Фразы родителя: вред или польза?

Автор статьи: Огнева Юлия

Ребенок очень восприимчив к способам и формам общения, которые используют его родители. Они впитываются ребенком, а также ложатся в основу и составляют субъективную норму общения.

То как родитель разговаривает с ребенком, стимулирует определенные паттерны в психике ребенка, а также превращается впоследствии в его внутренний голос и становится привычным форматом общения с самим собой.

И голос этот будет:

- либо обесценивающим, обвиняющим, ругающим, стыдящим;

- либо понимающим, объясняющим, терпеливым, поддерживающим и приободряющим.
Поэтому крайне важно следить за тем что и как родитель говорит своему ребёнку.

Ниже представлены картинки, на которых показаны 2 варианта фраз родителя в одной и той же ситуации.

Давайте разберем какой же вред причиняет фраза, расположенная слева.

Фразы родителя вред или польза
«Ты это неправильно делаешь. Дай мне». Такая фраза даёт посыл о том, что ребёнок не способен делать правильно, справиться сам, что он немощный и неумеха, у него ничего не получается. А справиться может только родитель. У ребёнка развивается неуверенность в собственных силах, немощность, страх что-то делать. Ребенок усваивает — «я не могу сделать нормально, у меня не получится».

Корректный вариант фразы в такой ситуации представлен справа. Услышав такую фразу, ребенок усваивает следующее -> Сделать это достаточно легко и просто, родитель мне поможет в этом, после чего я смогу делать это сам легко и быстро. Такая фраза является помогающей и поддерживающей, создает для ребенка зону роста и не ущемляет его способности, а наоборот научает новому. В будущем ребенок не будет бояться обратиться за помощью, т.к. получил опыт не обесценивания своих возможностей, а понимания и поддержки.

  

 «Перестань плакать» - посыл о том, что чувства ребёнка неудобны и не нравятся родителю. Их нужно убрать, они не желательны и раздражают родителя. Подобные фразы создают паттерн нежелательности собственных эмоций. В результате формируется привычка их подавлять. Подавленные эмоции скрыты от человека, соответственно, понимать их не получится. А значит ребенок отдаляется от понимания себя — это становится недоступным.

Полезный вариант фразы говорит ребенку о следующем. Его чувства нормальны, родитель их понимает и признает. Родитель тоже испытывал бы в такой ситуации чувство обиды и поэтому, возникает ощущение поддержки и общности. В психике ребенка фиксируется — «испытывать чувства нормально, меня могут поддержать и разделить их со мной, т.к. все тоже испытывают чувства».

  

«Потому что я так сказал» - даёт ребёнку посыл, что его мнение абсолютно не важно, что здесь распоряжается только родитель, причём без объяснения причин. А с мнением ребёнка никто считаться не будет. Если это происходит регулярно, у ребенка развивается привычка выполнять чужое указание и не прислушиваться к себе.

Фраза справа дает ребенку такой посыл - его желание еще поиграть понимают, поэтому ребенок чувствует себя понятым. Поэтому скорее всего с пониманием отнесется к условию о необходимости идти к бабушке. Когда потребности ребенка слышат и признают — это научает ребенка прислушиваться к своим, а также с вниманием относиться к потребностям и условиям других людей.


 «Не доешь кашу, останешься мелким и слабым». Эта фраза стимулирует чувство страха. Ребёнок будет есть из страха стать мелким и слабым. Возникает привычка есть, потому что надо, а не потому что хочется.

Полезная фраза справа дает ребенку понять преимущества и полезность каши. Ребенок таким образом стимулируется на достижения и развитие. При этом ребенка не заставляют есть, а он как бы выбирает сам, чтобы быть сильным и похожим на папу.

  

«Возьми, только успокойся» - другими словами говорит о том, что родитель не хочет иметь дело с чувствами ребёнка и объяснять ему их, а хочет, чтобы ребёнок побыстрее заткнулся. У ребёнка закрепляется манипулятивный паттерн - когда я эмоционирую, мне дают то что я прошу. При этом он не понимает своих эмоций, формируются истероидные черты характера.

Фраза справа напоминает ребенку о существующем правиле (здесь оно не обозначается), которое ребенок знает. Тем самым взывает к знанию ребенка и способности выполнить это правило. В такой фразе звучит спокойная уверенность в способности ребенка выполнить правило. При этом, чувства ребенка также принимаются во внимание, и ребенок чувствует себя понятым.

Данные фразы на первый взгляд могут показаться безобидными и даже полезными, но теперь мы видим, как они действуют на ребенка и к каким результатам могут привести. Избавиться от привычки говорить с ребенком такими фразами непросто. Но осознание их вреда может стимулировать значительные усилия на их корректировку, а также привлечение внимание за тем, что и как родитель говорит ребенку.

Узнаете себя? 



Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Родитель говорит - ребенок переводит
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Родитель, Маленький Ребенок и Детский Психолог вот такой вот Треугольник.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • О чем говорит фраза "Я за своего ребенка жизнь отдам!"?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Когда ребенка бьют «палкой», а родитель-«стесняшка»
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Родитель глазами ребенка
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Внутренний драматический треугольник: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Современный родитель: как уменьшить негативное влияние на ребенка от просмотра тв?
  • Мой ребенок. Мой родитель. Мой взрослый.
  • Родитель+Ребенок=Любовь
  • Ребенок, Родитель, Взрослый
  • Ребенок vs Родитель (Э.Берн)
  • Ребенок, родитель, взрослый.
  • Родитель, Ребенок или Взрослый?
  • Взрослый, родитель, ребенок
  • Родитель-нарцисс. Феномен нарциссического расширения и его влияние на формирование SELF ребенка.
  • Взаимопонимание «педагог-ребенок-родитель»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь