|
Как вернуть легкость бытия?Автор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Когда легко на сердце – и походка легка. Японская пословица Жить здесь и сейчас… Казалось бы, что может быть проще? Пробуждаться вместе с восходом солнца. Смотреть на мир, осознавая его красоту, уникальность и неповторимость. Наполняться спокойной уверенностью или уверенным спокойствием от того, что в этом безграничном мире возможностей ты в безопасности. Раскрыть широко глаза, уши и набрать полную грудь воздуха. Воспринимать мир вокруг всеми органами чувств. Осознать ценность этого момента, этой секунды, которая уже никогда не повторится. Ощутить захватывающую связь со всем сущим… Удивителен тот факт, что каждый из нас обладает всем этим богатством красок и ощущений. Но оно скрыто под толстым слоем из мысленного «мусора», который тщательно заслоняет нам обзорный вид. И мы тащим с собой багаж подобных мыслей, убеждений, ожиданий, ложных установок и ценностей. Мало того, что просто тащим – но еще боимся почему-то отпустить. Может дело в том, что мы страшимся оказаться пустыми, расставшись с этим багажом, большую часть которого мы получили еще по наследству? Но ведь это будет совсем не пустота, а легкость. Легкость восприятия, существования, жизни. Легкость бытия. Почему нас никто не учил тому, как обрести легкость бытия? Дело в том, что наши «учителя жизни» сами страдали отсутствием оной. А ведь она была у каждого. Когда-то давным-давно. Когда мы собирали вкладыши от жвачек, наслаждались фантой из бутылки, растягивая выпивание ее на несколько дней… Когда перематывали магнитофонную кассету карандашом, чтобы не тратить батарейки в плейере… Каждый может попасть в эти моменты на своей собственной машине времени. Один маленький отрывок той эпохи может вернуть живые, яркие воспоминания. Так чем же тогда занимались наши «учителя жизни» в этот период фанты, вкладышей, кассет? Ведь они все-таки занимались нашим обучением. Вкладывали в нас знания, умения, навыки, принципы. Передавали одни за другими составляющие своего собственного жизненного багажа. Спасибо им за это – они сделали то, что могли. Они научили нас важности. Правда совершенно забыв при этом про легкость. Их можно понять – ведь они думали о первостепенных и самых важных вещах. Наполняя чашу элементами багажа, в ней с каждым разом становилось все меньше и меньше места для легкости, которой вначале было в избытке. Что же мы имеем теперь? Чаша наполнена до краев, и в ней нет места для легкости бытия? Драгоценное время безвозвратно упущено? Совсем нет. Наша способность обучаться у нас все же осталась. Это те самые чудесные навыки повторять новые звуки, копировать интонации голоса и выражения лица родителей. Врожденная способность обучаться, моделировать. Для того, чтобы ей воспользоваться, не нужны ни дипломы, ни докторские и ученые степени. Но теперь ситуация поменяется. Ученики займут место учителей. Этот момент хорошо был обыгран в телевизионном журнале «Ералаш». Там мальчик остался дежурить после уроков в пустом классе. Он проводил воображаемое занятие, где вместо учеников за партами сидели учителя. Мальчик задавал им каверзные вопросы про домашнее задание, а учителя не могли ответить и стыдливо просили не ставить им двойки и не вызывать родителей. Однако я сейчас на полном серьзе про обучение у детей. Одного взгляда в глаза ребенку будет достаточно, чтобы понять, что представляет собой «мастер легкости бытия». Его глаза горят, энергия бьет ключом, он – словно воплощение интереса к жизни во всех ее проявлениях. Вы даже не сможете его убедить в серьезности какой-то вашей важной жизненной проблемы, с которой столкнулись. Потому что в его понимании она будет лишь небольшим затруднением. И мы когда-то были такими же. Маленькими гениями и мастерами легкости бытия. И наша чаша еще не была полна, и багажа было значительно меньше. Где-то внутри нас навсегда осталась часть, которая все это помнит. Эрих Берн сказал бы, что это наш внутренний ребенок. Общаясь с реальным ребенком в жизни, мы неосознанно активируем нашего внутреннего. Замечая то, как он смотрит на мир, как реагирует, как поступает и мыслит, мы примеряем все это на себя. Таким образом мы получаем шанс снова вернуть то волшебное время и ощущения. Как раз этому нас и могут научить дети – вернуть ощущение легкости бытия. Причем именно вернуть, а не создать или где-то найти. Если уж и отыскать – то только внутри себя. Это совсем не означает, что мы должны начать себя вести как дети, капризничать или отказаться от каких-то жизненных ценностей или ответственности. Да это и невозможно. Качественно восстановив те чудесные ощущения, мы улучшим контакт с собой. Мы сможем лучше понять себя, других, в том числе и детей. Наш «багаж» будет всячески препятствовать возвращению ощущения легкости жизни. Его стоит назвать багажом обусловленности. Всякие «можно», «нельзя», «не стоит», «нужно» составляют его основу. Как говорилось выше, он не дает находиться в здесь и сейчас. Он отвлекает нас от красок жизни и наслаждения великолепием мира. Неудивительно, что наш внутренний ребенок «потерялся» в этой огромной кладовой обусловленности. О нем просто незаслуженно забыли, оставив его там в одиночестве. Самое время наполнить эту кладовую легкостью, свободой и светом. А еще навести там порядок, убрав «хлам» из тянущих вниз убеждений, установок и принципов. Ведь они там не просто существуют, а питаются жизненной энергией, которую можно направить на поддержание чего-то более полезного. Возможно, тогда место в чаше освободится, и станет чуточку уютнее и приятнее жить. И можно будет ее ноаплнить светом, радостью, интересом и вкусом жизни. И тогда, наконец, вернется давно забытая легкость бытия.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|