Развивающий диалог: у ребенка нет готовых программ, но это не основание лишать его уважения

Воспитание детей до 3 лет

 Развивающий диалог: у 2-х летнего ребенка  нет готовых программ, но это не основание с точки зрения диалога лишать его вообще любых  лишать его субъектности, уважения

Развивающий диалог у ребенка нет готовых программ но это не основание лишать его уважения

 

 Фрагмент беседы с психологом, кандидатом психологических наук Александром Викуловым

  

  Юлия:

В прошлый раз было обозначено несколько направлений, которые можно было бы развивать в плане отношений Родитель-Ребенок, с какого возраста происходят нарушения в развитии ребенка, уже понятно, что это может происходить до рождения ребенка.

 

  Александр:

Т.е. фигура их здорового развития, возможных нарушений.

 

  Юлия:

Да. И причины нарушений. Мне было бы интересно описать то, каким образом можно вносить коррективы в изменение отношений, как это делать в ходе консультирования, как можно было бы организовать консультирование родителей, чтобы они работали над собой в этом направлении как можно раньше.

 

   Александр:

Тогда тема: как можно вносить коррективы в поведение родителей заранее, профилактировать возможные нарушения в поведении в отношении с ребенком.

 

  Юлия:

Как родители приходят на консультацию? Первое, что они говорят: «Ребенок не слушается». Как правило, визит к психологу происходит оттого, что, если ребенок ходит в сад или в школу, то родители начинают получать негативную обратную связь от воспитателей и учителей по поводу поведения их ребенка. И у меня возникает такое ощущение, что если бы не эти замечания, то они бы и не пошли к специалисту. При этом родители, пытаясь исправить ситуацию, усиливают эту негативную обратную связь у себя дома и пытаются привлечь к этому процессу психолога с тем, чтобы он порекомендовал действенные меры по устранению нежелательного поведения ребенка. «Сделайте что-нибудь с ним». Какие есть стереотипы у родителей? Воздействие осуществляется через запреты, контроль, наказания.

 

  Александр:

При чем, да: именно с ним, а со мной ничего делать не надо, у меня в все в порядке. Звучит вполне вероятный запрос: «Ребенок не слушается, как и что делать». Давайте поразмыслим над этой темой. Может не в плане конкретной консультации, потому что там надо собирать информацию.

   Ведь ребенок не слушается: он может и родителей не слушать. Вообще надо исследовать, что такое «не слушается».

   Юлия:

У меня есть гипотеза, которая подтверждается: не слушается, значит – не подчиняется, не выполняет то, что я говорю, не делает то, что я от него хочу, ожидаю. Делает то, что не совпадает с моими ожиданиями.

   Александр:

Здесь звучит тема власти: он не признает власть, авторитет взрослого. Ведь здесь мы с чем сталкиваемся: если смотреть с точки зрения расстановок, то должен быть порядок в отношениях. В славянской терминологии – должна быть «покора перед родителями». Как в Библии: «Чти отца и мать своих». Это является важной частью врастания в общество, социализации, и ребенок, у которого нет покоры, авторитета, у него есть риски быть преступником, нарушать любые нормы. В этом смысле есть родители, которые делают уклон в сторону отсутствия каких-либо ограничений: «Пусть делает, что хочет». Из серии экономики: «Рынок все отрегулирует».

   Юлия:

Возникает вопрос, как это соотносится с философией диалога где ключевым моментом являются равноправные отношения? Покора и равноправные отношения – это противоречащие понятия.

 Александр:

Ну да. Ведь почему нужна эта покора, порядок, может не все время, а пока человек развивается. Ведь у ребенка нет адекватных программ понимания жизненных опасностей, у него нет готовых программ, и в этом смысле он не может быть абсолютно равноправным партнером. Но это не основание с точки зрения диалога лишать его вообще любых прав, лишать его субъектности, уважения и т.п. Сейчас мы можем выйти на интересные противоречия.

 Сразу у меня возникает вопрос в голове, что для меня не очень ясно описан диалог cребенком. Там есть белые пятна, не все понятно.

 

  Юлия:

В прошлый раз вы использовали термин «договорное насилие». И сама фраза здесь тоже содержит противоречие.

 

Александр:

  Да, я приводил пример известной музыкальной семьи. «Ты получишь удовольствие, если ты будешь двигаться». И не совсем уже это тебе ненавистно. Но если у тебя есть способности, а я скажу, как это делается во многих западных странах: «Ну не делай. Будем ждать, когда созреешь». А он созрел в 25 лет и сказал: «А что же вы меня в три года за инструмент не посадили? У меня пальцы уже закостенели, а во мне сидит дар пианиста».

 

Юлия:

  Так к вопросу о противоречиях: в самой фразе: «договорное насилие» есть противоречия.

 

Александр:

  Да. Есть противоречия. Но слово «насилие» может быть взято в кавычки. Я бы слово «насилие» даже убрал. Хотя пусть останется. Ведь ребенок это не выбрал. Вот я – взрослый. Я смотрюсь в ребенка, и могу, конечно, ошибаться, но мне кажется, что здоровее развитее ребенка – такое-то. Мне кажется, что у него есть музыкальные способности, еще там какие-то…Я знаю, как это в обществе может у него развиваться, какие есть условия. И я, имею на него естественное влияние как взрослого на ребенка, без всякого насилия. Есть периоды в жизни, когда я являюсь для ребенка образцом поведения, и на основе подражания с него что-то снимается. И тогда это обучение может быть самое лучшее, когда мы ребенку можем давать такой увлекательный образец для подражания. И он как изучил язык, и много сложных паттернов поведения, так он сможет научиться чему угодно в любом возрасте.

 

Юлия:

 Тогда мы снова выходим на стереотипы родительского поведения: если у родителей есть такое поведение, при котором, что называется, и воспитывать ребенка не нужно, т.е. родители задают здоровую модель поведения, и ребенок ее перенимает. А если ее нет, если есть жесткие подавляющие стереотипы воспитания, то воспитывать нужно не ребенка, а родителя.

 



Просмотров: 613
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как не набрать лишний вес, или избавиться от него, если он уже есть?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Горести и радости небиологических родителей в ЛГБТ-семьях: есть ли для меня здесь место и какое оно?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • У него есть девушка, но он флиртует со мной. Что делать?
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь