Тревога и страхи-близнецы-братья

Автор статьи: 404

Тревожных детей можно увидеть сразу. 

Вот в группу детского сада  входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, они стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Правила общения с тревожным ребёнком

          Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.
           Избегайте соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимете наверняка.
             Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть). Если вы ощущаете сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте. Можно заставить человека выполнить какие-то действия, но нельзя заставить играть по-настоящему. Так что в таких затруднительных случаях старайтесь проявить творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство. Для этого изменяйте правила игры, учитывая особенности вашего сына или дочери, используйте наглядный материал, уже знакомый ребенку, начните играть с кем-то другим, показывая ребенку пример. 

Работа с тревожными  детьми  проводится  в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.

Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. 

Работа с родителями тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего, на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. 
В таких ситуациях можно сказать родителям: "Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно".

Как играть с тревожными детьми

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".

3. Если  вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Детские страхи

Беспокойство, тревога и страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни, как и радость, удивление или печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение ребёнка, он становится неуверенным в себе.

Страхи и тревога всегда находятся рядом – и там, и там есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Страх –аффективное, эмоционально заострённое, отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия ребёнка, а тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Страх также можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной форме. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Очень распространены внушаемые взрослыми страхи. 

Возраст от 3 до 5 лет является возрастом эмоционального наполнения «Я» ребёнка. Формируется чувство общности – понятие «Мы», под которым ребёнок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность  - ребёнок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению с другими детьми. Развиваются фантазии, а, вместе с ним и вероятность появления воображаемых страхов. В этом возрасте формируются такие эмоции как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Значительно меньшее количество страхов у тех детей, которые имеют возможность общения со сверстниками. Здесь важно через совместную игру  наладить взаимодействие детей, чем отправлять к врачу для получения транквилизаторов для неконтактного, боязливого ребёнка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор – сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.

Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опёкой. Постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого самостоятельного шага ребёнка. Всем этим непроизвольно подчёркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не даёт формироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже в этом обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Как помочь ребенку избавиться от страхов и тревоги?

Универсальным  лекарством во все времена служила игра. Данные игры обладают терапевтической функцией, поскольку травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде, происходит их эмоциональное отреагирование.

Цель таких игр –  снятие избытка напряжения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе, застенчивости – их коррекция, если они уже входят в характер ребёнка.

«Пятнашки»

Цель: снятие страха внезапного воздействия и физического наказания.

Необходимо определить границы пространства, где можно бегать и пятнать друг друга. Водящий постоянно меняет направление движения. Пятнать можно только по одному месту. Бегать нужно шумно, кричать и возмущаться. Расставленные «препятствия» нельзя задевать, через «красный колодец» прыгать нельзя.

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

«Жмурки»

Цель игры: устранение страха неожиданного воздействия.

Водящему можно пойти не туда, или в никуда, или совсем остановиться на месте – все должны молчать. Водящий должен выйти сам из состояния неопределённости и ожидания, а действия его должны стать целенаправленными и привести к обнаружению участников игры.

«Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

«Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

«Автобус»

Цель: в преодолении страха замкнутого пространства, опоздания и неожиданного воздействия.

Выясняется, кто сколько раз в жизни ждал автобуса, троллейбуса и опоздал из-за этого. Игра начинается с того, что дети «выбегают из домов» на остановку. А там стоит всего один стул. Можно разыграть сценку, почему именно этот ребёнок сел, а не другой. Кто может садиться, почему это место для «особенных» людей. Можно инсценировать ссору, а потом неожиданно спросить: «А где же автобус?»

Следующее действие – взрослый задаёт вопросы: «Каким бывают автобусы?» После всех ответов, взрослый дополняет, что «бывают ещё и резиновые автобусы, которые могут расширяться до бесконечности и сужаться, что они как раз лучше всего приспособлены к нашим условиям. Несколько взрослых изображают «автобус», берутся за руки и образуют замкнутое пространство. Водителем становится взрослый, все дети стоят около «автобуса» и пытаются забраться в него, но водитель говорит: «В парк!» и уезжает. Наконец автобус появляется снова и уже садит всех желающих, дети забираются в замкнутое пространство, становится тесно, автобус уезжает.

 

«Штанга»

Цель: расслабить мышцы спины.
«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз»

«Злые собаки»

Целью игры является преодоление страха собак, боли, неожиданного воздействия.

Перед игрой необходимо настроить детей с помощью наводящих вопросов: «Кто такие злые собаки и почему они такие?»Как можно защитить себя от собак, от их нападения.

Все встают на четвереньки и изображают собак, располагаются друг напротив друга так, чтобы расстояние между ними было не меньше полутора метров. В результате должен получиться своеобразный коридор протяжённостью 5-7 метров. Собаки находятся на цепи, поэтому могут прыгать только 20-30 см вперёд, пытаясь схватить тех, кто находится рядом. Можно лаять, злиться, делать страшные глаза, высовывать язык. Для того, чтобы пройти в «гости к доброй бабушке и отнести ей горячий пирожок», нужно пройти все дворы со злыми собаками. Первым проходит испытание взрослый, он выжидает подходящего момента, когда собаки не так агрессивны и осторожно проходит вдоль дворов с собаками. В конце пути он гордо произносит: «Бабушка, вот тебе пирожок, поправляйся!». И возвращается обратно. Теперь повторить поход к бабушке предлагается другим участникам игры.

«Шалтай-болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай 
Сидел на стене. 
Шалтай-Болтай 
Свалился во сне.
(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз".

«Кочки»

Целью игры является преодоление страх глубины и страха всех неприятных обитателей болота.

Нужно пройти болото, невзирая на опасности. Перед началом игры выясняется, кто и когда падал, сколько раз и куда. В качестве кочек служат детские стульчики, выстроенные более-менее хаотично, но так, чтобы ребёнок смог перешагивать с «кочки на кочку». Нельзя ползти и трогать руками спинки стульев. Сложность передвижения связана с риском упасть, провалиться, утонуть в болоте. Но как раз это и является целью игры – самостоятельно без помощи пройти болото от начала до конца. При этом по всему маршруту прохождения ребёнка выстраиваются «обитатели» - кто с лягушкой, кто со змеёй, кто с бубном, обручем, ленточками.  Им нельзя касаться руками проходящего по болоту. Можно только прыгать, пугать проходящего. В конце пути нужно обязательно похвалить ребёнка за смелость и мужество.

«Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде –Начали- будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

«Пятнашки»

Цель: снятие страха внезапного воздействия и физического наказания.

Необходимо определить границы пространства, где можно бегать и пятнать друг друга. Водящий постоянно меняет направление движения. Пятнать можно только по одному месту. Бегать нужно шумно, кричать и возмущаться.

Расставленные «препятствия» нельзя задевать, через «красный колодец» прыгать нельзя.

«Гусеница»

Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся и т. д. Дети показывают.

Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. А что делают зайки, если видят волка?.. Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Проникновение в круг»

Цель игры:преодоление страха замкнутого пространства, угроз, запретов и наказаний.

Правила игры: взявшиеся за руки участники игры образуют круг. Между ними расстояние в один метр, чтобы в круг мог проникнуть как ребёнок, так и взрослый. Глаза у всех играющих должны быть закрыты. Произносят слова: «Никто не войдёт в наше царство. Охрана встаёт рано. Только попробуйте проникнуть – ни за что не получится. Мы всё знаем, мы всё слышим и не пустим в наше царство ни плохих, ни хороших мальчиков и девочек. Будем стоять как надо: если что придавим, раздавим, ни за что не впустим»Участник игры, желающий проникнуть в центр круга, старается незаметно в него пробраться. Попыток может быть несколько.

«Волшебное путешествие».
«Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайся поудобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте. 
Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако опускает нас на землю. Теперь ты можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Есть ли здесь кроме тебя какие-то люди или животные? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти). Ну вот, нам пора возвращаться, залезай на облако. Мы снова летим по самому синему небу. Вот уже показался наш дом. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с тобой залезаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а ты раскроешь глаза (считайте до пяти)".

P/S Желаю вам приятного общения с вашим любимым ребенком! 



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Почему вам нельзя, если другим можно?
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?
  • Как понять, когда тебе можно иметь детей?
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Философия игры. Правила для детей и взрослых.  
  • Как можно кричать на детей? Советы и размышления для взрослых
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Можно или Нельзя - чего в твоей жизни больше? Почему?
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Виртуальные игры и ребенок: запретить нельзя разрешить
  • Можно ли говорить ребенку слово Нельзя?
  • На чем можно разбогатеть — 8 инструментов, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда можно бить детей?
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Игры разума или Взрослый ребенок.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Любимые игры взрослых детей.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь