|
Как повзрослеть? Пример работы с рисунком.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
Главное качество, которым обладает ВЗРОСЛЫЙ человек – это ответственность за свою жизнь. Взрослость не зависит от возраста, можно быть седовласым ребенком или повзрослеть еще в детстве. ВЗРОСЛЫЙ человек осознает свои желания, управляет своими чувствами и поступками, принимает решения. Начинается взросление с возможности увидеть свою жизнь такой, какая она есть. Сначала необходимо осознать реальность, а затем принять решение – оставить все по - прежнему или начать изменения. Рисунок – один из мягких и безопасных способов работы с клиентом. Он дает возможность создать метафору себя и своего окружения и подойти к решению проблемы не привычным рациональным путем, а путем контакта с бессознательным. Одно из достоинств рисунка – то, что метафора, выраженная на листе, наглядная, в отличии от словесного описания, где иногда психолог видит одно, клиент – совсем другое. Один из примеров работы с рисунком я предлагаю вашему вниманию. .Дашеньке двадцать два года и через месяц она выходит замуж. Но, выглядит она как девочка – подросток: длинные руки и ноги, угловатые движения, наивный взгляд больших глаз из – под пушистых ресниц. На первой встрече она так и представилась: «Дашенька». Именно такой вариант имени ей очень подходит. Дашенька – милая послушная девочка, исполнительная, со всем соглашающаяся сотрудница, заботливая дочка. У Дашеньки проблемы в общении: «Мне кажется, что никто меня не понимает. Очень хочу разобраться, что я делаю «не так». Предлагаю девушке нарисовать в виде ассоциаций себя и тех людей, с которыми ее связывают эмоциональные отношения. Это могут быть члены семьи, друзья, коллеги и другие люди. Подробно эта техника описана в статье Ты все поймешь, ты все увидишь сам. Арт-терапевтическая техника. Получился следующий рисунок. Дашеньку на рисунке почти не видно. Она – маленькая елочка, затерявшаяся среди множества других фигур. Да и другие фигуры едва видны, рисунок выполнен карандашами, нажим слабый. Елочке кажется, что она является убежищем для зайчика – мамы, но, по рисунку явно видно, что зайчик не уместится под такую маленькую елочку. Сестра – кошечка. - Я вижу, что у мамы и сестры – зайчика и кошечки нарисованы только головы. - Я считаю, что голова – это самое главное. Она – для того, чтобы думать. - А тело для чего? - Чтобы чувствовать. - Головы мамы и сестры, без тела, о чем это для тебя? - Наверное, о том, что они никогда не проявляют чувств, да и я тоже. - Папа – маленький красный треугольник, елочка как будто состоит из трех подобных треугольников. Что общего между тобой и папой? - Папа – весь угловатый, противоречивый, и я такая же, только в тройном размере. - Как проявляется в жизни разница в цвете между тобой и папой? - Папа – красный, как и его мама – звездочка, они часто злятся, а я зеленая – спокойная. Страшно маленькой елочке. И гусеница – коллега может ее «слопать» и молоток – начальник сломать. Еще и казус такой обнаружился – будущего мужа Дашеньки на рисунке нет. Забыла она его нарисовать. Вот такая случайность произошла. В психологии давно известно, то, что человек забывает – это то, что он НЕ ХОЧЕТ ПОМНИТЬ, а хочет – забыть, по причинам, которые известны только ему. Дашенька не знала об этих особенностях психики, однако, ОЧЕНЬ смутилась, обнаружив свою ошибку, и тут же нарисовала молодого человека в виде сердца. - Зачем елочке сердце, еще и неизвестно кому принадлежащее? - Не знаю. Чтобы было. - Зачем ты выходишь замуж? - Не знаю, все: «туда стремятся». - Зачем: «все туда стремятся?». - Чтобы чувствовать себя любимыми, кому – то нужными. - «Сердце» любит елочку? - Да, но ей, если честно, от этого: «ни холодно, ни жарко» - Что на самом деле хочет елочка? - Чтобы зверюшки вокруг бегали, могли спрятаться под елочку. Цветочки росли. Другие деревья. Чтобы ее могли наряжать на Новый Год и водить вокруг нее хоровод. Она хочет чувствовать себя по – настоящему нужной. - Что она может для этого сделать? - Цветочки уже растут, это подружки, дерево есть - дедушка. Для того, чтобы вокруг бегали звери, могли спрятаться под елочку, ей нужно вырасти. - Как это сделать? - Все, что нужно, у нее уже есть. Солнце – подруга дает свет и тепло, другая подруга - облако дает прохладу, а иногда и дождик. Дашенька увеличивает размер елки. - Как сейчас чувствует себя елочка? - Хорошо, сейчас мне захотелось добавить елочке земли, основания. Дашенька рисует землю под елкой. - Сейчас ей не страшна гусеница, елочка большая, в ней много сил, и корни елочки идут глубоко в землю. И молоток ей не страшен. Не под силу сейчас молотку справиться с елкой, да он и не захочет. У молотка есть более важные дела. - Что поняла про себя, Дашенька? - Самое главное – к свадьбе я пока не готова. В моей жизни слишком много людей, общение с которыми на самом деле мне совершенно не нужно, например, подруги, которых я нарисовала в виде ключа, веточки, круга, квадрата, прямоугольника. Я все время ощущала себя маленькой, боялась вырасти, а оказывается, увеличиваться, чувствовать свою значимость очень приятно. Приятно ощущать почву под ногами. Тогда и отношения с окружающими строятся совершенно иначе. Спасибо! Другие статьи о работе с рисунком: Когда молчит рот, говорит тело. Нарисуй отношения с мужем. Размер имеет значение. Идеальный муж – какой он? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|