|
Когда ребенок - средствоАвтор статьи: Гусева Ольга Александровна
Я бы даже перефразировала название этой статьи: "когда человек - это средство..." Многие поколения людей появились на свет ради удовлетворения нехваток их родителей: удержать мужа, скрепить семью, получить материнский капитал, чтоб не было одиноко в старости, чтоб было как у "всех нормальных людей", для социального статуса (ну знаете, сейчас модно хвастаться: дескать женат и двое детей или я мать 3-х детей в свои 30 лет), для родителей, чтоб те могли поняньчить внуков, для мужа-жены, потому что он(а) настаивал(а), по залету - чтоб аборт не делать и здоровью не навредить, ........список бесконечен И если считать нормой то, что происходит в большинстве семей - то такой подход, где ребенок (а в дальнейшем и человек) - это средство, этот подход социально одобряем. Но механистичен и травматичен для человека. Можно долго рассуждать на тему, почему в каждом человеке есть потребность на безусловную любовь и принятие - чтоб его безусловно принимали и любили (не за что-то, а просто так), но эта потребность одна из базовых. И если потребность в безопасности (выживании), еде, сне - это животные потребности тела, то потребности в безусловном принятии и любви - я бы назвала потребностями души, это важно для того, чтобы она могла сохранять свое ощущение целостности (то есть нужности Целому и важности для него именно в том виде, в котором она создана этим самым Целым). Иначе теряется весь смысл её существования и наделения её индивидуальным сознанием и способностью осмысливать происходящее с ней, теряется её роль и место в этом мире. Первый вопрос, который еще не осознается умом ребенка, но проявляется в его поведении, начиная с 3-х летнего возраста: это вопрос о том, "а любим ли я таким, какой я есть?". Социальная цензура в сознании малыша еще пока не слишком сильна, поэтому большая часть его проявлений - естественна и пока еще не является высоко реализованной на благо обществу. Ребенок делает первые попытки осмысления себя, своего внутреннего мира, ну и, конечно, мира внешнего. И вот тут его не стесняются эксплуатировать как средство:
В лучшем случае родители просто не видят и не понимают индивидуальных особенностей психического их ребенка и стараются сделать его более понятным для самих себя, адаптировать его психическое под свое психическое, чтобы настроить процесс воспитания чада наименее затратным для себя способом. В худшем, их вообще не интересует воспитание ребенка как ответственность за формирование необходимой Целому (миру) зрелой и развитой личности в ее неповторимых индивидуальных проявлениях. Их интересуют гораздо больше их собственные нехватки и неудовлетворенные желания, амбиции, цели. Чаще всего сознание таких родителей даже не осознает, что бессознательно они используют ребенка как средство. Последствия подобного воспитанияПоследствие №1 Ребенок вырастает с ощущением, что надо очень стараться и удовлетворять потребности других. Этакое постоянно со-зависимое состояние от потребностей и желаний, отношения и мнений других людей. А по другому просто не получается, так как за столько лет внутри выросло глубинное самоопределение себя как средства. На уровне эмоций, мыслей, состояний и ощущений тела это может проживаться как страх перед жизнью. Страх оказаться в условиях противоречивых требований от разных людей (а иногда и от одного и того же человека): босса, коллеги, друга, партнера, жены (мужа), правительства, соседей, любой другой авторитетной для данного человека группы... Со временем это формирует состояние постоянной тревоги и напряженного ожидания, которые могут даже доходить до "тошноты" (как в прямом, так и в переносном смыслах). Последствие №2 Подрывание базового доверия к миру и ощущения, что ты можешь достичь того, чего захочешь (проще говоря, что реализация твоих истинных желаний зависит от тебя). Во-первых, это связано с тем, что человек, привыкнув быть средством, чаще всего не знает себя и своих истинных потребностей: кто я на самом деле такой, зачем я нужен этому миру, в чем смысл моей жизни и зачем вообще я родился? Во-вторых, в реализации чужих потребностей заинтересованы другие (так как им это выгодно и они тебя будут поддерживать), а в реализации твоих потребностей - только ты сам. И это порождает ощущение одиночества и покинутости, иногда переживаемое как оставленность самим Богом. Это постоянное сомнение в том факте, что ты и твои потребности что-то значат для этого мира, что кто-то там наверху (да и тут внизу) интересуется твоими потребностями и твоим мнением. Что этот кто-то неравнодушен и не безразличен к ним, что твои просьбы слышат, твои желания важны, что ты не проигнорирован и не являешься просто неким средством для достижения чужих целей, чем-то обезличенным (своего рода расходным материалом или системной ошибкой в программе), на что стараются не тратить никаких ресурсов. Последствие №3 Обесценивание других людей. А почему бы и нет? Так рассуждает бессознательное травмированного ребенка. Если используют меня, значит я буду использовать "их" (в категорию "их" попадают все, кто "не я"). Ну какая может быть ценность человеческой жизни и индивидуальности, если "они все" эксплуататоры. Этим, кстати, часто пользуются, объединяя массы против общего врага. Самый жестокий бунт, который поднимается в человеке - это бунт против того, чтобы быть использованным как "туалетная бумага". Но при раненом ощущении собственной целостности ничто не мешает человеку использовать других как "туалетную бумагу". Для того чтобы подавить столь варварское и потребительское отношение к другому используются законы с их ограничениями и запретами; воспитание, построенное на чувствах вины, стыда и долга. Но по факту это приводит просто к формированию более изощренных и "социально одобряемых" (хотя правильнее сказать социально не порицаемых) методов эксплуатации другого, манипуляциям и востребованности все новых и новых способов "получить все, не вкладывая ничего". Последствие №4 Довольно подробно было описано в статье "внутренний ребенок в панике - в поисках родительской фигуры". Основная суть этого, что практически всю жизнь человек не прекращает поиск того, что могло бы удовлетворить его потребности в безусловной любви и принятии - поиск некой волшебной родительской фигуры, которой можно было бы выставить счет к оплате и наконец-то получить желаемое. Иногда ищут антипод родительской фигуры, который можно было бы наказать за все свои беды и несчастья. Но это не меняет сути - это направленный во внешний мир голодный поиск внутреннего ребенка, желающего "вынуть больку" или "наказать виновного". Выход из этого состояния - это только принятие собственной потребности в безусловной любви, принятие собственной боли и своего права на безусловную ценность. Это формирование новой идентичности: " Я есть Тот (Та), кто Я есть" С уважением, Ольга Гусева. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|