Смею предположить, что любой родитель хотя бы раз почувствовал, что "перегнул палку" при воспитании своего ребенка. Родители по-разному оценивают степень своего негативного воздействия на ребенка. Ниже представлена статистика из популярного форума по теме "воспитание без физических наказаний".
Примерно 40% участников обсуждения используют и приветствуют физические наказания, и мотивы у всех разные:
"чтобы показать, кто в доме хозяин",
"легкий шлепок - это не физическое наказание",
"если ребенок меня бьет, я бью в ответ",
"это необходимо, когда есть реальная опасность для жизни",
"если ребенок делает что-то назло, то он заслужил",
"только за вранье",
"чтобы предотвратить неуправляемость детей в будущем"
"только чтобы вывести из истерики".
5% - используют угрозы ремнем или кулаком.
2% родителей были биты в детстве сами и не видят в этом ничего плохого, а 2% - не были биты и своих детей не бьют, и для них это - норма. 7% - неслучайно выбрали антисценарий своих родителей, потому что испытали боль и унижение в детстве, и не желают такого же своим детям.
Примерно 9% участников обсуждения используют физическое наказание, но искренне потом об этом сожалеют, признаются, что были просто на эмоциях.
40% участников обсуждения категорически против физического наказания. Некоторые из них предпочитают воздействовать на ребенка убеждениями, вместо физического наказания, а другие - оставлять ребенка одного в комнате, когда он находится в состоянии истерики.
Ну, и такой вопрос. По каким критериям родители оценивают, что они "перегнули палку", наказывая ребенка?
Кому-то из родителей достаточно повысить голос на дитя и испытывать потом угрызения совести, а кто-то из родителей наподдает ремнем и будет считать это заслуженным уроком для ребенка. Удивительно, но дети тоже по-разному воспринимают родительское воздействие. Есть дети, на которых нежелательно кричать, и тем более шлепать, пусть и "любя", потому что они очень чувствительны и ранимы. А есть такие шалопаи, которые безразличны к шлепкам и крикам.
Я предполагаю, что родители оценивают свое поведение комплексно, взвешивая четыре параметра:
1. эмоциональное состояние родителя после наказания,
2. степень правоты родителя,
3. обратная связь от ребенка,
4. оценки со стороны окружающих.
Если эмоциональное состояние родителя не ахти какое (стыд, вина, жалость, сожаление, разочарование), степень правоты сомнительная, обратная связь от ребенка негативная ("мама, не делай так больше, мне очень больно/страшно/грустно"), присутствует неодобрение со стороны окружающих, то родитель скорее всего оценит свое поведение, как "перегиб палки", и в будущем постарается избегать таких ситуаций и, конечно же, извинится перед ребенком.
И другой полюс, если родитель получил удовольствие от процесса/успокоился (сбросил напряжение, гнев, тревогу), уверен на 100% в своей правоте, ребенок не дал обратной связи/пообещал что теперь будет только слушаться, окружающие всецело поддержали родителя, то никакого "перегибания палки" в такой семье не будет зафиксировано, и извинения перед ребенком не предусмотрены даже близко.
А между полюсами, как обычно континуум, и каждый родитель по-своему решает эту непростую задачу - воспитание ребенка.