Феномен чайлдфри или почему люди не хотят иметь детей

Мне довольно близка эта тема в силу желания разобраться в такой значимой для социума теме и отсутствия интересных материалов в широком информационном поле, а также в силу переживания собственной нормальной амбивалентности чувств по отношению к своей дочери. (Около двух лет дети учатся тому, что от одного и того же человека к ним могут быть направлены совершенно различные эмоции по силе и модальности.)

Сам термин «чайлдфри» говорит о некой позитивной коннотации этого понятия: «свобода от детей» предполагает наличие множества выгод от данной позиции. Это звучало бы по-другому, если бы формулировалось как «фобия рождения собственных детей».

В современном обществе присутствуют сильные незримые противоречия: с одной стороны ребёнка не принято сильно фрустрировать, обращаться с ним иногда жестко, а с другой – важно, чтобы он довольно быстро социализировался, научился себя хорошо вести, а это, в свою очередь, невозможно без жестких границ со стороны взрослых (Л. Петрановская).

Теперь нет строгих догматических законов из прошлого, нет экономической необходимости в новых рабочих руках для сельского хозяйства, нет нужды безропотно подчиняться традиции. Есть множество всем понятныз обременений, ассоциативно связанных с уходом за детьми, но иногда преверженцам чайлдфри совершенно непонятно зачем нужен ребёнок, то есть продолжать свой род не хочется в силу многих психологических причин.

Не хочется быть оценочным, поэтому можно заявить как исследователь и наблюдатель, что логика этого движения небезосновательна. Можно обобщить некие мысли о причинах в её пользу:

дети требуют действительно много внимания и сил по обеспечению ухода за ними, они в какой-либо форме (эмоциональной, поведенческой, психосоматической и т.д.) довольно явно проявляют свой протест против их неудовлетворённости ;
подрастая, дети и отношения с ними могут провоцировать у их родителей травмы и конфликты, незаметные ранее бессознательные конфликты. Какой-то этап развития ребенка (обычно, кризисный) поднимает со дна психики родителя ту неосознаваемую боль детства, которую защитные механизмы личности и современной развитой культуры старательно упаковывали до сих пор довольно-таки успешно, а теперь от этого никуда не денешься;
уход за ребёнком и постоянное времяпровождение с ним предполагает эмпатию, то есть необходимость понимать примитивный язык ребенка, мыслить с ним на одном уровне, играть и проч. Долгое время (несколько лет) заниматься воспитанием ребёнка одному или двум людям грозит угасанием когнитивных функций, упрощением мышления – многие матери знают, как тяжело после декрета встроиться в рабочий ритм;
обеспечить высокий уровень психологического, интеллектуального и социального развития экономически тяжело, но это, как мне кажется (и как показывают примеры многодетных семей и высокой рождаемости в бедных странах), это не самая главная причина.

Таким образом, мне представляется вполне логичным ситуация, когда развитый цивилизованный человек не стремится к рождению детей или большому количеству детей в его семье, делая упор на «качество», а не на «количество»: он в гораздо большей степени осознаёт те проблемы и вызовы, которые сулит воспитание ребёнка, зачастую себя неготовым (в невротических случах, даже «негодным») к воспитанию детей. Он понимает, что ему придётся тратить множество энергии и отказаться от неготорых благ, он может чувствовать, что у него не хватит психологической стойкости к стоическому принятию кризисов детства, да и, в конце концов, он может проявлять протест к собственным родителям (скрытая агрессия), они же «социальные стереотипы», требующим от него внуков.

По моим наблюдениям, для женщин более важно чувство безопасности (в разных проявлениях), чтобы решиться на пополнение семьи, для мужчины – уверенность в собственной силе (потенциальности).

Может показаться, что я рассматриваю проблему несколько однобоко и сгущаю краски, не говоря о несомненных плюсах и биологической естественности рождения и воспитания детей, но это тема уже для других статей. Мной сознательно сделан упор на предоставление права кому-либо решать самостоятельно такие важные вопросы, как психологу, мне не раз приходилось видеть психологические причины, описанные выше.

Здесь мне важно было рассказать о том, почему столь естественный процесс вдруг стал сложным и таким нежелательным для некоторых людей.

Что ж, хочется закончить на позитивной волне и предложить ряд рекомендаций в соответствии с вышеназванными причинами отказа от рождения детей:

    Знание возрастной психологии: важно знать наперед, что нас ждёт на нелегком пути родительства, а в случае чего – обращаться за помощью, в том числе и к специалистам.
    Прохождение личной психотерапии родителем (желательно, до рождения ребенка) Как пишут в интернет-шутках: главная опасность для неокрепшей детской психики – неокрепшая взрослая. Непроработанный нарциссизм родителя, который проявляется в завешенных требованиях к себе и супругу как к будущему родителю часто становится не менее мощным препятствием к пополнению семьи, нежели нарушения супружеских отношений.
    Поддержка и разделение обязанностей по уходу за ребенком с другими родственниками, для чего нужны достаточно хорошие отношения с ними.
    Выяснение реальных экономических потребностей: не всегда всё так ужасно, не обязательно ребёнка снабжать элитными продуктами и водить сразу на 3-4 секции (см. пункт 2 про нарциссизм).


Просмотров: 421
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Что важно сделать для наших детей?
  • Профнавигатор для детей 9-14 лет. Кружки и секции для ребенка. Представляем реальный профиль
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Как же это важно… чувствовать себя важной рядом с ним
  • Что может сделать психотерапия для детей с аутистическим спектром?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как распознать в мужчине "подходящего" кандидата для семейной жизни и рождения детей?
  • Почему важно учить себя довольно мыслить?
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • О вреде гаджетов для детей или Почему они хотят стать блогерами?
  • Как можно кричать на детей? Советы и размышления для взрослых
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Патологические привычки детей. Что важно знать родителям.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Стыд:Что это? Зачем он? Как с ним быть?
  • Сказка для взрослых. О том, как важно быть, а не казаться.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь