Психоаналитический подход в формате работы конкурса красоты

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В ФОРМАТЕ РАБОТЫ КОНКУРСА КРАСОТЫ


В конкурсе Миссис Юг 2013 принимали участие женщины, основным
критерием отбора которых были наличие детей. Цель конкурса – привлечение
внимания общества к значимой роли материнства в жизни современной
женщины. Задачи – выбрать женщину, способную стать символом женской
привлекательности в Южном Федеральном округе, и способствовать
раскрытию ее творческого потенциала. Основной задачей психолога в
рамках конкурса было разрешать негативные психологические процессы
(групповые или индивидуальные), которые могли помешать подготовке
участниц к конкурсу и самому выступлению. В работе использовалось
индивидуальное консультирование по запросу участниц и групповые встречи,
где с целью отреагирования агрессии и снижения тревожности и напряжения
использовался дебрифинг. Незаинтересованность в исследовании реакций
переноса, немотивированность, размытые рамки сеттинга создавали особые
условия в работе. Выбор техник был ограничен только присоединением и
отзеркаливанием, стиль ведения группы был директивным. Групповая работа
давала возможность отреагирования и обретения участницами идентичности
в рамках конкурса. Индивидуальная – способствовала снятию личной
тревожности. Основная работа была направлена на разрешение негативных
эмоций, связанных с возникновением сиблингового переноса.


Ключевые слова: конкурс, психоанализ, дебрифинг, выступления,
тревожность, агрессия.


В конкурсе Миссис Юг 2013 принимали участие 18 женщин от 19 до 50
лет, имеющие детей. Критериями их отбора были: возраст, наличие детей,
творческих способностей, обаяния, культуры общения и внешних данных
(стройное пропорциональное телосложение). Основная цель конкурса –
привлечение внимания общества к значимой роли материнства в жизни
современной женщины. Задачи – выбрать женщину, способную стать
символом женской привлекательности в Южном Федеральном округе,
способствовать раскрытию ее творческого потенциала. Участие женщин
в конкурсе было платное. Период подготовки к самому выступлению 90
конкурса длился 18 дней, в течение которого женщины находились
в относительно ограниченном пространстве (проживали в условиях
санатория по одному-два человека в номере) вместе. Подготовка
заключалась в достаточно интенсивном темпе занятий по хореографии,
актерскому мастерству, мастер-классов, репетиций.
Участие психолога в различных телевизионных проектах, шоу, конкурсах,
стало привычным делом, однако исследований, статей об особенностях
работы в подобном формате по-прежнему мало.
В психоаналитической практике специалист осуществляет реализацию
запроса клиента, а оплата отражает его готовность и заинтересованность
в работе. Заключение контракта и сеттинг дают ощущение безопасности
клиенту с одной стороны и возможность развиться переносу и исследовать
его нарушения с другой. Цель психоанализа, как известно, заключается в том,
чтобы «бессознательное сделать сознательным» [2]. Особенность конкурса
состояла в том, что участницы и руководство были не заинтересованы в
самоанализе, исследовании и осознании явлений переноса. Работа психолога
на данном проекте не оплачивалась. Запрос руководителей заключался в том,
чтобы я, как психолог решала внутренние (групповые или индивидуальные)
процессы, которые являлись негативными для хода проекта. Для достижения
поставленных задач я работала, используя знания о переносе, основываясь
на своих контпереносных чувствах и предполагая имеющееся сопротивление.
Групповая работа.
По задумке организаторов девушки 18 дней круглосуточно находились на
проекте, а резкая смена привычной обстановки, окружения, деятельности,
само по себе является стрессовой ситуацией. Вдобавок к этому – непривычная
физическая (репетиции с хореографом проходили практически ежедневно
по шесть-семь часов) и эмоциональная нагрузка от постоянных тренировок и
выступлений. Потому, в целях снижения уровня напряжения, тревожности и
агрессии в групповой работе я использовала технику кризисной интервенции
– дебрифинг. В связи с преимуществом репетиций групповая работа была
ограничена и длилась шесть сессий продолжительностью два часа.
Задача дебрифинга – уменьшение психологического страдания
путем обсуждения эмоциональных проблем и отторжения актуальных
переживаний через высказывание, что основано на открытии З.Фрейда,
о том, что само течение этих рассказов, их внутренняя динамика и
содержание всегда не случайны и не умышленны, а закономерно
детерминированы содержанием бессознательной сферы говорящего. 91
Именно поэтому темы для обсуждения предлагает не терапевт, а члены
группы [1]. Дебрифинг позволяет решать задачи:
• проработка впечатлений, реакций, чувств, их осознание и нормализация;
• уменьшение индивидуального и группового напряжения;
• мобилизация групповых ресурсов, поддержки, сплоченности.
Первая встреча включала в себя знакомство с участницами и определение
групповых норм. Конфиденциальность, открытость, активность, запрет на
выход без предупреждения причины в течение работы – все это согласовалось
с идеями группового анализа и отражало потребности членов группы. После
знакомства конкурсантки делились своими ожиданиями, которые были
полны восторженного предвкушения новых переживаний, прекрасных
знакомств, наилучших впечатлений; желания самосовершенствоваться
и меняться, благодарности и восхищения организаторами. «Я жду от
проекта новых ощущений». «Я пришла сюда за изменениями». «Хочу, чтобы
родные увидели меня на сцене, красивой и … ахнули!, стали относится по-
другому». «Ах, как здесь хорошо, такие организаторы! Так интересно! Я уже
чувствую изменения!», – вот слова, которыми они выражали свои ожидания.
Идеализация ожиданий – это свойство, характерно для нарциссического
типа личностей, преимущественно представленных на проекте среди
участниц. Так, одной конкурсантке участие в проекте подарила подруга – и
ей было важно оправдать ожидания первым местом. Четыре другие девушки
уже неоднократно участвовали в подобного рода конкурсах в школьные и
студенческие годы, и хотя две из них завоевывала призовые места, но решили
участвовать и еще раз стать лучшими. Кстати сказать, они этого добились.
Победа в данном проекте другой конкурсантки, с ее слов, делало ее лучшей в
глазах потенциальных клиентов, что соответственно позволяло значительно
повышать сумму ее гонорара (она занимается творческой работой). Были
девушки, которые хотели с помощью участия в проекте успешно выйти
замуж. В тоже время идеализация «проекта» и руководителей, характерна
также для проявления групповой динамики – явление «заражаемости
аффектом». Когда становится заразительно каждое действие, чувство, так,
что индивид начинает жертвовать личным в угоду общего [2]. Так у участниц
слова руководителя проекта о том, что после участия в конкурсе в их
жизни обязательно произойдут небывалые перемены, вызвали «заражение
идеализацией», безапелляционную, непререкаемую веру словам «лидера».
Вторая встреча состоялась в третий день проекта. За три дня участницы
погрузились в атмосферу репетиции полностью. Для выступления их 92
разделили на две группы по росту, что способствовало возникновению
неосознанной тревоги и агрессии, которая не имела открытого выражения
в проекте к преподавателям и руководителям, но выражалась в виде
растущего недовольства друг другом во время репетиции, слезах,
внезапных обидах. Вторая наша встреча началась с ее непосредственного
выражения – женщины много и возмущённо говорили о несправедливости
и необоснованности этого распределения организаторами, о преимуществе
высоких, выражали недовольство постановкой общих номеров,
безобразном их исполнении предыдущими конкурсантками, отказывались
участвовать в этом «безобразии», не желая «позориться на сцене». Одна
из участниц уверенно лидировала в своих претензиях и обвинениях,
выражая, с ее слов, точку зрения всех конкурсанток. Она кривлялась и
передразнивала преподавателей и руководителей. Остальные соглашались
и довольные смеялись, наблюдая за ее пантомимой.
Очевидно, что в тот момент, когда их делили по росту, у конкурсанток
неосознанно активизировались инфантильные переживания, связанные
с детской ревностью, в отношении старших детей и родителей, когда
младшему казалось, что старший сиблинг умнее, красивее, а значит,
родители больше любят его, что соответственно вызывало тревогу, как страх
потери родительской любви и усиление агрессии. В сложившихся условиях
разделения появление сиблингового переноса естественно, но могло быть
разрушительно для осуществления задач конкурса, для командной работы,
если бы участницы реально пошли к руководству «отстаивать свои права».
Отсутствие изначальной мотивации участниц в психологической работе
являлось одним из немаловажных факторов в неготовности осознавать
причины собственных негативных эмоций, работать с переносом. Потому
моя задача в этих условиях была стабилизировать агрессию, в условиях
повышенной тревожности дать возможность участницам выразить тревоги
и обиды по отношению к «родительским фигурам». Тем самым дать
канализировать агрессию в группе путем отреагирования, проговаривания
эмоций всеми участницами, используя присоединение и отзеркаливание, –
«Да, тяжело репетировать, когда с тобой не советуются в ходе работы, когда не
чувствуете себя нужными и главными». Я предложила подумать, как они могут
что-то изменить в сложившейся ситуации, чтобы это устроило их. Участницы
решили, что будет правильно, если они поставят перед организаторами
ультиматум о смене общего танца и уравнивании групп. Группа закончилась.
Ни в этот, ни на следующий день никто не вспомнил об этом решении, к 93
организаторам никто не подходил. Отсюда видно, что в условиях появившейся
тревоги и неосознанных инфантильных переживаний участницам надо
было, выразить тревогу и обиду по отношениям к «родителям», важно было
почувствовать и убедится, что их услышали и признали их требования.
По мере приближения к выступлениям обстановка в коллективе
накалялась. Преподаватели по хореографии, сценической речи, режиссер
делали замечания девушкам, выражали постоянное недовольство, росла
тревожность, происходили ссоры между конкурсантками, внезапные
всплески слез и отказы в участии в репетициях. Девушки не чувствовали
себя лучшими, что было болезненно для самолюбия и тоже усиливало
сиблинговое соперничество.
На третьей встрече, за день до первого выступления, я использовала
упражнения – игры, направленные на канализацию агрессии и укрепление
командного взаимодействия, разделяя участниц на команды и предлагая
на время лопать шарики и делать «мумию» из туалетной бумаги. В
завершении было упражнение, в котором надо было поделиться
достоинствами и сильными качествами, которыми на их взгляд обладают
другие конкурсантки. Участницы много говорили о позитивных моментах
отношений друг с другом, о доверии, своих открытиях друг друга, о том,
какие личностные качества наиболее впечатлили их за время общения,
что указывало на интеграционные тенденции в группе. Так происходило,
потому что в этот момент были включены процессы идентичности,
которые призваны объединять людей в группы, «соединять в массы» [2].
Когда обнаруживается себеподобность – снимается агрессия, потому что
соперничество переводится в идентификацию друг с другом. «Мы с тобой
одной крови – ты и я» («Маугли»).
На сессии после первого выступления конкурсантки делились волнениями
и восторгом от нахождения на сцене. Следующие две встречи проходили
перед финальным выступлением, я также использовала отреагирование
и релаксирующие техники. Заключительная сессия была посвящена
подведению итогов и завершению группы, позитивные воспоминания от
совместного пребывания на проекте, техника написания пожеланий друг
другу и письма себе через три месяца, по отзывам участниц способствовали
состоянию спокойствия и ощущению групповой сплоченности перед
предстоящим финалом.
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа велась преимущественно по запросу. По 94
три встречи было у трех участниц, еще у пяти – единичные встречи. Две
конкурсантки на последней групповой сессии признались, что хотели бы
обратиться за помощью, но боялись. Для них само понимание того, что это
возможно, помогало справляться с переживаниями. Остальные девушки,
даже при возникновении сложных ситуаций в отношениях между собой или
близкими избегали обращения к психологу. Поскольку профессиональная
этика не позволяет раскрыть конфиденциальную информацию, полученную
на индивидуальных встречах, то я опишу общие моменты индивидуального
консультирования.
Типичной проблемой участниц были проблемы в семье, непонимание
близкими мотивов «ухода из семьи» на конкурс, и тревожность, связанная
с выступлением на большую аудиторию. В ходе проекта, у меня, как у
психолога не стояла задача длительной терапии и проработки проблем
личности участниц, потому в индивидуальном консультировании я
использовала формат поддерживающей терапии, который был направлен
на снижение уровня личной тревоги.
Из опыта работы можно сделать выводы:
1. Быстрое погружение в непривычную деятельность, сжатые сроки
проекта и замкнутые рамки конкурса способствовали быстрому проявлению
неосознанной агрессии в рамках «сиблингового» переноса.
2. Групповая работа позволила отреагировать агрессию и обиду в условиях
возникшего «сиблингового» переноса и получить необходимую поддержку, что
снизило уровень тревожности и не нарушило дальнейший процесс репетиций.
3. Групповая работа способствовала укреплению связей между
участницами, прояснению взаимоотношений, формированию сплоченности.
4. Совмещение индивидуальной и групповой терапии в формате конкурса
кажется наиболее удачным, но незаинтересованность в психологической
работе создает особые условия, такие как более директивный способ
ведения: посещение группы было обязательным, индивидуальная работа
– по желанию. В выборе взаимодействия, возможно было использовать
преимущественно отреагирование и отзеркаливание. Понимание и
осознание собственных чувств и эмоций участницами – ограничено.

Литература
1. Решетников М.М. Психическая травма. СПб., 2006.
2. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М., 2011



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что было бы для вас результатом терапии?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Задачи конкурса красоты или кому все это нужно
  • Богат «по собственному желанию». А что, так можно было?
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Безопасность в отношениях или Что делать, чтобы не было больно
  • Психолог общается с Духами? А что, так можно было??!...
  • Она вышла «замуж» за женщину, потому что боялась агрессии мужчин
  • Что делать, когда секс невозможен? Что делать, если у девушки вагинизм? Как устранить проблемы?
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Будущее следствие прошлого. Показывает то, что было, а не то, что будет
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Просто представь, что его не было в твоей жизни
  • Саморазвитие, работа над ошибками: что делать, когда деструктив найден... а дальше-то что?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь