаем принять себя, а от этого жизнь человека становится еще более одинокой. Скрывая свою сексуальную ориентацию, человек имел определенный круг друзей, коллег, родственников, и неизвестно как изменится окружение, как только он/она заявит о себе открыто. Как психотерапевту работать на открытое признание себя клиентом? Это может быть небезопасно для самого клиента! Что выберет клиент?
На мой взгляд важно, чтобы был обустроен баланс между целостностью внутри и безопасностью снаружи. «Важным аспектом в терапии с гомосексуальными людьми является содействие в том, чтобы найти веру в себя. Этой самоподдержке может способствовать открытие на собственном опыте неосуждающего и принимающего отношения психотерапевта. Это непростой процесс, как для клиента, так и для терапевта. Гештальттерапевт должен смочь увидеть мир глазами гомосексуальных людей. При работе с гомосексуальными людьми очень важны честность и подлинность. Важно во время терапии оставаться в простой и понятной манере. Сразу за этим терапевт обращён на создание окружения равноценности, где клиент может быть сам собой». (Х. Сименс «Гештальттерапия гомосексуальных нарциссически ранимых людей») Я не являюсь представителем сексуальных меньшинств, но понимаю как трудно и не просто в современном мире гомосексуалистам, я безмерно уважаю за смелость обнаружится, знаю, как трудно найти понимание и поддержку, предполагаю, опираясь на свой опыт, как трудно быть другим, отличным от всех остальных, не важно в чем именно. В мои планы не входило просвещать или образовывать, любой гомосексуалист знает об всем вышесказанном куда больше чем я, но мне хотелось как-то поддержать, с уважением и пониманием сказать, вы не одни, и имеете право быть собой, как любой другой человек! Использовался материал взятый с сайта психологического центра «Здесь и Теперь» Также книги Д. Дейвис «Розовая психотерапия» Х.Сименс «Гештальттерапия гомосексуальных нарциссически ранимых людей» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|