Как выявлять потребности клиентов?

Автор статьи: Роман Павловский
Прежде чем выявлять потребности, конечно, необходимо самому определиться с целями ― для чего это вам нужно? Например, если вы продаете автомобили, вы не будете выяснять, какой бытовой техникой пользуется ваш клиент. Хотя вопросы, отвлеченные от товара, который вы продаете, позволяют узнать многое, ― но об этом далее.

Итак, у вас должна быть цель. А какая цель у любого продавца? Это продажа!



Присоединяйтесь!

Ошибки продавцов. Многие продавцы начинают с вопроса, чем могу помочь? Мне хочется ответить на это «помогите материально». Лучше спросить, что его интересует вашего клиента. Это и будет первым шагом к выявлению потребностей.

Обратите внимание на приведенный ниже пример:

Представьте автосалон. Продавец приветствует клиента.

― Добрый день, менеджер Петров, как к вам обращаться?

― Добрый день, меня зовут Семен Семенович – отвечает клиент.

― Замечательно, Семен Семенович, меня зовут Сергей Андреевич, что вас интересует?

Задавая такой вопрос, продавец инициирует у клиента желание подумать, что же его интересует?



Правило присоединения. Продавец представляется первым и именно так, как я указал выше. И в продолжение беседы называет свое имя или имя-отчество в зависимости от того, как назвал себя клиент: если клиент назвал себя по имени и отчеству, то и продавец называет себя по имени отчеству, если только по имени, то и продавец по имени. Во время разговора важно обращаться к клиенту не менее пяти (!) раз по имени или имени-отчеству. Клиенту будет это приятно и позволит быстрее установить контакт, и, что важно, влиять!

Продавцу необходимо сразу присоединиться к клиенту по позам ― отзеркалить или полностью повторить позы и жесты клиента (только это надо делать не явно, чтобы клиент не подумал, что его дразнят), по скорости и манере речи (дефекты речи и заикания повторять не нужно!). Улыбайтесь, установите контакт глазами и колибруйте*, наблюдайте за движением глаз, рук, речью, паузами и повышение и понижением тона голоса, дыханием.

Если все, о чем я писал выше, соблюдается, клиент будет более расположен к беседе. И, напоминаю, нам необходимо выявить потребности клиента! А для этого нужно правильно вести беседу, а не плыть по течению.

Ведите  беседу

Ошибки продавцов. Многие продавцы сразу после знакомства начинают презентовать свой товар и описывать его преимущества. Таких продавцов, я называю «хорошие презентаторы». Они могут иметь успех лишь тогда, когда ткнув пальцем в небо, попадут в потребности клиента, а это, согласитесь, редкое явление в продажах.

Для того, чтобы не тыкать пальцем в небо, надо задавать вопросы клиенту. Всевозможные вопросы: закрытие, открытые и альтернативные*, прямые и косвенные*. Потому что вести беседу ― значит «задавать вопросы», прежде чем сделать предложение и презентацию товара или услуги. Задавая вопросы, профессиональный продавец выявляет истинные скрытые потребности клиента.

Есть специальные вопросы, которые необходимо задать каждому продавцу. Это вопросы, которые позволят узнать, каким образом клиент принимает решение о покупке, и какая у клиента ведущая репрезентативная система: аудиальная, визуальная или кинестетическая*. Об этом подробно написано в специальной литературе, а навыкам определения ведущей репрезентативной системы  я обучаю продавцов на своих тренингах ― так же, как и выявлению потребностей клиента.

Узнавайте особенности клиента

«Для чего, ― спросите вы, ― необходимо определять все это?» Для того, чтобы выяснить,  исходя из какого алгоритма действий (ТОТЕ*) человек принимает решение. Задача продавца ― определить ТОТЕ и лишь потом сделать предложение, исходя из особенностей клиента! А не твердить одну и ту же заученную  презентацию всем подряд, в надежде на продажу.

Также необходимо узнать, кто принимает решение о покупке, и когда клиент готов совершить покупку, т.к. бывают ситуации, когда человека просто попросили узнать о товаре или услуге. Допустим, муж пришел один, без жены, а право решающего голоса ― у нее. Выявив это, вы уже будете делать не презентацию, а продажу встречи для того, кто принимает решение, дав минимум информации (т.к. при передаче «из уст в уста» информация может исказиться).

Конечно, можно сделать идеальное предложение,  поставив речь таким образом, что продавец будет воздействовать на все системы восприятия клиента. Но это больше подходит для публичных выступлений, а не для индивидуальных продаж. И об этом мы поговорим в следующий раз.

Роман Павловский

Словарь терминов:

Колибровка ― это просто очень внимательное наблюдение за внешними проявлениями движений и микродвижений человека и сопоставление их с его мыслями и чувствами. Наверное, любой из нас может определить по внешнему виду собеседника ― смеется человек или рыдает, спит или пляшет, наконец. Это и есть калибровка. Только пока довольно грубая. В НЛП этот навык оттачивается многократными упражнениями хотя бы до степени определения «врет ― не врет». Можно и больше, можно действительно угадывать мысли.

Ведущая репрезентативная система ― это способ получения и обработки информации из окружающего мира.

Визуалы ― люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы ― те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты ― у них восприятие информации происходит, в основном, через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная среди людей.

А если проще, то каждый из нас любит больше всего смотреть (визуалы) или слушать(аудиалы), ощупывать(кинестетики), нюхать(олфакторная РС), пробовать на вкус(густаторная РС), или логически осмысливать(дигитал или дискрет).

По мере взросления у человека становится ведущим один канал. Обычно это или визуальный, аудиальный или кинестетический, преобладание других каналов восприятия встречаются реже.

ТОТЕ. Мы применяем его буквально на каждом шагу. Делая очередной шаг (в прямом или переносном смысле) мы сознательно или бессознательно проверяем ― туда ли идем, не наступили ли на что-то не слишком приятное и, исходя из этого, идем дальше или выбираем другое направление или останавливаемся и вытираем ноги.

Это и есть алгоритм действий, т.е. ТОТЕ:

Т - тест (куда хотели идти)

О -операция (шаг)

Т - тест (туда ли идем )

Е - выход (exit).

Данная модель (TOTE) показывает, что в процессе мышления мы (сознательно или бессознательно) намечаем себе цели и проверяем (разрабатываем тесты), с помощью которых определяем, достигнута ли цель. Если нет ― мы действуем (операция), что-либо изменяя или совершая для приближения к своей цели. Когда же критерии нашей проверки удовлетворены, то мы выходим на следующий этап (Выход).

Вопросы закрытые ― вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т.п.)

Вопросы открытые — это вопросы, на которые трудно ответить кратко, они требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каковы ваши предложения», «каким будет ваше решение по поводу» и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают ему возможность маневрирования и более обширного высказывания.

Вопросы альтернативные ― один из видов закрытых вопросов, когда из нескольких предложенных вариантов ответа можно выбрать только один.

Вопросы прямые направлены на непосредственное, открытое получение информации от собеседника. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Косвенные вопросы используются в случае, если затронуты проблемы, по которым собеседники не склонны высказываться откровенно. Обычно это вопросы связаны с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический или интимный потенциал передаваемой информации.



Просмотров: 195
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Орторексия - что это такое? Ответы на вопросы
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • А поговорить? или Какие вопросы нужно (было) задать друг другу, прежде чем вступать в брак? (введение)
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Сам себе психолог: или вопросы для самокоучинга!
  • Ходить к психологу долго - кому и зачем это надо? или Что даёт клиенту длительная психотерапия?
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Вопросы про ЭТО. Очень полезный подарок к 8 марта
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • "Нарисованная" жизнь, или о том когда люди задаются ненужные вопросы
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • «Слепые пятна» или вопросы, которые мы не замечаем". Осмысление опыта консультирования ЛГБТ
  • Зачем Вам все это, или Почему мы проводим образовательные лекции и курсы для широкой аудитории
  • Клиент не пришёл. Это про стоимость или ценность?
  • Вдохновлять - это любовь или манипуляция? Только для женщин!
  • Лотерейные билеты — это «инвестиции» для дураков (или правильнее, это «налог» на дураков)
  • Ответы на вопросы: Что делать, если мне достался ленивый муж?
  • Отвечать ли на вопросы о бывших: сколько, кто и почему, и быть ли виноватой, если что...?
  • Танцевально-двигательная терапия, о чём это для клиента?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь