О феномене «чайлдфри»...

 

 

О феномене «чайлдфри»...

Мне бы хотелось уйти от оценочных суждений данного явления и заглянуть глубже…что  же стоит за этим явлением, каковы глубинные психологические источники феномена «чайлдфри»?

Доводы, людей, которые добровольно отказались от рождения детей, звучат  убедительно (перенаселенность, невозможность дать ребенку самое лучшее, необходимость делать карьеру,  необходимость заботиться о престарелых или больных членах семьи и др.), однако  это лишь рационализация (объяснительный защитный механизм), а сама  причина лежит гораздо глубже…и часто этими людьми не осознается. Не осознается источник данного выбора – никогда не иметь детей.

В каждом возрастом периоде существуют свои задачи развития (подробнее об этом можно посмотреть у Э.Эриксона). Постепенно ребенок взрослеет и  на определенном этапе (в период ранней взрослости) созревает для создания семьи и рождения детей. Ребенок, выросший в любви и добром  отношении к нему,  усваивает: « Я есть  - и это хорошо! Я любим!  У меня многое получается!» и  с удовольствием передает это ощущение жизни своим детям – «Жить – это здорово!». Показатель  психического здоровья - это готовность принимать новый возраст и возлагаемые на него природой особенности. Когда, например, взрослый дяденька лет так 45 начинает вести себя как 15-летний юноша…мы понимаем  «с ним что-то не так». И действительно, не все успешно справляются с данными задачи и могут эмоционально застревать на каком-то этапе развития. Биологическое тело стареет, а эмоционально человек остается застрявшим в определенном возрасте. Чаще это люди с очень тяжелым детством: жертвы родительского насилия (психологического и физического), инцеста, жестокости, воспитанники детских домов и домов ребенка. Понятно, что все, что касается детства, вызывает у них крайне тяжелые переживания, полностью подавить которые невозможно. Что-то происходит в детстве или в период взросления, когда маленький человечек понимает….больше не хочу, чтобы такое повторилось…..и становясь взрослым, он избегает столкновения со своими прошлыми переживаниями…избегает возвращения в прошлое...пусть даже в другой роли…пусть даже в позиции взрослого.  За отставанием от своего возраста всегда лежит глубокая травма (психологи и психотерапевты называют ее детской травмой).  Эта  детская травма  создает высокую тревожность при попадании в пару родитель-ребенок, связанную с вытесненными детскими воспоминаниями.  Дети, в отличие от взрослых, обладают уникальной способностью тонко чувствовать то, что взрослый даже не решается сказать. Ведь если мама и папа обращаются и относятся ко мне плохо – значит, я действительно плохой и заслуживаю наказания и плохого отношения к себе. Из какой же позиции родительского отношения могут в будущем возникнуть приверженцы движения «свободных от детей»? Кроме того, собственный неблагополучный детский сценарий может формировать у взрослого человека особое иронично-саркастичное отношение к детям вообще. Отсюда и стойкое нежелание «заводить ЭТО».

Подтверждение высказанной мысли можно найти у последователей психоаналитического подхода. Известный английский психоаналитик Динора Пайнз отмечает: «Беременность, особенно первая, - кризисная точка в поиске своей женской идентичности, ибо эта точка, из которой нет возврата независимо от того, рождается ли ребенок в должный срок, случается выкидыш или делают аборт. Беременность подразумевает конец существованию женщины как независимого отдельного существа и начало непременных и бесповоротных отношений мать-дитя»… Первая беременность  - это опыт переживания глубокой биологической идентификации со своей матерью, что может актуализировать амбивалетные чувства. Для молодой женщины, чья мать была «достаточно хороша» - это будет приятный период развития. Для той, у кого доминируют в прошлом негативные чувства к матери, неизбежен выход неразрешенных конфликтов, против которых до сей поры существовала защита. Работать с детскими травматическими переживаниями  психотерапевтически - долго, дорого и больно, да и не всем это приходит в голову. Потому легче обвинить во всех неудобствах детей, нарисовать отвратительную картинку материнства и мечтать о мире без детей, без тех, чьи глазенки напоминают о  собственном детском  тяжелом опыте.

В современной психологии и педагогике существует целое направление, именуемое осознанным (сознательным) родительством, которое занимается разработкой успешной модели взаимоотношений между родителями и ребенком еще задолго до рождения малыша. Данное направление придает огромное значение периоду внутриутробного развития, процессу родов и первому году жизни. Идеал общественного движения «сознательное родительство» - ребенок здоровый в физическом и психическом отношении, живущий в гармонии с собою и людьми. Мы  сами совместно с мужем прошли Школу материнства и отцовства и отстояли возможность партнерских родов. Поверьте, психологическая готовность быть родителем появляется не сразу, это постепенный процесс созревания. И возможно, если уделять внимание в обучении и воспитании подрастающего поколения вопросу  - каково в этом мире быть мужчиной и каково в этом мире быть женщиной – то людей, решивших никогда не иметь детей станет меньше…И в конце концов — рождение ребенка это ответственное, взвешенное и взрослое решение уверенного в себе здорового человека. Не готовы они иметь детей — ну и не надо…. Давайте оставим право сделать этот выбор каждому человеку самостоятельно — по его силам, задачам и возможностям.

 



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Не хочу иметь детей!" или Чайлдфри в нашем мире
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Феномен чайлдфри или почему люди не хотят иметь детей
  • Чайлдфри. Психология нежелания иметь детей
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Ваш ребенок кривляется...Навязчивые движения и тики у детей
  • Как понять, когда тебе можно иметь детей?
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Психокоррекция эмоционально познавательного развития детей с ЗПР
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Нежелание иметь детей
  • Не хочу иметь детей! Свобода выбора или подвох?
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Задержка психического развития у детей
  • Бесплодие: 1000 причин, чтобы принять неосознанное решение не иметь детей
  • Богатый ребенок. Как книги делают детей богатыми
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что скрывается за отказом мужчины иметь детей и как можно изменить ситуацию. (практика) Часть 2.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Воспитание детей. Мой ребенок - что хочу, то и делаю!
  • Я не хочу иметь детей
  • Не хочу иметь детей
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь