|
Тревога и страхи-близнецы-братьяАвтор статьи: 404
Тревожных детей можно увидеть сразу. Вот в группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Правила общения с тревожным ребёнком Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад. Работа с тревожными детьми проводится в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Работа с родителями тревожного ребенка Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей). Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего, на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. Как играть с тревожными детьми На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами: 1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. 3. Если вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно. 4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие. Детские страхи Беспокойство, тревога и страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни, как и радость, удивление или печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение ребёнка, он становится неуверенным в себе. Страхи и тревога всегда находятся рядом – и там, и там есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Страх –аффективное, эмоционально заострённое, отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия ребёнка, а тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Страх также можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной форме. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Очень распространены внушаемые взрослыми страхи. Возраст от 3 до 5 лет является возрастом эмоционального наполнения «Я» ребёнка. Формируется чувство общности – понятие «Мы», под которым ребёнок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребёнок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению с другими детьми. Развиваются фантазии, а, вместе с ним и вероятность появления воображаемых страхов. В этом возрасте формируются такие эмоции как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Значительно меньшее количество страхов у тех детей, которые имеют возможность общения со сверстниками. Здесь важно через совместную игру наладить взаимодействие детей, чем отправлять к врачу для получения транквилизаторов для неконтактного, боязливого ребёнка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор – сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними. Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опёкой. Постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого самостоятельного шага ребёнка. Всем этим непроизвольно подчёркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не даёт формироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже в этом обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений. Как помочь ребенку избавиться от страхов и тревоги? Универсальным лекарством во все времена служила игра. Данные игры обладают терапевтической функцией, поскольку травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде, происходит их эмоциональное отреагирование. Цель таких игр – снятие избытка напряжения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе, застенчивости – их коррекция, если они уже входят в характер ребёнка. «Пятнашки» Цель: снятие страха внезапного воздействия и физического наказания. Необходимо определить границы пространства, где можно бегать и пятнать друг друга. Водящий постоянно меняет направление движения. Пятнать можно только по одному месту. Бегать нужно шумно, кричать и возмущаться. Расставленные «препятствия» нельзя задевать, через «красный колодец» прыгать нельзя. «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. «Жмурки» Цель игры: устранение страха неожиданного воздействия. Водящему можно пойти не туда, или в никуда, или совсем остановиться на месте – все должны молчать. Водящий должен выйти сам из состояния неопределённости и ожидания, а действия его должны стать целенаправленными и привести к обнаружению участников игры. «Корабль и ветер» Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. «Дудочка» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. «Автобус» Цель: в преодолении страха замкнутого пространства, опоздания и неожиданного воздействия. Выясняется, кто сколько раз в жизни ждал автобуса, троллейбуса и опоздал из-за этого. Игра начинается с того, что дети «выбегают из домов» на остановку. А там стоит всего один стул. Можно разыграть сценку, почему именно этот ребёнок сел, а не другой. Кто может садиться, почему это место для «особенных» людей. Можно инсценировать ссору, а потом неожиданно спросить: «А где же автобус?» Следующее действие – взрослый задаёт вопросы: «Каким бывают автобусы?» После всех ответов, взрослый дополняет, что «бывают ещё и резиновые автобусы, которые могут расширяться до бесконечности и сужаться, что они как раз лучше всего приспособлены к нашим условиям. Несколько взрослых изображают «автобус», берутся за руки и образуют замкнутое пространство. Водителем становится взрослый, все дети стоят около «автобуса» и пытаются забраться в него, но водитель говорит: «В парк!» и уезжает. Наконец автобус появляется снова и уже садит всех желающих, дети забираются в замкнутое пространство, становится тесно, автобус уезжает.
«Штанга» Цель: расслабить мышцы спины. «Злые собаки» Целью игры является преодоление страха собак, боли, неожиданного воздействия. Перед игрой необходимо настроить детей с помощью наводящих вопросов: «Кто такие злые собаки и почему они такие?»Как можно защитить себя от собак, от их нападения. Все встают на четвереньки и изображают собак, располагаются друг напротив друга так, чтобы расстояние между ними было не меньше полутора метров. В результате должен получиться своеобразный коридор протяжённостью 5-7 метров. Собаки находятся на цепи, поэтому могут прыгать только 20-30 см вперёд, пытаясь схватить тех, кто находится рядом. Можно лаять, злиться, делать страшные глаза, высовывать язык. Для того, чтобы пройти в «гости к доброй бабушке и отнести ей горячий пирожок», нужно пройти все дворы со злыми собаками. Первым проходит испытание взрослый, он выжидает подходящего момента, когда собаки не так агрессивны и осторожно проходит вдоль дворов с собаками. В конце пути он гордо произносит: «Бабушка, вот тебе пирожок, поправляйся!». И возвращается обратно. Теперь повторить поход к бабушке предлагается другим участникам игры. «Шалтай-болтай» Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. Шалтай-Болтай Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз". «Кочки» Целью игры является преодоление страх глубины и страха всех неприятных обитателей болота. Нужно пройти болото, невзирая на опасности. Перед началом игры выясняется, кто и когда падал, сколько раз и куда. В качестве кочек служат детские стульчики, выстроенные более-менее хаотично, но так, чтобы ребёнок смог перешагивать с «кочки на кочку». Нельзя ползти и трогать руками спинки стульев. Сложность передвижения связана с риском упасть, провалиться, утонуть в болоте. Но как раз это и является целью игры – самостоятельно без помощи пройти болото от начала до конца. При этом по всему маршруту прохождения ребёнка выстраиваются «обитатели» - кто с лягушкой, кто со змеёй, кто с бубном, обручем, ленточками. Им нельзя касаться руками проходящего по болоту. Можно только прыгать, пугать проходящего. В конце пути нужно обязательно похвалить ребёнка за смелость и мужество. «Винт» Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. «Пятнашки» Цель: снятие страха внезапного воздействия и физического наказания. Необходимо определить границы пространства, где можно бегать и пятнать друг друга. Водящий постоянно меняет направление движения. Пятнать можно только по одному месту. Бегать нужно шумно, кричать и возмущаться. Расставленные «препятствия» нельзя задевать, через «красный колодец» прыгать нельзя. «Гусеница» Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Зайки и слоники» Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. А что делают зайки, если видят волка?.. Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. «Проникновение в круг» Цель игры:преодоление страха замкнутого пространства, угроз, запретов и наказаний. Правила игры: взявшиеся за руки участники игры образуют круг. Между ними расстояние в один метр, чтобы в круг мог проникнуть как ребёнок, так и взрослый. Глаза у всех играющих должны быть закрыты. Произносят слова: «Никто не войдёт в наше царство. Охрана встаёт рано. Только попробуйте проникнуть – ни за что не получится. Мы всё знаем, мы всё слышим и не пустим в наше царство ни плохих, ни хороших мальчиков и девочек. Будем стоять как надо: если что придавим, раздавим, ни за что не впустим»Участник игры, желающий проникнуть в центр круга, старается незаметно в него пробраться. Попыток может быть несколько. «Волшебное путешествие». P/S Желаю вам приятного общения с вашим любимым ребенком! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|