Ловушки середины пути

Сколько раз мы сталкивались с незавершенностью в каком-либо деле: недочитанная книга, недоделанный ремонт, недостроенный дом, незаконченные курсы, недоученный язык, неоконченная терапия. Сколько раз начинали новое дело с энтузиазмом, все было хорошо, строили большие перспективные планы, но потом что-то начинало идти не так и мы забрасывали это. Возможно не так уж сразу и забрасывали, просто «откладывали до лучших времен».

Попробуем разобраться, что же нас может «выбить из колеи» на пути к цели. В качестве примера возьмем ситуацию, когда клиент бодро и решительно начинает терапию, но через несколько сеансов «перегорает» и теряет энтузиазм к дальнейшей работе.

Ловушка 1: Демистификация результата. Достаточно простая и очевидная причина. Результат, который в начале казался невероятным и в чем-то даже сказочным, теперь постепенно превращается в простую и понятную последовательность действий, которые нужно просто выполнить. Оказывается, что все это реально, нужно только начать действовать. К середине процесса рассеиваются последние иллюзии. Нет никакой мистики, тайны. Впереди еще много работы, обязательной работы. Сейчас уже нет сомнений, что эти действия приведут к желаемому эффекту. Результат у клиента уже почти в кармане, осталось совсем чуть-чуть сделать. Ценность такого результата снижается вместе с мотивацией к достижению.

Как избежать ловушки. Произвести демистификацию результата еще до вступления на путь его достижения. Необходимо понимать, что нет волшебных палочек, мгновенно исполняющих желания. Оплата за любой результат – это те действия, которые нужно будет совершить, причем самостоятельно.

Ловушка 2: Слишком хорошее начало. С самого начала все получается очень хорошо, процесс идет быстрее, чем планировалось. Большая часть результата достигнута практически сразу. Клиент доволен и начинает думать, что теперь он все понял и дальше вполне может справиться самостоятельно. Его мотивация довести результаты до победного конца снижается, клиент все больше начинает думать, что и того, что уже получено, достаточно.

Как избежать ловушки. Ничего плохого в быстрых результатах, конечно же, нет. Тем не менее, лучше сразу акцентировать внимание клиента на некоторых этапах терапии. Особенно это касается этапов, где происходит проработка внутреннего сопротивления.

Ловушка 3: Отказ от ответственности за результат. В определенный момент клиент почему-то начинает полагать, что больше не отвечает за результат. Он отдает руль управления кому-то еще, отказывается от контроля над процессом. Это выражается примерно так: «я сделал, все, что мог, а дальнейшее от меня не зависит, будь что будет». Если не вернуть ответственность клиенту, то процесс движения к цели может войти в затяжную фазу. Начинается период оправданий, общая суть которых в том, что виноваты какие-то внешние факторы в виде людей или событий.

Как избежать ловушки. Очень просто – вернуть руль управления процессом обратно клиенту. Здесь необходимо объяснить, что оправдания приниматься не будут до тех пор, пока клиент не осознает личную ответственность за процесс.

Ловушка 4: Непринятие реакции окружения на изменения. Здесь дело в том, что к середине процесса движения к результату клиент видит и ощущает изменения, которые с ним происходят. Проблема в том, что это видит и осознаете не только он, но и его окружение. Клиент совсем скоро замечает, что он сам становится источником изменений в мире вне его. Этих изменений он, возможно, и не предполагал ранее, но теперь они реально происходят с ним. В этом случае клиент может даже отказаться от дальнейшего движения к результату, не приняв того, как начинает меняться его окружение.

Как избежать ловушки. Объяснить, что окружение обязательно будет меняться в ответ на новые способы поведения и самоощущения клиента. Заранее обговорить возможные последствия на пути изменений, куда вступает клиент.

Ловушка 5: Скрытое внутреннее сопротивление. До того, как клиент встанет на путь изменений, нужно тщательно проанализировать его внутреннее сопротивление. Да, он очень хочет получить тот результат, за которым пришел. Однако, внутреннее сопротивление у клиента может возникнуть и совершенно неосознанно. Здесь вступает в дело мастерство психолога или психотерапевта. Необходимо уметь распознать нечто, что «слегка смущает» клиента на старте. Вполне очевидно, что это нечто превратится в серьезное сопротивление изменениям в середине пути.

Как избежать ловушки. Одним из способов поиска внутреннего сопротивления на старте будет проверка всех компонентов готовности к изменениям. Эти компоненты привязаны к звеньям цепочки «Человек-Поведение-Результат».

Результат должен быть желателен и полезен для клиента. Еще Результат должен быть в принципе достижимым и улучшающим жизнь клиента с точки зрения позитивных последствий.

Поведение или те действия, которые нужно будет проделать для достижения Результата, должны нормально восприниматься клиентом. Клиент также должен быть уверен, что выполнить эти действия ему по силам.

Что касается Человека в данной цепочке, то он должен чувствовать, что заслуживает Результата.

Только после того, как все компоненты готовности в сборе, можно говорить о некоторой уверенности, что скрытое внутреннее сопротивление не возникнет неожиданно в середине пути. Если же хотя бы один компонент отсутстствует или недостаточно развит, то вся цепочка может оказаться под угрозой. Например, Результат желателен и полезен, но клиент считает его недостижимым. Или все в порядке с Результатом, но клиент считает, что выполнить нужные действия он не способен. А, возможно, все хорошо и с Результатом и с требуемыми действиями для его достижения, но клиент считает, что не заслуживает Результата. В таких случаях цепочка «Человек-Поведение-Результат» теряет целостность, также, как и любая цепочка, у которой появилось слабое звено.

Итоги. Мы рассмотрели некоторые основные ловушки, которые могут поджидать нас в середине пути к достижению важного результата. Их основное коварство в том, что на старте все они выглядят незначительно и безобидно. На них можно не обратить внимания, когда нас переполняет энтузиазм и желание действовать. Но теперь мы будем готовы ко встрече с подобными «сюрпризами», если они вдруг вздумают поджидать нас в середине пути.

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

             психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию.



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Призвание. Выбор пути. Что на первом месте - результат или процесс?
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Мечты одного, действия – другого, а результата – нет ни у кого [про внутреннее разотождествление]
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Тенденция актуализации и терапевтические действия в клиент-центрированной терапии
  • Должен ли клиент быть интересен психологу
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Когда клиент - не клиент
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Как мотивировать клиента на результат
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Может ли клиент не прийти? (юмористическая заметка)
  • Коуч и клиент: кто больше стремится к результату?
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Если клиент отказывается продолжать терапию
  • «Клиент спрашивает сколько таких запросов у меня было. Я с этим ни разу не работал».
  • Почему психолог может гарантировать результат.
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Клиент всегда найдет то, что ему нужно
  • Что должен знать клиент, обращаясь к психотерапевту.
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Кто клиент, а кто не очень.
  • Когда клиент не хочет говорить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь