|
Смысл созидания как способ преодоления дистрессаАвтор статьи: Милова Юлия Владимировна
Дистресс – последняя фаза в развитии стресса как приспособительной реакции организма на угрозу жизненно важным потребностям, характеризующаяся перенапряжением и истощением защитных систем организма, ведущим к нарушению его функционирования. Исследования показывают, что стресс не приводит к заболеваниям, если он является механизмом реализации альтруистических ценностей. В этом случае он способствует укреплению иммунной системы, преодолению уже имеющихся и предотвращению новых болезней. В случае реализации эгоистических ценностей дистресс становится основой для развития психосоматических расстройств. Дистресс не возникает даже при физических лишениях и страданиях, если человек осуществляет выбор в пользу мотивов отдачи, отдает предпочтение общественным ценностям в противовес эгоцентрическим интересам [1; 3; 4; 5; 6]. Мотивы отдачи – мотивы, служащие развитию индивида, направляющие его конструктивную деятельность (преобразование мира для блага общества, служение другим людям и любовь к ним). Мотивы отдачи включают: мотивы принадлежности и любви, самоуважения, уважения, познания, эстетические, справедливости и самоактуализации. Доминирующие мотивы отдачи и их удовлетворение порождают смысл созидания. Смысл созидания – это смысл для других, осуществляемый в творческом трудовом вкладе в жизнь общества, в служении общему делу и любви. Он означает направленность на других, самоотдачу, любовь и заботу о других людях, в том числе чужих, выход за пределы личного блага и сосредоточенности на себе, отношение к людям как к цели, а не к средству. Также включает улучшение жизни других и содействие развитию другого человека – желание, чтобы он стал лучше, без нарушения его потребностей и прав, помощь в познании себя и своего предназначения. Смыслу созидания противостоит смысл потребления – отношение к себе и другим как к вещам, использование других как средства достижения своих целей, неспособность к самоотдаче и любви, забота только о самом себе. Смысл потребления имеет разрушительные последствия и тождественен отказу от жизни. Преодоление дистресса становится невозможным, если человек в своей деятельности не руководствуется мотивами отдачи, и она не имеет для него созидательного смысла [3; 4; 5; 8; 9; 10]. Утрата человеком смысла жизни, ощущение ее пустоты, нереализованность им своего потенциала усиливает страх смерти. Дистресс, порожденный страхом смерти, преодолевается созидательной деятельностью человека на общее благо: созданием бессмертных произведений, рождением и воспитанием детей, служением правому делу, выполнением своего долга, спасением других людей, защитой убеждений и т.д. [2; 7; 10]. Поэтому в качестве способа преодоления дистресса мы предлагаем придание своей жизни созидательного смысла. Этому будет способствовать приравнивание интересов других людей к своим собственным; отыскание такой деятельности, которая удовлетворяет не только материальные потребности, но будет направлена также на достижение мотивов отдачи так, чтобы мотивы отдачи были на первом месте в качестве ведущих. Необходимо сделать эту деятельность доминирующей среди других видов деятельности, вместо того, чтобы позволить ей существовать на втором плане в качестве дополнительной. По возможности эта деятельность должна стать профессиональной. Следует осмыслить свою деятельность как направленную не только на свое благо, но и на благо других, задав и ответив себе на вопросы «Для чего я это делаю, зачем это нужно другим людям, какую это принесет им пользу, что от этого получит отдельная группа людей или общество в целом? Какой смысл в моей работе, труде?». Эти вопросы направлены на осознание мотивов своего труда: я работаю только, чтобы получать деньги или еще для чего-то? Задача обнаружения смысла созидания также может быть решена в ходе разработанного нами тренинга личностного развития. В качестве примера приведем некоторые упражнения. Упражнение «Поиск созидательного смысла» Цель – научиться придавать созидательный смысл своей деятельности и жизни. Работа в группе: • Найдите созидательный смысл, общественное значение своей профессиональной деятельности. Чем важна ваша деятельность? Какую и кому она приносит пользу? Для чего и кому она нужна? В чем ваша значимость, нужность и полезность для людей и общества? Кто и в чем не сможет без вас и вашей работы обойтись? Опишите смысл своей деятельности как можно более подробно, если вы нашли несколько смыслов, опишите каждый из них. Возможно, ваша нынешняя профессиональная деятельность вас совершенно не удовлетворяет – имеется в виду не материальная неудовлетворенность, а несоответствие деятельности вашим склонностям. Какие положительные стороны вы можете найти в своей нынешней работе? Какая работа соответствует вашим способностям? Какую деятельность вы бы хотели осуществлять, так чтобы она имела созидательный смысл? Что вы можете предпринять для того, чтобы начать ею заниматься? В чем заключаются ваши склонности? Как их найти? Что вам нравится делать, от чего вы получаете удовлетворение? Чем вам хотелось бы заниматься? К чему вы испытываете интерес? Без каких занятий вы скучаете? Процесс какой деятельности, а не только ее цели, вас привлекает? Опишите. В каких непрофессиональных дополнительных видах деятельности вы видите созидательный смысл? Какими из них вы уже занимаетесь? Какими из них вы хотели бы заниматься? Что с их помощью вы делаете для других, не только знакомых вам людей? Опишите. Возможно, вас не удовлетворяют отношения с людьми. Что именно мешает вам любить другого человека? Что вы делаете для других людей? Как вы можете заботиться о них? Что вы можете предпринять для того, чтобы сосредоточить свое внимание больше на других, чем на себе? В чем созидательный смысл ваших отношений с людьми? • Представьте себе, что вы получили огромное наследство или нашли чемодан с деньгами, которых вам хватит на всю оставшуюся жизнь (сумму каждый может вообразить такую, какую захочет). Что вы сделаете с ними, на что потратите? Чем вы теперь займетесь, что будете делать? Чему посвятите свое время и свою жизнь? Будете ли вы работать и для чего? Что хорошего и полезного вы сделаете на эти деньги для других людей? Какие ваши потребности будут удовлетворять выбранные вами виды деятельности? • Определите свой психологический возраст. Для этого сначала решите, сколько лет вы собираетесь прожить. Затем ответьте себе на вопрос: какую часть из того, что вы намереваетесь сделать в жизни, вы уже реализовали? Выразите свой ответ в процентах. Теперь составьте пропорцию, в которой за 100% примите количество лет, которые вы собираетесь прожить. Решив пропорцию, вы узнаете, сколько вы уже прожили не биологически как организм, а психологически как личность. Например, вы предполагаете прожить 80 лет и считаете, что уже исполнили 50% из того, что рассчитывали совершить. В этом случае ваш психологический возраст равен 40 годам, независимо от того, сколько лет вы прожили на самом деле. Если ваш психологический возраст превысил паспортный, это означает, что большая часть ваших жизненных планов уже осуществлена, и вы рискуете столкнуться с экзистенциальным вакуумом. Чтобы предотвратить его, решите, какие новые цели вы можете поставить перед собой, какие планы вы сможете реализовать. Независимо от того, каков ваш психологический возраст, опишите, чему вы планируете посвятить оставшиеся вам годы жизни, и какое это будет иметь значение для других людей. Что именно и как вы будете делать для других? Каким содержанием заполните вы свою жизнь, чтобы чувствовать свою незаменимость, необходимость и ценность? Упражнение «Макабр» Цель – раскрыть смысл жизни. Реквизит: маска смерти. Вступление. Макабр – танец смерти – распространенный сюжет средневековой западноевропейской культуры. Смерть выступает как охотник за живыми, как судья, карающий за злые дела и воздающий за добрые. Перед ней все равны, независимо от возраста, пола, общественного и экономического положения, рода занятий. Но, в противоположность средневековому образу пляски смерти, утверждающему тщетность усилий и стремлений в силу неизбежности кончины, упражнение подчеркивает конструктивную сторону жизни – ее содержательную наполненность, невзирая на неминуемость смерти. • Ролевая игра. Ход игры: Кто-либо из участников тренинга играет роль Смерти, которая пришла за остальными. Чтобы усилить ощущения и переживания членов группы, можно воспользоваться масками смерти. Инструкция членам группы. Представьте, что вы сейчас умрете. Мысленно воспроизведите всю свою жизнь от самого ее начала до последнего момента. Вспомните важнейшие и не слишком значимые события вашей жизни. Роль Смерти. Она предлагает участникам перед своей кончиной: * рассказать перед всеми присутствующими о том, что они успели сделать хорошего и полезного, каким творческим трудом они были заняты; * «покаяться» в том, что они не успели сделать в своей жизни, поведать о том, что они еще могли бы, и им хотелось бы совершить, на что они были бы способны, но теперь уже не успеют. После того, как все участники выскажутся, Смерть делает для каждого из них выбор: уведет ли она его за собой в могилу или оставит пока жить. Смерть может согласиться не забирать с собой того или иного участника, если посчитает, что ему еще много нужного, созидательного предстоит сделать – если, конечно, это прозвучит от него самого и он действительно способен это сделать. Тогда Смерть его отпускает (пока). Остальных участников Смерть уводит. • Психодрама. Один из участников играет роль Смерти, другой – традиционных персонажей пляски смерти: короля, нищего, монаха, преступника, ребенка, старика, мужчину, женщину. Представляя себя в роли этих персонажей, второй участник пересаживается с одного стула на другой и ведет диалог со Смертью от имени этого лица. Пересаживаясь с одного стула на другой, второй участник «отчитывается» перед Смертью о прожитой им жизни, выступая от имени: а) «монаха» – о том, что он сделал в жизни доброго; б) «преступника» – о том, что сделал в жизни плохого; в) «ребенка» – о том, чему он радовался в жизни; г) «старика» – о том, что его огорчало, от чего он печалился, от чего скучал; д) «короля» – о том, в чем он притеснял других людей, как он проявлял свою власть; е) «нищего» – о том, как подчинялся и позволял подавлять себя сам; ж) «мужчину» – о том, какие мужские качества проявлял, что создал в жизни; з) «женщину» – о том, какие женские качества проявлял, за что старое и отжившее цеплялся. Смерть выносит свой вердикт – забирает ли она этого участника с собой или пока оставляет. Возможность побывать в роли уводимых Смертью предоставляется всем желающим. Список источников 1. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. 2. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. СПб.: Алетейя, 1999. 3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 5. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М.: РЭНАР, 1992. 6. Тарабрина Н.В., Соколова Е.Д., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Посттравматическое стрессовое расстройство // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М., 2002. 7. Фейфел Г. Смерть – релевантная переменная в психологии // Экзистенциальная психология / Под ред. Р. Мэя. М.: Апрель-Пресс, 2001. 8. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 9. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. 10. Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|