|
Неформальные плюсы формальных аспектов терапииАвтор статьи: Тарасенко Владимир Анатольевич
Думаю, наивно полагать, что работа психолога с клиентом (консультирование, терапия) для участников процесса - вещь во всех отношениях приятная, создающая исключительно положительный спектр переживаний – радость, удовольствие, восхищение, умиротворение, спокойствие и т.д. Как правило, клиент идет к специалисту с проблемой, сопровождаемой болью, растерянностью, гневом, раздражительностью, подавленностью, опустошением, грустью и прочим набором аффектов, с которыми ему не удается самостоятельно совладать. Данное наблюдение справедливо, пожалуй, для большинства случаев. Исключение могут составлять те, довольно не редкие эпизоды, когда доминирующим мотивом обращения клиента на терапию является осознаваемая, а, бывает, что и не осознаваемая, манипуляция терапевтом. И в этом случае клиенту важнее «поиметь» терапевта, чем получить от него реальную помощь. Имеется в виду желание низвергнуть терапевта с высоты его профессионального положения, показать и доказать, что проблемы клиента тому просто «не по зубам» либо взвалить на беднягу (ведь он такой маститый, дипломированный) весь груз исправления покосившейся жизни несчастной жертвы обстоятельств. И тут, конечно, специалисту не обойтись без диагностического чутья, интуиции, приходящих со временем, а точнее с опытом, в том числе и опытом профессиональных ошибок и неудач. Встреча с клиентом начинается со знакомства, что, по сути, дает старт первичному интервью. У терапевта есть необходимость и возможность услышать, с чем пришел к нему клиент, узнать его ситуацию, жизненную историю, особенности функционирования и многое другое, что может быть полезным для последующей работы. Сколько времени уходит на первичное интервью? Не простой вопрос. Ответ на него каждый практикующий психолог дает индивидуально. Для кого-то достаточно и получаса, а для кого-то – и двух-трех встреч будет мало. Другое дело – острая кризисная терапия. В ней фаза знакомства сжата до минимума. Немедленная работа с актуальным состоянием клиента – вот на чем сосредоточен специалист. Следующая на очереди задача перед терапевтом – собственно выяснить, что хочет получить клиент в результате взаимодействия с ним. Определить и обозначить критерии (маркеры), по которым клиент сможет понять и почувствовать, что терапия проведена успешно. Т.е. между двумя сторонами заключается условный, а лучше, зафиксированный на бумаге (возможно, в рабочей тетради терапевта) контракт, где будут названы такие важные вещи – как цель терапии, в чем она может проявляться на практике (в способности клиента обращаться со своим внутренним миром, восстановить его способность самому находить лучшее для себя решение, по большому счету стать Причиной по отношению к событиям его собственной жизни…). Там же могут быть очерчены права и обязанности сторон, периодичность и время встреч, продолжительность сессии, возможность внепланового контакта и его формат (скайп, телефонный звонок, очная встреча), оплата. На мой взгляд, обязательное наличие этого этапа (заключения терапевтического контакта) дает терапевту моральное право задавать клиенту разные по своей остроте вопросы, в том числе и неприятные для последнего. Душевные вывихи и переломы, запущенные психологические воспаления и застои одними «поглаживаниями» не исцеляются. Если же контракт так и не был заключен, то интервенции терапевта будут скорее ничем иным как психологическим насилием. Контракт, разумеется, не священная корова. Он может пересматриваться и перезаключаться по мере продвижения в терапии. Доверие между клиентом и психологом может укрепляться, а вероятность благополучного исхода самой терапии резко возрастать в силу разумной открытости специалиста – его сообщения клиенту о том, что будет происходить в ходе их совместной работы. Для клиента будет полезным знать, что, приходя на сессию, он может рассказывать обо всем, что для него важно и актуально. Он, вероятно, будет испытывать разные состояния вплоть до нежелания идти на встречу с терапевтом и даже злиться на него. И все же, для его же пользы необходимо через это сопротивление пройти и придти на сессию, рассказать о своих переживаниях и сомнениях. Для терапевта такое знание крайне полезно. Стоит еще отметить, что у терапевта, как мне представляется, есть право взяться не за весь ворох проблем, выложенных клиентом. Исходя из своей специализации и «открыв карты» перед клиентом, он может сделать выбор в пользу тех аспектов или направлений терапии, которые, на его взгляд, имеют наибольшие шансы быть разрешенными. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|