|
Фразы родителя: вред или польза?Автор статьи: Огнева Юлия
Ребенок очень восприимчив к способам и формам общения, которые используют его родители. Они впитываются ребенком, а также ложатся в основу и составляют субъективную норму общения. То как родитель разговаривает с ребенком, стимулирует определенные паттерны в психике ребенка, а также превращается впоследствии в его внутренний голос и становится привычным форматом общения с самим собой. И голос этот будет: - либо обесценивающим, обвиняющим, ругающим, стыдящим; - либо понимающим, объясняющим, терпеливым, поддерживающим и приободряющим. Давайте разберем какой же вред причиняет фраза, расположенная слева.
Корректный вариант фразы в такой ситуации представлен справа. Услышав такую фразу, ребенок усваивает следующее -> Сделать это достаточно легко и просто, родитель мне поможет в этом, после чего я смогу делать это сам легко и быстро. Такая фраза является помогающей и поддерживающей, создает для ребенка зону роста и не ущемляет его способности, а наоборот научает новому. В будущем ребенок не будет бояться обратиться за помощью, т.к. получил опыт не обесценивания своих возможностей, а понимания и поддержки.
«Перестань плакать» - посыл о том, что чувства ребёнка неудобны и не нравятся родителю. Их нужно убрать, они не желательны и раздражают родителя. Подобные фразы создают паттерн нежелательности собственных эмоций. В результате формируется привычка их подавлять. Подавленные эмоции скрыты от человека, соответственно, понимать их не получится. А значит ребенок отдаляется от понимания себя — это становится недоступным. Полезный вариант фразы говорит ребенку о следующем. Его чувства нормальны, родитель их понимает и признает. Родитель тоже испытывал бы в такой ситуации чувство обиды и поэтому, возникает ощущение поддержки и общности. В психике ребенка фиксируется — «испытывать чувства нормально, меня могут поддержать и разделить их со мной, т.к. все тоже испытывают чувства».
«Потому что я так сказал» - даёт ребёнку посыл, что его мнение абсолютно не важно, что здесь распоряжается только родитель, причём без объяснения причин. А с мнением ребёнка никто считаться не будет. Если это происходит регулярно, у ребенка развивается привычка выполнять чужое указание и не прислушиваться к себе. Фраза справа дает ребенку такой посыл - его желание еще поиграть понимают, поэтому ребенок чувствует себя понятым. Поэтому скорее всего с пониманием отнесется к условию о необходимости идти к бабушке. Когда потребности ребенка слышат и признают — это научает ребенка прислушиваться к своим, а также с вниманием относиться к потребностям и условиям других людей. «Не доешь кашу, останешься мелким и слабым». Эта фраза стимулирует чувство страха. Ребёнок будет есть из страха стать мелким и слабым. Возникает привычка есть, потому что надо, а не потому что хочется. Полезная фраза справа дает ребенку понять преимущества и полезность каши. Ребенок таким образом стимулируется на достижения и развитие. При этом ребенка не заставляют есть, а он как бы выбирает сам, чтобы быть сильным и похожим на папу.
«Возьми, только успокойся» - другими словами говорит о том, что родитель не хочет иметь дело с чувствами ребёнка и объяснять ему их, а хочет, чтобы ребёнок побыстрее заткнулся. У ребёнка закрепляется манипулятивный паттерн - когда я эмоционирую, мне дают то что я прошу. При этом он не понимает своих эмоций, формируются истероидные черты характера. Фраза справа напоминает ребенку о существующем правиле (здесь оно не обозначается), которое ребенок знает. Тем самым взывает к знанию ребенка и способности выполнить это правило. В такой фразе звучит спокойная уверенность в способности ребенка выполнить правило. При этом, чувства ребенка также принимаются во внимание, и ребенок чувствует себя понятым. Данные фразы на первый взгляд могут показаться безобидными и даже полезными, но теперь мы видим, как они действуют на ребенка и к каким результатам могут привести. Избавиться от привычки говорить с ребенком такими фразами непросто. Но осознание их вреда может стимулировать значительные усилия на их корректировку, а также привлечение внимание за тем, что и как родитель говорит ребенку. Узнаете себя? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|