Работа с Теневыми аспектами личности.Ч.2. «Обратная сторона Луны…»

Работа с Теневыми аспектами личности Ч 2  Обратная сторона Луны

Единственное, что отделяет вас от самих себя, - это вы. Каждый раз, когда вы отчуждаетесь от своей сущности, вы переживаете маленькую смерть… (Барбара Энн Бреннан)

 

«Тень»

Понятие "Тень" в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом). Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я человека, его жизненно важной частью. Потеря тени была равносильна утрате души. Человек без тени — продавший душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени).

Т.е. само наличие Тени делает нас:

- живыми...

- людьми…

В психологию термин «Тень» впервые ввел Карл Густав Юнг для обозначения бессознательной автономной части нашего Эго, нашей негативной стороны, которая не допускается к проявлению в реальной жизни. Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою Тень. Где есть Свет, там есть и Тень. В каждом есть ангел и дьявол; тиран и Мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище…только в разных пропорциях)…

"Тень - это то, чем человек не хотел бы быть"...(Юнг)

Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах (агрессия, высокомерие, трусость, пассивность, легкомыслие, жадность и т. д.)…

«Тень - это тёмный брат сознания. Это Каин, Калибан, монстр Франкенштейна. Это Вергилий, ставший проводником Данте в аду; друг Гильгамеша, Энкиду; враг Фродо, Голлум. Это Серый Брат в «Маугли»; оборотень; волк, медведь, тигр в тысяче народных сказок; это змий, Люцифер. Тень стоит на пороге меж сознанием и подсознанием и встречается нам в сновидениях в образе сестры, брата, друга, зверя, чудовища, провожатого. Она — всё, чего мы не хотим и не можем впустить в своё осознанное «я»..» (У.Ле Гуин).

Но именно потому, что эти части скрыты от человека или не признаются им, они часто управляют человеком, особенно в сложных ситуациях.

«В той степени, в какой мы отождествляем себя со светлой и яркой персоной, тень соответственно играет роль тьмы. Если Персона – это «фасад» личности, то Тень — ее «подвал». Подобно тому, как хозяйка убирает весь хлам подальше от глаз, так и человек осложняющие его жизнь желания, воспоминания, переживания пытается вытеснить из сознания. Тень — это то, что есть в вас, действует через вас или присутствует в бездействии в виде блока, но о чем вы не знаете и, следовательно, не понимаете и не контролируете. Работу Тени можно сравнить с деятельностью секретной шпионской службы, о которой глава государства ничего не знает и потому может снять с себя ответственность за ее грязные дела» (М.Стайн).

Чем сильнее индивид стремится отождествить себя с Персоной, тем менее он склонен признавать наличие Тени. Мы воспринимаем Тень как нечто навязанное извне, низменное и недостойное нас.

"Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создаст бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам. Мы несем в себе свое прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени» (Юнг).

Для многих людей, Тень - это потайной ад. Место обитания всех смерт­ных грехов, в наличие которых не признаются даже себе. Но,если бы вытесненные склонности были только злом, то не возникало бы особых проблем. Другой аспект тени состоит в том, что она не является лишь темными силами, "мрачной изнанкой личности". Тень также состоит из влечений, способностей и положительных качеств, которые либо были когда-то отвергнуты личностью, потому, что им «не нашлось места» в жизни, либо никогда ею не осознавались (творческие способности, страсть, сексуальность, способность глубоко чувствовать, непосредственность, сильные желания, мечты - все, что считается неприличным, некультурным или просто недопустимым кем-то другим).

 

Как же так получается, что мы отрицаем, отвергаем, ссылаем часть себя в сумрачный мир Тени?

Формирование «Маски» («Персоны») и «Тени»

В каждом обществе (или сообществе) существует представление, образ «идеального» человека (женщины, мужчины, ребенка, профессионала и т.д.)… Этакий социальный «пакет» - набор определенных качеств и моделей поведения.  

«Свирепый и безжалостный воин викингов», «умеренный и справедливый» человек Античности, «праведный и набожный» человек Средневековья, «свободный, разносторонне-развитый, творческий человек, создающий самого себя» эпохи Ренессанса, «идейный строитель коммунизма», «человек 21 века»…- все эти идеалы предъявляют к человеку совершенно разные требования.

Соответствие и согласие человека с этими требованиями (ценностями) является обязательным условием признания его данным обществом и, соответственно, его выживания и процветания. Именно они являются «мерилом», критерием того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Что бывает, если человек отличается от большинства, мы видели, например, в фильмах о «Людях Икс»...

Людей-Икс ненавидит, боится и презирает человечество ни по какой другой причине, а только потому, что они являются мутантами. Это фильм о дискриминации по отношению к любым меньшинствам…, и, что гораздо печальнее, лозунг "Непохожего - бей!", мы видим в действии в реальной жизни...

 

Одинаковый взгляд одинаковых глаз,
Одинаковый набор одинаковых фраз,
Одинаковый стук одинаковых ног,
Одинаковый звук одинаковых нот...

Одинаковый бег одинаковых дней,
Одинаковый век: непохожего - бей
Одинаковый взмах одинаковых рук,
Одинаковый враг, одинаковый друг...

(Машина времени. Опустошение)

Мы приходим в этом мир целостными...

Мы свободны, мы не «скованы» никакими правилами и условностями. Каждый из нас обладает врожденными наклонностями и испытывает множество желаний, к которым наше окружение не всегда готово… Но, стоит нам появиться на свет, как мы сталкиваемся с социальными ожиданиями и требованиями («вырастет врачом будет», «будущая мама растет…» и т.д.).

Что происходит дальше?

А дальше происходит социализация или адаптация к общественному и личному идеалу воспитателей. Окружающий мир (милые родители, добрые учителя и т.д.) стремится ограничить нас в той или иной форме, уничтожить все то, что не соответствует «канону». Делается это путем сознательного подавления «лишнего» в человеке.

С самого раннего возраста каждый ребенок очень чутко ловит и быстро учится понимать, чего ждут от него близкие, в первую очередь – его родители. Личным примером родительского терпения и смирения, «кнутами и пряниками», обманом и хитростью «естественное» в нас загоняют в  «искусственное» («окультуривают»).И все бы хорошо, не хотите же вы оказаться среди людей, сморкающихся в скатерть и справляющих нужду, где придется?

Разумные ограничения нужны, вот только все ли из них одинаково полезны?

С детства каждый из нас получает и усваивает множество явных и скрытых посланий: "Не балуйся, сиди спокойно", "Хорошие девочки не бывают злыми", "Мальчики не плачут" и т.п. Мы делаем вывод: «Громкий смех и веселые подвижные игры вызывают у мамы тревогу», «Мое желание «сделать все по-своему» обижает отца» и т.п. Мы слушаем, смотрим и стараемся соответствовать, потому, что боимся потерять расположение близких, разочаровать или вызвать их гнев. Утаивание естественных качеств нашего истинного Я и стремление понравиться другим (прежде всего родителям) позволяет нам выжить в юном возрасте, когда мы не можем сами позаботиться о себе. Для нас быть любимыми и принятыми ими - жизненно важно, и мы подстраиваемся под требования, ожидания и стереотипы нашего окружения. Поняв, что хотят от нас окружающие, мы «учимся» полезные качества выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать. Мы оттачиваем те свои умения, которые приносят нам выгоду, а все прочее маскируем и подавляем, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает. Мы стараемся всегда заботиться о других, потому, что нехорошо быть эгоистом и думать о себе. Мы учимся быть покладистыми, потому, что родителям не нравится, когда мы злимся и настаиваем на своем ("Как тебе не стыдно пререкаться с матерью!"). Нам дают понять, что все, что связано с сексуальностью – что-то стыдное и грязное ("Не трогай свои половые органы - ты извращенец!"), и мы закрываем эту область для себя. Список этот бесконечен, и каждый из нас может добавить в него собственные пункты...

Ваша Тень - это не что иное, как ваш собственный внутренний ребенок (Уайнхолд Б.К., Уайнхолд Дж.Б.) 

Процесс приведения «данного образца» в соответствие с «совершенным идеалом» реализуется  через два основных механизма – подавление и вытеснение... При подавлении сознание целенаправленно стремится уничтожить всё то, что не соответствует «желаемому». Достигается это, обычно, под вывеской "мораль", через воздержание, аскетизм и запрет «отрицательных» потребностей...

Мораль есть нравственность б/у,
весьма поношенное платье.
Я видела ее в гробу,
она меня — в своих объятьях...
(В.Павлова)

Если семья религиозная, то родители могут даже втягивать в это Бога: "Бог тебя накажет, если ты не будешь вести себя как следует и слушаться меня"...

Не то чтобы мы делали что-то по-настоящему плохое, но, нам  настоятельно "предлагается"  делать только то, что значимые люди считают приемлемым и не представляющим угрозы...

Например, принадлежность к определенному полу — это один из важных факторов, по которым мы выделяем себя и строим свою Персону. Ребенок быстро понимает, что отношение к нему зависит от того, насколько его поведение соответству­ет требованиям пола. Иногда «модель гендерного поведения» является подходящей, а иногда нет. Помните фильм «Билли Эллиот» - историю маленького мальчика из небольшого шахтёрского городка, который влюбился в балет?…Слоган фильма: «Внутри каждого из нас есть особый талант, ждущий своего выхода наружу. Хитрость в том, что нужно найти этот выход».

Сюжет: Действие происходит в 1984 году, во время забастовки британских шахтеров, и сосредотачивается на надежде 11-летнего Билли Эллиота стать профессиональным балетным танцором.

Билли живёт со своим овдовевшим отцом, старшим братом, и бабушкой, которая когда-то тоже стремилась стать профессиональной танцовщицей. И отец, и брат Билли — шахтеры, принимающие участие в забастовке. Отец отдает мальчика в Спортивный центр, чтобы тот начал заниматься боксом, как и положено сыну потомственного шахтёра. Но Билли не привлекает этот вид спорта. Во время одной из тренировок в зале начинают заниматься девочки-балерины (танцоры и боксёры делят одно помещение). Увидев, как они двигаются под аккомпонимент фортепиано, услышав названия движений, мальчик понимает – это то, что ему нужно и важно…

 

Втайне от отца Билли начинает брать уроки балета. Вскоре тренер по боксу сообщает отцу об отсутствии его сына на тренировках, и спустя какое-то время тайна юного Билли раскрывается. Отец считает, что балет не мужской вид спорта и увлечение им его сына является неким отклонением от нормы. Он категорически запрещает Билли посещать занятия. Но тот, увлечённый танцем, всё же продолжает брать индивидуальные уроки у своей преподавательницы. Она считает, что Билли достаточно талантлив, и предлагает ему попробовать поступить в Королевскую балетную школу Лондона. Но из-за ареста брата во время стычки между полицией и бастующими шахтерами, Билли пропускает прослушивание. Преподаватель идет в дом Билли, чтобы рассказать его отцу и брату об упущенной возможности. Те приходят в ярость, боясь, что Билли будут считать гомосексуалистом, и в крайне резком тоне дают понять мальчику, что не может быть и речи о том, чтобы он связал свою жизнь с балетом.

Что происходит дальше? А дальше (в фильме) происходит исключительный случай – мальчик, несмотря на препятствия, реализует свои способности и мечты...

Отец Билли видит танцующего сына и понимает, что тот действительно полностью увлечён танцем и делает всё возможное, чтобы помочь ему выбраться из маленького шахтёрского посёлка в мир…

В заключительной части фильма мы видим уже взрослого двадцатипятилетнего Билли Эллиота, который выходит на сцену и исполняет ведущую партию балета Лебединое озеро… Отец, брат и друг детства Билли  любуются им из зрительного зала…

В жизни, к сожалению, такое бывает редко. Общественные установки - «мальчики не плачут» - они не должны быть слишком нежными, «девочке не положено быть лидером, ее дело баюкать кукол», приводят к подавлению части себя. Помните мультфильм «Мулан» - о социальной дискриминации женщин и ее преодолении в рамках одной отдельно взятой судьбы?

Фильм снят на основе китайской легенды о молодой женщине, которой было трудно ощущать себя в традиционной роли китайской девочки и она, маскируясь под мужчину, занимает место своего престарелого отца в армии… Воюя с врагами своей Родины, Мулан добивается признания у других воинов и отстаивает свое право быть не такой, как все..

Фильмы – фильмами, а в реальной жизни, чаще всего, природная чувствительность мальчика постепенно вытесняется, и он перестает не только проявлять, но и осознавать ее, а лидерские качества девочки уходят в Тень. Человек отказывается от некоторых сторон своей психики, отчуждает, подавляет или отбрасывает какие-то нежелательные ее аспекты, черты либо переживания… и возникает внутренний раскол на темную («Тень») и светлую («Маска») стороны. Проводится граница между тем, что нравится (сначала окружающим, а затем и себе самому) и тем, что не нравится.

Теперь «Маска» – это как бы реальный «Я», остальная ее часть - «не-я«, территория за границей, «вне меня» («Тень»).

Это чужая и враждебная территория, которую нужно отрицать, скрывать, и с которой надо бороться. Так формируется обширное пространство темных «подземелий», где годами скапливается все то, от чего мы отказались. Но, Тень никуда не исчезает… 

В итоге мы сидим на вулкане, который может взорваться в любой момент...

 Уничтожить врожденные наклонности невозможно. Их можно только «подавить», «вытеснить» в область бессознательного...

 

На подавление и удержание уходит огромное количество энергии, которую можно было бы использовать более конструктивно. К тому же, в самой Тени содержится много ресурсов… Желание соответствовать чужой фантазии мешает нам проявить себя полностью, и направляет нашу энергию в ложное русло. Психозы, депрессии, зависимости от психоактивных веществ, самоубийства и неконтролируемое асоциальное поведение — всё это попытки агонирующей Тени напомнить о себе, прорваться сквозь бетонные стены Маски на поверхность и глотнуть воздуха свободы...

К сожалению, «Маска» - плоский, искаженный, суженный, ущербный и неточный образ себя - гораздо удобнее несовершенной естественности, и люди, в общем-то, редко стремятся к развитию собственной личности. Поэтому, даже после того как мы вы­растаем из детских штанишек и отделяемся от родителей, мы сталкиваясь с проявлением собственных черт, которые по какой-либо причине представляют дискомфорт (например,  влечение или интерес), предпочитаем оставаться хорошими мальчиками и девочками даже тогда, когда можно было бы ими уже и не быть. А Тень прорывается в сознание тревогой, виной, страхом, депрессией… В результате, нам не хватает сил даже на мелкие бытовые дела; мы чувствуем себя беспомощными и бессильными, нас пугает все новое, а «старое» вызывает лишь скуку и уныние, мы ощущаем скованность и зажатость, а некоторые люди (живущие по-другому) нас просто «бесят»… Да, люди бывают разными. И, антисоциальное, агрессивное и просто неприятное поведение окружающих никто не отменял, но, прежде, чем обвинять и осуждать других, не стоит ли нам перечитать следующую  притчу и подумать, не себя ли мы самого постоянно встречаем на жизненном пути?

Притча.

Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в  ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: "Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?"

Старик ответил ему вопросом:

- "А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?"

-"Это были эгоистичные, жадные и злые люди. Именно поэтому я с радостью уехал оттуда".

-"Здесь ты встретишь точно таких же"-, ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: "Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?"

Старик ответил тем же: "А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?"

- "О, это были добрые, гостеприимные и благородные люди. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться".

- "Ты найдешь таких же и здесь", -- ответил старик.

Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: "Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?"

"Сын мой, - говорит старик, - каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь тоже - не найдёт ничего. А тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них»...

Как часто бывает, что сопротивляясь принятию каких-то аспектов собственной личности, и желая справиться с дискомфортом, человек делает вид, что негативные черты принадлежат кому-то другому. Кому угодно, только не ему. Эти отчужденные черты проецируются, и начинают восприниматься как элементы окружающей среды. («Во мне нет ничего дурного — это всё они. Я не чудовище, это другие люди — чудовища..). На выходе мы получаем мир, в котором страшно жить…

 Что делать?

Выработать более-менее точный образ себя – то есть соединить (интегрировать) Маску с Тенью – начать осознавать те грани себя, о существовании которых вы не знали или не хотели знать. Борясь с теневыми энергиями, мы отсекаем себя от источника  творчества. Потому что сила - в тени.

Знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути к обретению душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом...

Только сила и смелость содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой. Работа с Тенью формирует целостный образ самого себя, а не придуманную человеком или навязанную обществом иллюзию.

Рискнем?

См. Ч.3. Работа с теневыми аспектами личности. Шпионские страсти: найти и обезвредить (техники работы)…

Список литературы, использованной при написании статьи:

1. Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона), Стайн М., Журнал практической психологии и психоанализа, 2010, №1, Глава из книги М. Стайна (2010) «Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию», Издательство Когито-Центр.

 2. Тень (материал размещен в блоге Павличенко Е. (elena-pavlichenko.com/ten/).

3. У.Ле Гуин "Ребенок и Тень" (Интерлит).


 

 



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Здравствуй, я твоя Тень". Или кто эта женщина, что стоит на проходе?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Архетипы и Тени таро. "Тень, знай свое место!"
  • "Я для себя" - что это?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • " Из тени в свет" (И встала тень передо мною).
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • О том,что "Все в нас"... И немного об ответственности.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь