|
Работа с Теневыми аспектами личности.Ч.2. «Обратная сторона Луны…»Автор статьи: Уласевич Тина Васильевна
Единственное, что отделяет вас от самих себя, - это вы. Каждый раз, когда вы отчуждаетесь от своей сущности, вы переживаете маленькую смерть… (Барбара Энн Бреннан)
«Тень» Понятие "Тень" в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом). Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я человека, его жизненно важной частью. Потеря тени была равносильна утрате души. Человек без тени — продавший душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени). Т.е. само наличие Тени делает нас: - живыми... - людьми… В психологию термин «Тень» впервые ввел Карл Густав Юнг для обозначения бессознательной автономной части нашего Эго, нашей негативной стороны, которая не допускается к проявлению в реальной жизни. Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою Тень. Где есть Свет, там есть и Тень. В каждом есть ангел и дьявол; тиран и Мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище…только в разных пропорциях)… "Тень - это то, чем человек не хотел бы быть"...(Юнг) Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах (агрессия, высокомерие, трусость, пассивность, легкомыслие, жадность и т. д.)… «Тень - это тёмный брат сознания. Это Каин, Калибан, монстр Франкенштейна. Это Вергилий, ставший проводником Данте в аду; друг Гильгамеша, Энкиду; враг Фродо, Голлум. Это Серый Брат в «Маугли»; оборотень; волк, медведь, тигр в тысяче народных сказок; это змий, Люцифер. Тень стоит на пороге меж сознанием и подсознанием и встречается нам в сновидениях в образе сестры, брата, друга, зверя, чудовища, провожатого. Она — всё, чего мы не хотим и не можем впустить в своё осознанное «я»..» (У.Ле Гуин). Но именно потому, что эти части скрыты от человека или не признаются им, они часто управляют человеком, особенно в сложных ситуациях. «В той степени, в какой мы отождествляем себя со светлой и яркой персоной, тень соответственно играет роль тьмы. Если Персона – это «фасад» личности, то Тень — ее «подвал». Подобно тому, как хозяйка убирает весь хлам подальше от глаз, так и человек осложняющие его жизнь желания, воспоминания, переживания пытается вытеснить из сознания. Тень — это то, что есть в вас, действует через вас или присутствует в бездействии в виде блока, но о чем вы не знаете и, следовательно, не понимаете и не контролируете. Работу Тени можно сравнить с деятельностью секретной шпионской службы, о которой глава государства ничего не знает и потому может снять с себя ответственность за ее грязные дела» (М.Стайн). Чем сильнее индивид стремится отождествить себя с Персоной, тем менее он склонен признавать наличие Тени. Мы воспринимаем Тень как нечто навязанное извне, низменное и недостойное нас. "Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создаст бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам. Мы несем в себе свое прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени» (Юнг). Для многих людей, Тень - это потайной ад. Место обитания всех смертных грехов, в наличие которых не признаются даже себе. Но,если бы вытесненные склонности были только злом, то не возникало бы особых проблем. Другой аспект тени состоит в том, что она не является лишь темными силами, "мрачной изнанкой личности". Тень также состоит из влечений, способностей и положительных качеств, которые либо были когда-то отвергнуты личностью, потому, что им «не нашлось места» в жизни, либо никогда ею не осознавались (творческие способности, страсть, сексуальность, способность глубоко чувствовать, непосредственность, сильные желания, мечты - все, что считается неприличным, некультурным или просто недопустимым кем-то другим).
Как же так получается, что мы отрицаем, отвергаем, ссылаем часть себя в сумрачный мир Тени? Формирование «Маски» («Персоны») и «Тени» В каждом обществе (или сообществе) существует представление, образ «идеального» человека (женщины, мужчины, ребенка, профессионала и т.д.)… Этакий социальный «пакет» - набор определенных качеств и моделей поведения. «Свирепый и безжалостный воин викингов», «умеренный и справедливый» человек Античности, «праведный и набожный» человек Средневековья, «свободный, разносторонне-развитый, творческий человек, создающий самого себя» эпохи Ренессанса, «идейный строитель коммунизма», «человек 21 века»…- все эти идеалы предъявляют к человеку совершенно разные требования. Соответствие и согласие человека с этими требованиями (ценностями) является обязательным условием признания его данным обществом и, соответственно, его выживания и процветания. Именно они являются «мерилом», критерием того, «что такое хорошо и что такое плохо». Что бывает, если человек отличается от большинства, мы видели, например, в фильмах о «Людях Икс»... Людей-Икс ненавидит, боится и презирает человечество ни по какой другой причине, а только потому, что они являются мутантами. Это фильм о дискриминации по отношению к любым меньшинствам…, и, что гораздо печальнее, лозунг "Непохожего - бей!", мы видим в действии в реальной жизни...
Одинаковый взгляд одинаковых глаз, Одинаковый бег одинаковых дней, (Машина времени. Опустошение) Мы приходим в этом мир целостными... Мы свободны, мы не «скованы» никакими правилами и условностями. Каждый из нас обладает врожденными наклонностями и испытывает множество желаний, к которым наше окружение не всегда готово… Но, стоит нам появиться на свет, как мы сталкиваемся с социальными ожиданиями и требованиями («вырастет врачом будет», «будущая мама растет…» и т.д.). Что происходит дальше? А дальше происходит социализация или адаптация к общественному и личному идеалу воспитателей. Окружающий мир (милые родители, добрые учителя и т.д.) стремится ограничить нас в той или иной форме, уничтожить все то, что не соответствует «канону». Делается это путем сознательного подавления «лишнего» в человеке. С самого раннего возраста каждый ребенок очень чутко ловит и быстро учится понимать, чего ждут от него близкие, в первую очередь – его родители. Личным примером родительского терпения и смирения, «кнутами и пряниками», обманом и хитростью «естественное» в нас загоняют в «искусственное» («окультуривают»).И все бы хорошо, не хотите же вы оказаться среди людей, сморкающихся в скатерть и справляющих нужду, где придется? Разумные ограничения нужны, вот только все ли из них одинаково полезны? С детства каждый из нас получает и усваивает множество явных и скрытых посланий: "Не балуйся, сиди спокойно", "Хорошие девочки не бывают злыми", "Мальчики не плачут" и т.п. Мы делаем вывод: «Громкий смех и веселые подвижные игры вызывают у мамы тревогу», «Мое желание «сделать все по-своему» обижает отца» и т.п. Мы слушаем, смотрим и стараемся соответствовать, потому, что боимся потерять расположение близких, разочаровать или вызвать их гнев. Утаивание естественных качеств нашего истинного Я и стремление понравиться другим (прежде всего родителям) позволяет нам выжить в юном возрасте, когда мы не можем сами позаботиться о себе. Для нас быть любимыми и принятыми ими - жизненно важно, и мы подстраиваемся под требования, ожидания и стереотипы нашего окружения. Поняв, что хотят от нас окружающие, мы «учимся» полезные качества выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать. Мы оттачиваем те свои умения, которые приносят нам выгоду, а все прочее маскируем и подавляем, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает. Мы стараемся всегда заботиться о других, потому, что нехорошо быть эгоистом и думать о себе. Мы учимся быть покладистыми, потому, что родителям не нравится, когда мы злимся и настаиваем на своем ("Как тебе не стыдно пререкаться с матерью!"). Нам дают понять, что все, что связано с сексуальностью – что-то стыдное и грязное ("Не трогай свои половые органы - ты извращенец!"), и мы закрываем эту область для себя. Список этот бесконечен, и каждый из нас может добавить в него собственные пункты... Ваша Тень - это не что иное, как ваш собственный внутренний ребенок (Уайнхолд Б.К., Уайнхолд Дж.Б.) Процесс приведения «данного образца» в соответствие с «совершенным идеалом» реализуется через два основных механизма – подавление и вытеснение... При подавлении сознание целенаправленно стремится уничтожить всё то, что не соответствует «желаемому». Достигается это, обычно, под вывеской "мораль", через воздержание, аскетизм и запрет «отрицательных» потребностей... Мораль есть нравственность б/у, Если семья религиозная, то родители могут даже втягивать в это Бога: "Бог тебя накажет, если ты не будешь вести себя как следует и слушаться меня"... Не то чтобы мы делали что-то по-настоящему плохое, но, нам настоятельно "предлагается" делать только то, что значимые люди считают приемлемым и не представляющим угрозы... Например, принадлежность к определенному полу — это один из важных факторов, по которым мы выделяем себя и строим свою Персону. Ребенок быстро понимает, что отношение к нему зависит от того, насколько его поведение соответствует требованиям пола. Иногда «модель гендерного поведения» является подходящей, а иногда нет. Помните фильм «Билли Эллиот» - историю маленького мальчика из небольшого шахтёрского городка, который влюбился в балет?…Слоган фильма: «Внутри каждого из нас есть особый талант, ждущий своего выхода наружу. Хитрость в том, что нужно найти этот выход». Сюжет: Действие происходит в 1984 году, во время забастовки британских шахтеров, и сосредотачивается на надежде 11-летнего Билли Эллиота стать профессиональным балетным танцором. Билли живёт со своим овдовевшим отцом, старшим братом, и бабушкой, которая когда-то тоже стремилась стать профессиональной танцовщицей. И отец, и брат Билли — шахтеры, принимающие участие в забастовке. Отец отдает мальчика в Спортивный центр, чтобы тот начал заниматься боксом, как и положено сыну потомственного шахтёра. Но Билли не привлекает этот вид спорта. Во время одной из тренировок в зале начинают заниматься девочки-балерины (танцоры и боксёры делят одно помещение). Увидев, как они двигаются под аккомпонимент фортепиано, услышав названия движений, мальчик понимает – это то, что ему нужно и важно…
Втайне от отца Билли начинает брать уроки балета. Вскоре тренер по боксу сообщает отцу об отсутствии его сына на тренировках, и спустя какое-то время тайна юного Билли раскрывается. Отец считает, что балет не мужской вид спорта и увлечение им его сына является неким отклонением от нормы. Он категорически запрещает Билли посещать занятия. Но тот, увлечённый танцем, всё же продолжает брать индивидуальные уроки у своей преподавательницы. Она считает, что Билли достаточно талантлив, и предлагает ему попробовать поступить в Королевскую балетную школу Лондона. Но из-за ареста брата во время стычки между полицией и бастующими шахтерами, Билли пропускает прослушивание. Преподаватель идет в дом Билли, чтобы рассказать его отцу и брату об упущенной возможности. Те приходят в ярость, боясь, что Билли будут считать гомосексуалистом, и в крайне резком тоне дают понять мальчику, что не может быть и речи о том, чтобы он связал свою жизнь с балетом. Что происходит дальше? А дальше (в фильме) происходит исключительный случай – мальчик, несмотря на препятствия, реализует свои способности и мечты... Отец Билли видит танцующего сына и понимает, что тот действительно полностью увлечён танцем и делает всё возможное, чтобы помочь ему выбраться из маленького шахтёрского посёлка в мир… В заключительной части фильма мы видим уже взрослого двадцатипятилетнего Билли Эллиота, который выходит на сцену и исполняет ведущую партию балета Лебединое озеро… Отец, брат и друг детства Билли любуются им из зрительного зала… В жизни, к сожалению, такое бывает редко. Общественные установки - «мальчики не плачут» - они не должны быть слишком нежными, «девочке не положено быть лидером, ее дело баюкать кукол», приводят к подавлению части себя. Помните мультфильм «Мулан» - о социальной дискриминации женщин и ее преодолении в рамках одной отдельно взятой судьбы? Фильм снят на основе китайской легенды о молодой женщине, которой было трудно ощущать себя в традиционной роли китайской девочки и она, маскируясь под мужчину, занимает место своего престарелого отца в армии… Воюя с врагами своей Родины, Мулан добивается признания у других воинов и отстаивает свое право быть не такой, как все.. Фильмы – фильмами, а в реальной жизни, чаще всего, природная чувствительность мальчика постепенно вытесняется, и он перестает не только проявлять, но и осознавать ее, а лидерские качества девочки уходят в Тень. Человек отказывается от некоторых сторон своей психики, отчуждает, подавляет или отбрасывает какие-то нежелательные ее аспекты, черты либо переживания… и возникает внутренний раскол на темную («Тень») и светлую («Маска») стороны. Проводится граница между тем, что нравится (сначала окружающим, а затем и себе самому) и тем, что не нравится. Теперь «Маска» – это как бы реальный «Я», остальная ее часть - «не-я«, территория за границей, «вне меня» («Тень»). Это чужая и враждебная территория, которую нужно отрицать, скрывать, и с которой надо бороться. Так формируется обширное пространство темных «подземелий», где годами скапливается все то, от чего мы отказались. Но, Тень никуда не исчезает… В итоге мы сидим на вулкане, который может взорваться в любой момент... Уничтожить врожденные наклонности невозможно. Их можно только «подавить», «вытеснить» в область бессознательного...
На подавление и удержание уходит огромное количество энергии, которую можно было бы использовать более конструктивно. К тому же, в самой Тени содержится много ресурсов… Желание соответствовать чужой фантазии мешает нам проявить себя полностью, и направляет нашу энергию в ложное русло. Психозы, депрессии, зависимости от психоактивных веществ, самоубийства и неконтролируемое асоциальное поведение — всё это попытки агонирующей Тени напомнить о себе, прорваться сквозь бетонные стены Маски на поверхность и глотнуть воздуха свободы... К сожалению, «Маска» - плоский, искаженный, суженный, ущербный и неточный образ себя - гораздо удобнее несовершенной естественности, и люди, в общем-то, редко стремятся к развитию собственной личности. Поэтому, даже после того как мы вырастаем из детских штанишек и отделяемся от родителей, мы сталкиваясь с проявлением собственных черт, которые по какой-либо причине представляют дискомфорт (например, влечение или интерес), предпочитаем оставаться хорошими мальчиками и девочками даже тогда, когда можно было бы ими уже и не быть. А Тень прорывается в сознание тревогой, виной, страхом, депрессией… В результате, нам не хватает сил даже на мелкие бытовые дела; мы чувствуем себя беспомощными и бессильными, нас пугает все новое, а «старое» вызывает лишь скуку и уныние, мы ощущаем скованность и зажатость, а некоторые люди (живущие по-другому) нас просто «бесят»… Да, люди бывают разными. И, антисоциальное, агрессивное и просто неприятное поведение окружающих никто не отменял, но, прежде, чем обвинять и осуждать других, не стоит ли нам перечитать следующую притчу и подумать, не себя ли мы самого постоянно встречаем на жизненном пути? Притча. Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: "Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?" Старик ответил ему вопросом: - "А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?" -"Это были эгоистичные, жадные и злые люди. Именно поэтому я с радостью уехал оттуда". -"Здесь ты встретишь точно таких же"-, ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: "Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?" Старик ответил тем же: "А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?" - "О, это были добрые, гостеприимные и благородные люди. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться". - "Ты найдешь таких же и здесь", -- ответил старик. Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: "Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?" "Сын мой, - говорит старик, - каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь тоже - не найдёт ничего. А тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них»... Как часто бывает, что сопротивляясь принятию каких-то аспектов собственной личности, и желая справиться с дискомфортом, человек делает вид, что негативные черты принадлежат кому-то другому. Кому угодно, только не ему. Эти отчужденные черты проецируются, и начинают восприниматься как элементы окружающей среды. («Во мне нет ничего дурного — это всё они. Я не чудовище, это другие люди — чудовища..). На выходе мы получаем мир, в котором страшно жить… Что делать? Выработать более-менее точный образ себя – то есть соединить (интегрировать) Маску с Тенью – начать осознавать те грани себя, о существовании которых вы не знали или не хотели знать. Борясь с теневыми энергиями, мы отсекаем себя от источника творчества. Потому что сила - в тени. Знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути к обретению душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом... Только сила и смелость содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой. Работа с Тенью формирует целостный образ самого себя, а не придуманную человеком или навязанную обществом иллюзию. Рискнем? См. Ч.3. Работа с теневыми аспектами личности. Шпионские страсти: найти и обезвредить (техники работы)… Список литературы, использованной при написании статьи: 1. Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона), Стайн М., Журнал практической психологии и психоанализа, 2010, №1, Глава из книги М. Стайна (2010) «Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию», Издательство Когито-Центр. 2. Тень (материал размещен в блоге Павличенко Е. (elena-pavlichenko.com/ten/). 3. У.Ле Гуин "Ребенок и Тень" (Интерлит).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|