Родитель говорит - ребенок переводит

Автор статьи: Савчук Олеся

 Для ребенка в общении с нами важно, какие сообщения он от нас получает.

 Родитель говорит  ребенок переводит

 

   Вот, например, что мать сообщает ребенку, когда говорит: «Ты не хочешь делать, как я говорю, не слушаешься меня, значит, ты меня не любишь» или «Ты кричишь, психуешь, ты делаешь мне это назло, потому что не любишь меня»? Она как бы косвенно говорит о том, что любовь условна, что настойчивость в своих желаниях, открытое проявление негативных эмоций отменяют любовь. Ребенок с большой степенью вероятности применит это послание к себе и начнет считывать мамино недовольство или мамины запреты, отказ идти у него на поводу как свидетельство ее нелюбви. Хотя, согласитесь, описанное поведение: проявление родительской воли, удовлетворение своих желаний, то, что мы можем разгневаться, никак не разрушают нашу любовь. Это совсем про другое.

    Или еще расхожая формулировка, которая по сей день присутствует в репертуаре взрослых, воспитывающих детей. «Хорошие дети так (здесь вставляйте любой пример поведения) себя не ведут». Здесь, на мой взгляд, подрываются основы самооценки. Оказывается, чтобы быть хорошим, ребенку нужно что-то специально делать или, как мы это подаем, не делать. То есть мы автоматически, в данной фразе, ему сообщаем, что это вообще-то под сомнением, что он хороший (а, значит, достойный любви, уважения и т.д.). И он сам начинает сомневаться в том, что он достоин, привыкает принимать себя только при наличии каких-то условий. Это очень осложняет жизнь во взрослом возрасте.

   А вот пример очень характерной ситуации, увиденной мной по дороге с работы. Ребенок младшего возраста, ходит еще неуверенно. Толкает перед собой коляску. Ее заносит в сторону пригорка. Малыш с коляской не справляется, шлепается на попу…после секундного раздумья закатывает истерику. К нему подбегает бабушка и с испуганной интонацией несколько раз повторяет фразу «Ну вот! Упала! А я тебе говорила! Кто теперь виноват!».
   Для ребенка: если мне сказали, что я упаду, то это со мной обязательно случится, неважно, что я по этому поводу думаю, верю ли в свои силы. И сверху груз вины, потому что обязательно должен быть кто-то виноват. А, если меня предупреждали, а я посмела попробовать и не справилась, то виновата, конечно, я.
   Заметьте, полезной информации в данном сообщении — ноль. Можно ли взять этот опыт в будущее, как продуктивный? Вряд ли. А ведь взрослый может научить ребенка любой, даже неприятный опыт брать как урок. Например, в данной ситуации для малыша было бы полезнее, если бы его сначала пожалели, с участием отнеслись к его переживаниям. А потом, в спокойном состоянии, объяснили, почему с ним такая неприятность приключилась. И что в следующий раз можно сделать, чтобы был другой результат.
 

  Я привела лишь несколько примеров высказываний, которым я сама была свидетельницей. Очевидно, их гораздо больше (и вы сами вспомните другие).
    В каждой нашей фразе и реакции для ребенка содержится информация о том, как устроен мир и о том, каков он в этом мире. Из этой информации постепенно складывается самоощущение взрослого человека. Оно может быть целостным и поддерживающим, а может быть, наоборот, критикующим и фрагментарным, например.
  Я уверена, если родитель будет постоянно отслеживать экологию своего взаимодействия с любимым чадом, он поможет формированию крепкой основы личности, на которую его ребенок сможет опираться всю жизнь.



Просмотров: 632
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Что делать, если ребенок не говорит?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога
  • Если ребенок не говорит
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Если Ваш ребенок плохо говорит
  • Если ребенок говорит непристойные словечки
  • Если ребенок не говорит волшебные слова
  • Если ребенок не говорит о своем страхе
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Зачем нужен психолог, если ребенок плохо говорит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь