Большая часть абстрактных образов, которые люди воспринимают в глубоких ИСС, и которые они затем переносят "оттуда" "сюда", являются симметричными. Это и узоры на индийских храмах, и буддийские мандалы, и персидские ковры, и картины таких психоделических художников, как Алекс Грэй. Любая россыпь листьев на земле становится целостным узором. Выпуклости коры на дереве превращаются в ацтекскую маску. Разбираемся, отчего так происходит.
Из гештальт-психологии известен опыт, когда на листе рисуются три точки. И абсолютно все люди видят в них треугольник. На самом деле, ведь никакого треугольника нет. Есть три точки. Так проявляется наше стремление к целостности, законченности. И стремление к сверх-целостности, включающей большее, чем только личностные процессы и переживания, в сверх-ассоциированных состояниях трансперсонального опыта, когда обостряются чувства, воспринимаются отличные от привычного опыта сферы реальности.
С точки зрения биологии же, умение собирать разрозненные кусочки в гештальт, помогало когда-то нашим далеким предкам находить, например, льва, спрятавшегося в листве. Ведь были видны только желтые пятна, а не весь образ, и от правильной идентификации зависела жизнь.
Другой постулат гештальт-направления, константность восприятия, тоже способна изменяться в необычных состояниях сознания. Метаморфозам подлежат формы фигур, размеры, яркость, могут появляться новые элементы, показывающие определенные проекции переживающего.
В современной гештальт-терапии, использовавшей некоторые идеи гештальт-психологии, одно из базовых понятий - это цикл контакта. Он состоит из четырех фаз - пред-контакта, контактирования, full-контакта и пост-контакта. Во время каждой фазы происходят определенные процессы, при прерывании контакта возникают психологические травмы, выстраиваются защиты... Но нас интересует следующее: один из основных элементов формирования гештальта, начало контакта - это выделение фигуры из фона. Что же происходит с циклом контакта в измененных состояниях сознания, когда, используя язык математиков, фон и фигура находятся в многомерном пространстве, функционирующим по отличным от проявляющихся в реальности консенсуса законам?
Гештальт, как структурная единица анализа сознания и психики, несводимая к сумме своих частей, во время трансперсонального опыта ощущается одновременно на разных уровнях. При этом воспринимаемые мультимодальные структуры сознания и внешней реальности позволяют увидеть связь между различными защитами, возникающими при застревании на разных стадиях контакта, в процессах, которые в хилотропном сознании не выглядят связанными. Может прослеживаться связь внутренних процессов с объектами и явлениями окружающего мира, с сюжетами жизни, архетипическими сущностями. Такие единицы можно назвать мета-гештальтами или сверх-гештальтами, по аналогии с понятием сверхценности в психотерапии.
Трансперсональный гештальт часто сопровождается феноменами синестезии, вроде того, что обычная ходьба по аллее в парке может восприниматься следующим образом: ощущение, будто ты идешь по тонкой кромке, граням смыслов в пространстве, в котором каждое действие и каждый объект является сверхважным, за каждым листиком, в каждой выбоине асфальта ты видишь Вселенную. И невозможно сказать точно, психическое это пространство, эмоциональное, казуальное или физическое.
Переживания подобного рода относят к мистическим, холотропным. Обычно они вообще плохо вербализуются, и любой перевод с верхнего уровня сознания на предыдущий ведет к потере части смыслов, и даже части воспоминаний о полученном опыте.
Проработка структуры гештальта здесь может состоять не только во внутреннем изменении, но и в параллельном совершении определенных ритуальных действий во внешнем пространстве. Ритуалом может быть все, что угодно, хоть увольнение с работы.
Следующий момент: при работе сознания в режиме ИСС, или очень сильной концентрации над мета-гештальтом в обычном состоянии сознания, перцептивное поле не может измениться качественно. То есть, мы можем расширить диапозон испытываемых телесных ощущений, начать видеть яркие, необычные образы. Но все равно, это будет ОБРАЗ и мы будем его ВИДЕТЬ. Мы не сможем открыть в себе новый орган восприятия. Могут возникнуть перекрестные связи, например зрительной коры с зоной отвечающей за кожную чувствительность, и мы будем видеть прикосновения, как при редкой форме синестезии. Возможность же воспринимать нечто среднее между прикосновением и картинкой - открыта. Вопрос не в том, что мозг не сможет это воспринять, скорее он не сможет декодировать - интерпретация опыта все равно будет происходить в одной из привычных модальностей. И пусть такое восприятие будет дополненным, необыкновенным, ярким, несущим множество глубоких смыслов - это все равно будет не новое чувство.
Процесс построения сверх-гештальта можно представить, как проецирование информации на срезы привычных сенсорных модальностей, если говорить про его ассоциативное восприятие; на тело (психосоматические проявления), на формирующий аппарат жизненного сценария; на то, что называют фон, резонанс, энергетика, которое притягивает определенные события, как биохимическое взаимодействие фермент-субстрат.
Существует очень интересная научная метафора этого процесса. Она описана моделью реальности синергетики и концепцией странного аттрактора.
Странный аттрактор в рамках науки о самоорганизации систем - это устойчивое образование в фазовом пространстве, к которому стягиваются все траектории объектов, присутствующих в этом пространстве. Например, аттрактор в биологии - это нога. Множество видов животных развивалось параллельно, и несмотря на разный внешний вид конечностей, основная суть остается неизменной - у всех видов устройство для передвижения - это ноги. Аттрактор в астрофизике, если рассматривать форму - это сфера. И так далее.
Для нас, как существ переживающих экзистенциальный опыт, трансперсональное стремление к целостности - это определенный психический вектор, по которому функция осознания движется между устойчивыми образованиями - странными аттракторами. Так, как аттрактор притягивает к себе, (а вернее, в себя, чтобы принять проявленную форму) любые объекты и процессы, то,при наличии подобной структуры возле линии движения, вектор начинает закручиваться вокруг неё, создавая в конечном счете условное пространство в поле сознания, в которое могут стягиваться как сторонние более маленькие аттракторы (например, архетипические образы), так и вытягиваться из глубины личностные переживания, перинатальный опыт, все то, что С. Гроф называет системой конденсированного опыта.
Настоящее завершение сверх-гештальта обычно трудно достижимо. Во-первых, у любого мета-гештальта не существует одного конкретного механизма завершения всего объема, из-за переплетения в нем огромного количества различных структур. С другой стороны, в подобных образованиях содержится колоссальное количество энергии, и, порой выдергивание только одной ниточки из узла дает ощущение инсайта и иллюзию полной проработки.
В каждом элементе такого, "большого" гештальта присутствует информация о целом. Только здесь часто два плюс два равняется пяти. То есть просто осознание может идти от центра психической структуры - тогда она разваливается, высвобождая свой внутренний заряд, а может и от периферийной части, уже измененной взаимодействиями с тем, что "налипло" во время ее существования. И тогда глобальных изменений не произойдет. Поэтому, например, после сессий холотропного дыхания не у всех происходят долговременные и стабильные изменения - смотря какую часть структуры "зацепил" процесс. Для человека же в этом процессе в любом случае присутствует переживание катарсиса. Но если разрешилась не вся часть мета-структуры, через какое-то время все возвращается в привычное русло. Это выглядит так: осознание есть, но поступать по другому словно мешает некий барьер. Первый заряд высвобожденной энергии закончился, а пробка осталась, приходится использовать свои привычные ресурсы, которых, естественно, не хватает.
Трансперсональные гештальты, которые связаны с феноменами различного уровня Задач (родовые, с которыми работает системная-семейная терапия, биологическо-эволюционные, экзистенциальные, надличностные, которые обычно формулируются как глобальное предназначение), часто вообще завершаются не теми способами, как гештальты "классические". Не работает принцип, что для мозга не имеет значение, произошло действие в реальности с реальным человеком или в фантазии. Это хорошо показано в опыте системных расстановок: в группе, или с куклами они работают, а вот просто при представлении - обычно нет. Необходим дополнительный ресурс, на который можно "натянуть" всю проекцию.
Некоторые пути работы с такими сложными структурами, как мета-гештальты, существуют в аутентичных системах верований. Например, определенный класс трансперсональных гештальтов, связанных с эволюцией сознания, разрешим с позиции трех парадигм:
1) Реинкарнационной, когда эволюция идет от воплощения к воплощению, и развитие происходит в связи с отыгрыванием всех возможных ролей и получения определенного спектра опыта. Подводный камень здесь очевиден - невозможность завершения гештальта здесь и сейчас, перенос ответственности и решения на следующую жизнь, или обнаружение нерешаемых "кармических" проблем
2) Парадигмы освобождения, например буддисткой, когда за ускоренную проработку кармы и выход из цикла перерождений приходится платить смертью эго, то есть того, что "я" осознает как набор своих атрибутов, отказом от желаний и т. п
3) Парадигмы "избранности", когда в результате эзотерических и духовных практик, переживания сильного трансцендентального опыта или психодуховного кризиса человек получает знание о "выполнении" своей задачи. Здесь ловушка подстерегает следующая: необходимость свободно формировать новые локальные задачи, чтобы существовать и реализовываться, которые могут начать обесцениваться, в сравнении с "исполненным".
В каждом из вариантов решений, предложенном разными психокультурами в разные времена, присутствует понятие платы и долга, каких либо уступок. Только какая должна быть плата - мнения разнятся.
Если в обыкновенной жизни все в принципе сходимо, и методы работы с вытесненными чувствами или гневом работают одинаково у всех людей, то в трансперсональной сфере все не так. Это естественно, происходит определенное разделение на "здесь" и "там", "здесь" и "тогда". Контакт с объектом происходит в рамках не одной жизни, соответственно часть процесса остается скрытой, значит, создаются системы объяснений, основанных на чьей-то эмпирике. Только вот не факт, что чужой опыт будет работать у вас так же хорошо. А получить свой - нужно не испугаться ступить в Бездну, и не закрыть от страха глаза во время свободного полета.
Ведь большинство духовных традиций и психологических школ можно представить как рыбаков, сидящих на краю пропасти и выуживающих что-то из этой бездны, для того, чтобы нести в мир. А тех, кто выбросил удочку и сделал шаг - их очень мало. Но достижение целостности, тотальности - оно ведь именно там. Не в интеграции кусочков опыта и его интерпретаций в обыкновенную жизнь, а в полном слиянии, когда " как вверху, так и внизу". А для этого - или идти "отсюда" "туда", с удочками и сетями, чтобы выловить трансформирующее переживание...
Или прыгать.