|
О сектантском мышлении и не только о нем….Автор статьи: Мерзлякова Елена Леонидовна
Знаю, что «после боя кулаками не машут». Понимаю, что пишу несколько с опозданием и «вдогонку» - материалы дискуссии http://www.psyoffice.ru/forum/topic.php?id=511 , развернувшейся по поводу сайта «Сектам.нет» попали ко мне только сейчас.
И все же у меня есть несколько причин не проигнорировать эту «бурю в стакане», а изложить свою «экспертную точку зрения» J (не зря же на этом сайте меня почтили столь громким званием J). Уважаемая Crane, автор статьи «Особенности российского антикультового движения» http://www.psyoffice.ru/article/features_of_russian_acm/ , простите, но результаты вашего титанического труда по созданию аналитического обзора ресурса http://www.sektam.net/forum я осилила только единожды. Попытка повторного прочтения статьи усилила «синдром расползающихся мозгов» - есть у меня такая особенность реагирования на не очень стройные тексты J. Поэтому излагаю свои самые первые впечатления от статьи без повторной перепроверки и усиленного анализа (никудышний из меня эксперт J). А если на более серьезной ноте – в данной статье я не столько увидела анализ ресурса (надерганные цитаты в отрыве от общего контекста являются всего лишь имитацией аргументации), сколько непонятную мне обиду автора. Прошу прощения от имени всех «экспертов и модераторов», если вас действительно обидели. Прошу прощения за свой дальнейший текст – у меня нет ни малейшего желания вас обидеть, а только потребность «расставить точки над i». Хотя бы потому, что я в статье причислена к пострадавшим от происков администрации. Утверждаю – не страдаю абсолютно. Более того, лично знакома и даже дружна и с Михаилом Вершининым, и с Евгением Волковым. С последним – активно сотрудничаем много лет. Я – психолог (с официальным образованием, с официальной работой, и научной, и практической, с официальной диссертацией по специальности 19.00.07 – это я Crane облегчаю участь по выискиванию моих «регалий» J). Евгений – историк, философ, социолог (это тоже все официально J). Я – обожаю все новенькое и неординарное. Гештальтисткие тусовки, семинары по Хеллингеру, арттерапия, психодрама – куда меня только не заносило. Евгений – строгий (в плане научных подходов и научного обоснования), категоричный (особенно когда аргументация его оппонента недостаточно обоснована), несколько тяжеловесный и в рассуждениях, и в их изложении (я его информационным РАРом прозвала – столько интересной информации в нем хранится J). Вот такие мы разные. И все же и дружим, и сотрудничаем – замечательно. Чтобы не скатиться в написание Оды Евгению Волкову – вернусь к статье Crane. Помимо обиды автора я в ней увидела множество признаков «сектантского мышления». И об этом – поподробнее. Не знаю, есть ли такой термин в «официальной антисектантской науке» (пусть это будет вопрос к тем же Вершинину и Волкову J), но признаки [/b]этого самого «сектантского мышления»[/b] я готова обозначить, опираясь на статью Crane. Под «сектантским мышлением» я имею в виду мышление человека, который находится в «группе риска» и потенциально является адептом такой себе слаженной группы-секты. [/b] Признак первый.[/i] Необходимость безоговорочно верить, доверять авторитетным в группе людям.[/b] «Хороший лидер» - всегда говорит правду. Если же он «врет» (или я с ним не согласен J) – значит, он плохой. По мнению Crane, Михаил Вершинин и Евгений Волков «плохие мальчики», потому что «они врут». При этом мысль, что каждый имеет право на собственное мнение (или отношение, к тем же направлениям в психологии), как то не возникает. Признак второй.[/i] Все должно быть по правилам и в установленным порядке. [/b]Так, по тем правилам, что существуют в голове Crane, только лишь психологи с официальной «корочкой» (неужто вы действительно не знаете цену этим корочкам ?) имеют моральное право говорить о психологии и ее направлениях и, тем более, помогать людям. Меня удивило такое усердие Crane в поиске официальных регалий экспертов. Неужели это действительно так важно? Мне достаточно прочитать текст, оставленный человеком, и я в состоянии судить – беру ли я его мнение в расчет, или не беру. К слову о теме форума, посвященной обсуждению статьи. Мне неизвестны регалии lorel, но я нахожу в ее текстах здравомыслие и прозрачный смысл. Мне интересны эти тексты, мне интересен этот собеседник, я готова его мнение «брать в расчет». Признак третий.[/i] Если я стал «вашим» - любите меня и относитесь ко мне бережно.[/b] Это какое-то детское ожидание всеобщего внимания и заботы в той среде, куда ты «сдался», куда захотел быть вхожим. Признаюсь честно – Евгений (Волков) далеко не всегда на мои письма отвечает. И в первые годы нашего сотрудничества я дико на него обижалась (наверное, этим признаком и я страдаю J). Теперь понимаю – и он, и другие «мальчики» из моего «антисектанстского окружения» выстраивают коммуникацию по каким-то иным правилам, не всегда понятным моей женской логике. И все же это не повод обвинять их в хамстве, жесткости и недоброжелательности (хоть как порой хочется почувствовать себя жертвой, пожалеть себя несчастную, пообижаться на них жесткосердечных J). Признак четвертый.[/i] Вся подаваемая в определенной группе информация должна быть стройна, логична, последовательна, увязана между собой.[/b] Одна, из причин, по которой люди «залипают» на различный группы (секты, культы) – те им предлагают стройную картинку мира, стройные алгоритмы эффективного поведения в этом самом мире и т.д. Человек, у которого «каша в голове», нуждается в такой «внешней структуризации», она дает ему иллюзию устойчивости. Нехватка стройности материалов на «Сектам.нет» привела Crane к выводу, что это «плохая секта» J. Недостаток стройности в изложении материала статьи Crane дает мне основание предположить, что ее мышление тоже несколько хаотично. Именно поэтому она ищет «правильную секту» J. Извините за некий каламбур J. Признак пятый.[/i] Все люди делятся на «своих» и «чужих».[/b] «Свои» - это те, которые с тобой солидарны, поддерживают тебя и твое мнение, находятся с тобой в эмоциональном раппорте, терпеливы к твоим «тараканам»….Все остальные автоматически – чужие. У меня на это счет почти любимая поговорка: «Зачем мне твои тараканы – мне своих хватает» J. И уже только за счет этого я автоматически становлюсь «чужой» в карте реальности Crane. Уважаемая Crane, простите Бога ради, у меня действительно нет сил разбираться, что Вы искали на сайте «сектам.нет», что заставило вас так основательно «поковыряться в нижнем белье» его участников. У меня нет ни сил, ни желания лазить по всем вашим ссылкам – возможно, где-то действительно по отношению к вам были несправедливы. Простите их. Они действительно классные ребята! И сайт нужный. Несовершенный – может быть. С перегибами, перекосами – вполне возможно. Но представьте себе, сколько времени, энергии, инициативы, даже самоотверженности нужны тем же Михаилу Вершинину и Евгению Волкову, чтобы всю эту махину раскрутить, поддерживать, расширять. На общественных началах, заметьте! Я себя даже несколько виноватой ощущаю: меня активно звали «в помощники» - поскольку у меня был «диссертационный марафон», я плавненько «съехала». Почти интимное признание. На одной из конференций, где вся «антисектантская тусовка» была в сборе, я стала свидетелем групповой работы «по выходу из секты». Парень привез свою девушку из другого города, кое-как уговорил поехать (не знаю, как ему это удалось). Все три дня, когда все остальные мотались по экскурсиям и прочим тусовкам, Евгений Волков, Михаил Вершинин, Юрий Педяш (не знаю, есть ли это имя на сайте) до поздней ночи работали с этой девочкой. Тоже «на общественных началах» - тот парень кое-как деньги нашел, чтобы довезти ее и себя до нужного места. Я при их работе побыла только раз около часа – у меня «зашипели мозги» ( в этом плане у меня слабая психика, поэтому «работать по выходу» я не могу). И теперь объявляю привселюдно – я снимаю шляпу перед МЭТРАМИ нашей отечественной «антисектанстской деятельности». Да, мой научный и практический интерес находится в несколько иной плоскости. Я считаю, что секты – это не первопричина, а следствие. Следствие неумения людей думать, принимать собственные решения. Брать на себя ответственность. Но это – тема для другой статьи. Говорят, «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». Не стоит зарекаться и от такой беды, как «попадание в секту» (в любом виде, под любым соусом, ты или твой близкий человек). Спасибо, что есть МЭТРЫ, к которым можно обратиться. Спасибо, что есть сайт, где можно «попастись» и накопать хоть какую-то информашку. Спасибо, что человек не остается сам со своей бедой – ведь раньше и этих возможностей не было. А дальше – будет дальше. Будем работать J. Спасибо за столь длительное внимание к моему тексту J. Елена Мерзлякова. Практикующий психолог (все прочие регалии можно найти в Google J). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|