Пирамида детских потребностей

В 1954 году Абрахам Маслоу придумал пирамиду человеческих потребностей. С тех пор, человечество вынуждено удовлетворять свои потребности согласно этой иерархии (Хотя, скорее всего,  все было наоборот, сначала человечество удовлетворяло, а потом он придумал:).

Ребенок не является исключением. Он тоже сначала удовлетворяет свои физиологические потребности, потом потребности безопасности, потом все остальные. Только у ребенка есть одна особенность, которая отсутствует у взрослых. Для ребенка безопасность обеспечивается в большей степени не мирным небом над головой, а ощущением, что он любим родителями. Возможность потери родительской любви рассматривается ребенком  как прямая угроза жизни, и соответственно, как ситуация небезопасная.

Ребенок может чувствовать, что он находится в опасности (т.е, что он покинут, оставлен родителями, или что они его больше не любят):  когда разлучен надолго с мамой в первый год жизни, когда грудное вскармливание прекращается резко (например, мама отдает ребенка бабушке или родственникам, чтобы прекратить лактацию и завершить ГВ), когда идет  первый год в детский сад, когда идет в школу, если до этого не посещал детский сад или  другие заведения, где имел бы опыт общения со сверстниками и установленными правилами, в ситуации развода родителей, в ситуации, когда ребенок оставляется один в больнице (не зависимо от возраста ребенка), когда ребенок отдается на воспитание бабушкам и дедушкам, при рождении следующего ребенка в семье, при «хроническом» отсутствие контакта между мамой и ребенком (это когда вы характеризуете своего ребенка как «трудного). Здесь я описываю  «нормальные» семьи, не рассматриваю случаи жесткого обращения с детьми, насилия и т.д.

Что происходит с ребенком в случае стрессовой ситуации? Все функции организма, которые не отвечают за жизнедеятельность, начинают работать на «малых» оборотах.  Т.е. когнитивные способности (память, внимание, мышление) снижаются,  пропадает познавательный интерес, может отсутствовать или быть сниженным контроль над мочеиспусканием. Все эти  процессы НЕ ВАЖНЫ для выживания. Что остается важным: дыхание, пища, сон. На обслуживание этих процессов организм будет тратить минимальное количество сил, все остальное будет пускаться на преодоление ТРЕВОГИ по поводу потери родительской любви. Тревога, как черная дыра, будет забирать силы ребенка, так необходимые для его роста и развития.

Что могут сделать родители, если ребенок уже находится с этой ситуации? Долюбливать ребенка. Маленькие дети сами находят способы, которые им подходят. Например, они постоянно сидят у родителей на руках, не отпускают их от себя, просят кормить их с ложечки, «как маленьких», часто плачут. Поверьте, ваш ребенок поступает так, не потому что он маленький монстр и решил проверить ваши нервы. Совсем нет, ему нужно подтверждение, что вы его любите. И чем глубже его «повреждения», тем большее время он будет себе это подтверждать. Детки постарше, не так чувствительны к себе («благодаря» родителям) и не всегда понимают, что им надо, но родители могут использовать те способы, которые подходят к малышам. На старших они так же благотворно влияют.

Отдельно хочу сказать родителям. В этот период вам нелегко, а порой просто невыносимо. Ищите способы, как себя поддержать, где вам взять сил. Привлекайте родственников, находите время для отдыха, старайтесь «выкроить» для себя время и побыть в одиночестве, заботьтесь о себе. Вы можете дать своему ребенку только то, что имеете сами. Набирайтесь сил, чтобы было, чем делиться. 



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Стратегии в ситуации, когда вашего ребенка дразнят
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Ваш ребенок идет в первый класс. Детский психолог - родителям
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Только не будь в унынии и страхе, когда бывший муж решил забрать ребенка
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Когда ребенок все время болеет. Немного о причинах детских психосоматических расстройств.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Когда отдать ребенка в детский сад?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Ваш ребенок идет первый раз в детский сад?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь