|
Хроники школьного психолога Техника "Молчащее и говорящее зеркало"Автор статьи: Косинцев Владимир Георгиевич
Молчащее и говорящее зеркало Данная техника нравится детям и проходит, как правило, достаточно оживленно. При работе в группе почти все стремятся получить свое "отражение" и как можно в большем количестве "зеркал". Идея упражнения принадлежит Г. И. Марасанову. Суть данной техники состоит в следующем. Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет "смотреть в зеркало". Инструкция: «Твоя задача только по отражению в "зеркале", точнее в двух "зеркалах", определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два "зеркала", разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе "зеркало" – говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим "зеркалом"». После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает "зеркалам" более подробную инструкцию: «"Зеркала" встают рядом у стены. Основной игрок перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение "зеркалами" происходит по очереди. Сначала работает молчащее "зеркало". Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает "говорящее зеркало" и произносит одну – только одну! – фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова – можно по-другому – отражает молчащее "зеркало" и так далее. Задача игрока – угадать человека за спиной как можно быстрее». Для "зеркал" есть определенные условия. Молчащее "зеркало" фактически не ограничивается в способах "отражения" человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики. Такое предупреждение необходимо делать в тех случаях, когда упражнение применяется на начальных этапах работы – особенно в подростковой или юношеской группе. Участники зачастую не щадят друг друга и утрированно указывают на физические недостатки других, что может привести к болезненным реакциям и конфликтам. Здесь следует оговориться, что ведущий может осознанно пойти на это с целью спровоцировать обсуждение участниками рефлексивного физического Я. При таком варианте смысл упражнения изменится. На говорящее "зеркало" накладывается ряд ограничений. Во-первых, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая его, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе. Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока, а тот получает право поменять и "зеркала". Понявшие смысл игры участники конкурируют за право стать основным игроком и проверить свою способность понимать сообщения "зеркал". Трех-четырех циклов игры бывает достаточно, чтобы не потерять темп занятия. Обязательно следует провести шеринг прошедшей игры. Можно обсудить такие вопросы: Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных "отражений", чтобы определить, кто находится за его спиной? В чем секрет такой прозорливости? Кто из участников группы оказался самым талантливым "зеркалом"? Что ему в этом помогло? Кто из участников удивлен/озадачен тем, как был отражен "зеркалами"? Что вы почувствовали, когда увидели свое "отражение"? Количество возникающих в результате этого упражнения обратных связей можно использовать для составления психологического портрета как отдельных учащихся, так и класса в целом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|