|
Самопрезентация в кризис, или Бренд по имени «Я»Автор статьи: Пристромова Вита Константиновна
Мировой финансовый кризис (с его массовыми сокращениями, безработицей, постоянным чувством неопределенности и зыбкости, высококонкурентной ситуацией на рынке труда), с одной стороны, бросил нам всем вызов, а с другой стороны, дал уникальный шанс начать все с нуля, найти свое место в профессиональном мире и возможно наконец-то начать заниматься именно тем о чем всю жизнь мечтали, но не отваживались… потому что была стабильная, хотя возможно низкооплачиваемая или скучная работа. Однако для того, чтобы продать себя как специалиста на рынке труда надо обладать навыками эффективной самопрезентации.
В самопрезентации нет мелочей… Почти каждое наше действие имеет самопрезентующее значение. Одежда, манера держаться во время собеседования, жесты, мимика, интонации, стиль устной и письменной речи – все работает на Вас или против Вас. Кандидату на соискание вакантной должности необходимо не только обладать профессиональными знаниями, но и заинтересовать своей персоной работодателя, грамотно рассказать о своей квалификации, навыках, преподнести себя с выигрышной стороны. Первый шаг при поиске новой работы – четко сформулировать свою цель, точно знать какую именно работу хочешь получить. Только если Вы будете на 100% уверенны, что действительно хотите получить эту работу, Вы сможете быть достаточно убедительны на собеседовании с работодателем, и не будете неосознанно сами вставлять себе палки в колеса, уменьшая свои шансы на получение желаемой работы. Следующий шаг – написание резюме. Резюме является одной из форм самопрезентации и, как правило, предшествует приглашению на собеседование с работодателем. Резюме позволяет позиционировать себя, выделить среди ряда других соискателей этого рабочего места. Существует немало литературы о грамотном написании резюме, подчеркну лишь следующие ключевые моменты:
Следующий шаг – приглашение на собеседование. Если Вас пригласили на собеседование, то это уже победа – Вы один из тех, кого выбрали из десятков, а может быть даже сотен других претендентов. Нельзя недооценивать роль хорошей подготовки к собеседованию. Соберите, используя в качестве источников информации Интернет и СМИ, как можно более полную информацию о компании, в которую собираетесь устраиваться, о производимом ею продукте, продвигаемых проектах, особенностях корпоративной культуры. Заранее подготовьте ответы на вопросы, которые задают почти в каждом собеседовании. Типичные вопросы на собеседовании:
Если Вас спрашивают о Ваших сильных сторонах, говорите о том, что имеет непосредственное отношение к предполагаемой работе. Если спрашивают о слабостях, упоминайте только те недостатки, которые являются продолжением Ваших достоинств, опять же связанных с работой. Помните, что любое собеседование — это всегда диалог. Не бойтесь задавать вопросы своему интервьюеру. Во-первых, Вам действительно нужно побольше узнать о характере предстоящей работы, если Вы хотите ее получить. Во-вторых, правильно сформулированные вопросы свидетельствуют о Вашей компетентности и демонстрируют Вашу заинтересованность в получении рабочего места. Вопросы, которые стоит задать на собеседовании:
Обязательно нужно запомнить имя человека, с которым предстоит общаться. И, обращаясь, почаще его употреблять. Это поможет наладить контакт и задержать внимание собеседника на наиболее значимых для Вас вещах. Далеко не последнюю роль в формировании впечатления о Вас играют Ваши жесты, мимика, движения тела (невербальные сигналы). Во время собеседования сидите прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса, спокойно и уверенно смотрите на говорящего, фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы, используете «открытые жесты»: руки открыты, ладони обращены вверх. Снижает впечатление от Вас, если вы ерзаете на стуле или сидите на краешке стула (те, кто пассивно усаживаются на неудобное место и сидят так, словно ждут, когда сгонят, производят впечатление просящего), отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом, скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза), используете самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я — человек новый». Рассказывая о себе на собеседовании, отвечая на вопросы, говорите спокойно и уверенно, излагайте только главные ключевые моменты, не вдавайтесь в детали — формулировки должны быть четкими, речь хорошо структурированной и лаконичной. Главный акцент необходимо поставить на том, в чем заключаются ваши уникальные отличительные особенности как специалиста и какие именно преимущества получит организация, предложив работу Вам. Текст: Вита Пристромова, психолог-консультант Советы специалистов по кадрам и консалтингу: Елена Голикова, руководитель службы персонала торгово-логистической компании «Юринат», г. Калининград: Основной совет кандидатам на соискание вакантной должности — на собеседовании быть собой, не давать уклончивых и обобщенных ответов. Заранее подготовиться к вопросам о предыдущем рабочем месте и причинах увольнения. Не высказывать негативного отношения к своему предыдущему работодателю. Главным критерием при приеме на вакантную должность для меня является, то сможет ли человек эффективно выполнять работу, соответствует ли его квалификация и его личностно-характерологические особенности требованиям должности, на которую он претендует, функциональным обязанностям. Второй критерий — насколько эффективно предполагаемый кандидат вольется в коллектив, будет ли он совместим с корпоративными ценностями компании, с ее имиджем. Виталий Каплич, ведущий веб-программист Yamaha Music Interactive, г. Нью-Йорк, США: В 90% случаев поиск работы проходит по следующей схеме: 1) идешь на сайт типа job.ru или dice.com (зависит от страны); 2) отфильтровываешь вакансии которые тебе нравятся (по функциональным обязанностям, графику работы, зарплате и т.д.); 3) пишешь на каждую вакансию маленькое сопроводительное письмо (cover letter), где буквально в одном абзаце описываешь почему именно ТЫ подходишь на эту вакансию и какой твой личный и профессиональный опыт мог бы быть полезен на этой вакансии; 4) к этому cover letter прикрепляешь свое резюме и отсылаешь. В зависимости от страны надо отсылать соответствующее количество резюме в день. Не надо скромничать. Посылать надо на все понравившиеся вакансии без всяких сомнений. В Москве, например, когда надо было, я нашел работу за 2 дня. В Америке этот нонсенс. Тут как минимум надо рассчитывать на 3-4 месяца. Такова специфика страны. Бывает, в России хватает 5-10 резюме и все — работа есть. В Америке надо отсылать по 30 резюме в день. И рассчитывать делать это как минимум 3-4 недели. Во время собеседования стоит помнить, что работодатель в 90% случаев не HR профи и он сам не знает о чем Вас спросить. Ему надо помочь и постараться направить беседу в нужное Вам русло. Не молчать! Работодатель понятия не имеет что Вас спрашивать и он о Вас ничего не знает. Надо быть готовым рассказывать о себе пока он молчит. Вопросы у него созреют походу дела. Если он пытается что-то спросить, надо немедленно замолкнуть и переключиться на его вопрос. Очень важно быть готовым ответить на вопросы, почему Вы покинули предыдущую компанию, особенно если Вы в ней проработали меньше года. Как правило, здесь нужно говорить, что-то типа — меня нанимали на ту или иную задачу, моя же реальная работа не была с этим связана, или, к примеру, что я задачу с успехом выполнил, и так получилось, что остался не у дел. Очень важно подчеркнуть, что Вы выполнили все взятые на себя обязательства перед предыдущим работодателем, и выполнили их с успехом. Мария Лагутинская, генеральный директор консалтинговой компании «Ментор», г. Калининград: Из-за сегодняшнего финансового кризиса условия диктует работодатель. Поэтому, презентуя себя потенциальному работодателю, расскажите о Вашей высокой работоспособности, стрессоустойчивости и эффективности как работника. И обязательно сразу приводите примеры: при необходимости Вы готовы и можете работать по 10 часов в сутки; авралы Вас не пугают и Вы спокойно реагируете на крик или повышенный голос; Вы за день можете выполнять на 30% больше работы, чем Ваш коллега, какую пользу Вы сможете принести компании и Вы понимаете, что в нынешних условиях возможны небольшие задержки по выплате заработной платы. В этом случае, Ваш возможный работодатель увидит в Вас коллегу, партнёра, человека который не просто вольётся в коллектив и станет частью компании, но, прежде всего, сотрудника, с которым компании будет легче преодолевать трудности финансового кризиса. Ирина Цыпленкова, специалист по кадрам и охране труда мебельного производства, г. Калининград: Ваши шансы получить желаемое рабочее место повышают следующие факторы: 1) грамотно составленное резюме; 2) пунктуальность — на собеседование необходимо прийти вовремя; 3) внешний вид — предпочтителен деловой стиль одежды; 4) уверенность в себе — человек, который хочет и может добиться успеха должен быть уверен в себе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|