|
Эмпатия.Автор статьи: Наталья Дефуа
Сам термин «эмпатия» был введен Э. Титченером, обобщившим развивающиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Само слово «эмпатия» происходит от греческого «empatheia», что в переводе означает «сопереживание». Но, тем не менее, в литературе существует множество интерпретаций понятия «эмпатия». Например, в школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающее эффективное взаимодействие с больными. Липпс трактует эмпатию как восприятие эстетического объекта – это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта – эстетического наслаждения, вчувствование в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним (Гаврилова Т.П., 1975). Иган Дж. (2000) рассматривает эмпатию как способ психологического анализа, который позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации. Он полагает, что эмпатия – это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передавать ему это понимание. Петровский А.В. (1995) дает подобное определение эмпатии: «Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть эмпатия представляет собой постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания». А в психологии межличностных отношений и психологии личности наиболее распространенным определением эмпатии является определение, предложенное Даймондом: «Эмпатия – это воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу». В современной же психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания. Говоря об эмпатии, нельзя не вспомнить К. Роджерса. Одно из его ранних определений «эмпатии» заключалось в следующем: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.» (1975). Позднее К. Роджерс описывает эмпатию как процесс: «Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание получаемых ответов. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.» (1975). Таким образом, обобщив существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающихся:
Известно, что существуют различные виды эмпатии. И, проанализировав работы, посвященные феномену эмпатии, мы видим следующие ее виды, которые выделяет большинство авторов (Петровский А.В., 1995; краткий психологический словарь, 1999; Иган Дж, 2000 и др.):
Кроме того, в литературе можно найти упоминания о каналах эмпатии, которые показывают значимость конкретного параметра в ее структуре (Бойко В.В., 2001):
Кроме того, во многих источниках авторами подчеркивается одна важная особенность процесса эмпатии, которая отличает ее от других видов понимания, таких как идентификация, принятие ролей и т.п. — это слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Alexander F. (1937), в свою очередь, установил, что степень эмпатической включенности в мир другого человека может быть различной. И поскольку эмпатия – это навык, ей можно научиться. Alexander F. считает, что сообщение понимания необязательно предполагает выражение посредством слов. Имея достаточно времени, люди могут создать то, что называется «эмпатические отношения», в которых понимание сообщается с помощью множества разнообразных, иногда едва уловимых, невербальных способов (взгляда, жеста и т.п.). Кроме того, эмпатическая способность индивидов возрастает с увеличением жизненного опыта. К тому же, эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. На основе идеи Alexander F. в современной литературе можно выделить три уровня эмпатии, которые человек приобретает в течении жизни посредством общения с окружающими его людьми (Иган Дж., 2000; Аграмакова Л.М., 2000 и др.):
Еще об одной важной особенности эмпатии говорит в своей теории Аграмакова Л.М. (2000). Она полагает, что феномен эмпатии может быть представлен как на подсознательном, так и на сознательном уровнях. На подсознательном уровне эмпатия имеет импульсивный характер и выступает в виде инстинкта сопереживания. На сознательном уровне эмпатическое понимание носит регулируемый характер и проявляется у одних людей в развитии общих интеллектуальных способностей, у других – как сопереживание и прочие нравственные качества, а у третьих наблюдается оптимальное сочетание того и другого. Эмпатия тесно связана со структурой личности индивида, системой присущих ему ценностей. Аграмакова Л.М. предполагает, что сопереживание генетически более ранняя форма и более характерно для младших школьников. Сочувствие как более сложная форма развития сознания появляется позднее и характерно для подросткового возраста. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником его нравственного развития. Наталья Дефуа "Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|