В конкурсе Миссис Юг 2013 принимали участие женщины, основным критерием отбора которых были наличие детей. Цель конкурса – привлечение внимания общества к значимой роли материнства в жизни современной женщины. Задачи – выбрать женщину, способную стать символом женской привлекательности в Южном Федеральном округе, и способствовать раскрытию ее творческого потенциала. Основной задачей психолога в рамках конкурса было разрешать негативные психологические процессы (групповые или индивидуальные), которые могли помешать подготовке участниц к конкурсу и самому выступлению. В работе использовалось индивидуальное консультирование по запросу участниц и групповые встречи, где с целью отреагирования агрессии и снижения тревожности и напряжения использовался дебрифинг. Незаинтересованность в исследовании реакций переноса, немотивированность, размытые рамки сеттинга создавали особые условия в работе. Выбор техник был ограничен только присоединением и отзеркаливанием, стиль ведения группы был директивным. Групповая работа давала возможность отреагирования и обретения участницами идентичности в рамках конкурса. Индивидуальная – способствовала снятию личной тревожности. Основная работа была направлена на разрешение негативных эмоций, связанных с возникновением сиблингового переноса.
В конкурсе Миссис Юг 2013 принимали участие 18 женщин от 19 до 50 лет, имеющие детей. Критериями их отбора были: возраст, наличие детей, творческих способностей, обаяния, культуры общения и внешних данных (стройное пропорциональное телосложение). Основная цель конкурса – привлечение внимания общества к значимой роли материнства в жизни современной женщины. Задачи – выбрать женщину, способную стать символом женской привлекательности в Южном Федеральном округе, способствовать раскрытию ее творческого потенциала. Участие женщин в конкурсе было платное. Период подготовки к самому выступлению 90 конкурса длился 18 дней, в течение которого женщины находились в относительно ограниченном пространстве (проживали в условиях санатория по одному-два человека в номере) вместе. Подготовка заключалась в достаточно интенсивном темпе занятий по хореографии, актерскому мастерству, мастер-классов, репетиций. Участие психолога в различных телевизионных проектах, шоу, конкурсах, стало привычным делом, однако исследований, статей об особенностях работы в подобном формате по-прежнему мало. В психоаналитической практике специалист осуществляет реализацию запроса клиента, а оплата отражает его готовность и заинтересованность в работе. Заключение контракта и сеттинг дают ощущение безопасности клиенту с одной стороны и возможность развиться переносу и исследовать его нарушения с другой. Цель психоанализа, как известно, заключается в том, чтобы «бессознательное сделать сознательным» [2]. Особенность конкурса состояла в том, что участницы и руководство были не заинтересованы в самоанализе, исследовании и осознании явлений переноса. Работа психолога на данном проекте не оплачивалась. Запрос руководителей заключался в том, чтобы я, как психолог решала внутренние (групповые или индивидуальные) процессы, которые являлись негативными для хода проекта. Для достижения поставленных задач я работала, используя знания о переносе, основываясь на своих контпереносных чувствах и предполагая имеющееся сопротивление. Групповая работа. По задумке организаторов девушки 18 дней круглосуточно находились на проекте, а резкая смена привычной обстановки, окружения, деятельности, само по себе является стрессовой ситуацией. Вдобавок к этому – непривычная физическая (репетиции с хореографом проходили практически ежедневно по шесть-семь часов) и эмоциональная нагрузка от постоянных тренировок и выступлений. Потому, в целях снижения уровня напряжения, тревожности и агрессии в групповой работе я использовала технику кризисной интервенции – дебрифинг. В связи с преимуществом репетиций групповая работа была ограничена и длилась шесть сессий продолжительностью два часа. Задача дебрифинга – уменьшение психологического страдания путем обсуждения эмоциональных проблем и отторжения актуальных переживаний через высказывание, что основано на открытии З.Фрейда, о том, что само течение этих рассказов, их внутренняя динамика и содержание всегда не случайны и не умышленны, а закономерно детерминированы содержанием бессознательной сферы говорящего. 91 Именно поэтому темы для обсуждения предлагает не терапевт, а члены группы [1]. Дебрифинг позволяет решать задачи: • проработка впечатлений, реакций, чувств, их осознание и нормализация; • уменьшение индивидуального и группового напряжения; • мобилизация групповых ресурсов, поддержки, сплоченности. Первая встреча включала в себя знакомство с участницами и определение групповых норм. Конфиденциальность, открытость, активность, запрет на выход без предупреждения причины в течение работы – все это согласовалось с идеями группового анализа и отражало потребности членов группы. После знакомства конкурсантки делились своими ожиданиями, которые были полны восторженного предвкушения новых переживаний, прекрасных знакомств, наилучших впечатлений; желания самосовершенствоваться и меняться, благодарности и восхищения организаторами. «Я жду от проекта новых ощущений». «Я пришла сюда за изменениями». «Хочу, чтобы родные увидели меня на сцене, красивой и … ахнули!, стали относится по- другому». «Ах, как здесь хорошо, такие организаторы! Так интересно! Я уже чувствую изменения!», – вот слова, которыми они выражали свои ожидания. Идеализация ожиданий – это свойство, характерно для нарциссического типа личностей, преимущественно представленных на проекте среди участниц. Так, одной конкурсантке участие в проекте подарила подруга – и ей было важно оправдать ожидания первым местом. Четыре другие девушки уже неоднократно участвовали в подобного рода конкурсах в школьные и студенческие годы, и хотя две из них завоевывала призовые места, но решили участвовать и еще раз стать лучшими. Кстати сказать, они этого добились. Победа в данном проекте другой конкурсантки, с ее слов, делало ее лучшей в глазах потенциальных клиентов, что соответственно позволяло значительно повышать сумму ее гонорара (она занимается творческой работой). Были девушки, которые хотели с помощью участия в проекте успешно выйти замуж. В тоже время идеализация «проекта» и руководителей, характерна также для проявления групповой динамики – явление «заражаемости аффектом». Когда становится заразительно каждое действие, чувство, так, что индивид начинает жертвовать личным в угоду общего [2]. Так у участниц слова руководителя проекта о том, что после участия в конкурсе в их жизни обязательно произойдут небывалые перемены, вызвали «заражение идеализацией», безапелляционную, непререкаемую веру словам «лидера». Вторая встреча состоялась в третий день проекта. За три дня участницы погрузились в атмосферу репетиции полностью. Для выступления их 92 разделили на две группы по росту, что способствовало возникновению неосознанной тревоги и агрессии, которая не имела открытого выражения в проекте к преподавателям и руководителям, но выражалась в виде растущего недовольства друг другом во время репетиции, слезах, внезапных обидах. Вторая наша встреча началась с ее непосредственного выражения – женщины много и возмущённо говорили о несправедливости и необоснованности этого распределения организаторами, о преимуществе высоких, выражали недовольство постановкой общих номеров, безобразном их исполнении предыдущими конкурсантками, отказывались участвовать в этом «безобразии», не желая «позориться на сцене». Одна из участниц уверенно лидировала в своих претензиях и обвинениях, выражая, с ее слов, точку зрения всех конкурсанток. Она кривлялась и передразнивала преподавателей и руководителей. Остальные соглашались и довольные смеялись, наблюдая за ее пантомимой. Очевидно, что в тот момент, когда их делили по росту, у конкурсанток неосознанно активизировались инфантильные переживания, связанные с детской ревностью, в отношении старших детей и родителей, когда младшему казалось, что старший сиблинг умнее, красивее, а значит, родители больше любят его, что соответственно вызывало тревогу, как страх потери родительской любви и усиление агрессии. В сложившихся условиях разделения появление сиблингового переноса естественно, но могло быть разрушительно для осуществления задач конкурса, для командной работы, если бы участницы реально пошли к руководству «отстаивать свои права». Отсутствие изначальной мотивации участниц в психологической работе являлось одним из немаловажных факторов в неготовности осознавать причины собственных негативных эмоций, работать с переносом. Потому моя задача в этих условиях была стабилизировать агрессию, в условиях повышенной тревожности дать возможность участницам выразить тревоги и обиды по отношению к «родительским фигурам». Тем самым дать канализировать агрессию в группе путем отреагирования, проговаривания эмоций всеми участницами, используя присоединение и отзеркаливание, – «Да, тяжело репетировать, когда с тобой не советуются в ходе работы, когда не чувствуете себя нужными и главными». Я предложила подумать, как они могут что-то изменить в сложившейся ситуации, чтобы это устроило их. Участницы решили, что будет правильно, если они поставят перед организаторами ультиматум о смене общего танца и уравнивании групп. Группа закончилась. Ни в этот, ни на следующий день никто не вспомнил об этом решении, к 93 организаторам никто не подходил. Отсюда видно, что в условиях появившейся тревоги и неосознанных инфантильных переживаний участницам надо было, выразить тревогу и обиду по отношениям к «родителям», важно было почувствовать и убедится, что их услышали и признали их требования. По мере приближения к выступлениям обстановка в коллективе накалялась. Преподаватели по хореографии, сценической речи, режиссер делали замечания девушкам, выражали постоянное недовольство, росла тревожность, происходили ссоры между конкурсантками, внезапные всплески слез и отказы в участии в репетициях. Девушки не чувствовали себя лучшими, что было болезненно для самолюбия и тоже усиливало сиблинговое соперничество. На третьей встрече, за день до первого выступления, я использовала упражнения – игры, направленные на канализацию агрессии и укрепление командного взаимодействия, разделяя участниц на команды и предлагая на время лопать шарики и делать «мумию» из туалетной бумаги. В завершении было упражнение, в котором надо было поделиться достоинствами и сильными качествами, которыми на их взгляд обладают другие конкурсантки. Участницы много говорили о позитивных моментах отношений друг с другом, о доверии, своих открытиях друг друга, о том, какие личностные качества наиболее впечатлили их за время общения, что указывало на интеграционные тенденции в группе. Так происходило, потому что в этот момент были включены процессы идентичности, которые призваны объединять людей в группы, «соединять в массы» [2]. Когда обнаруживается себеподобность – снимается агрессия, потому что соперничество переводится в идентификацию друг с другом. «Мы с тобой одной крови – ты и я» («Маугли»). На сессии после первого выступления конкурсантки делились волнениями и восторгом от нахождения на сцене. Следующие две встречи проходили перед финальным выступлением, я также использовала отреагирование и релаксирующие техники. Заключительная сессия была посвящена подведению итогов и завершению группы, позитивные воспоминания от совместного пребывания на проекте, техника написания пожеланий друг другу и письма себе через три месяца, по отзывам участниц способствовали состоянию спокойствия и ощущению групповой сплоченности перед предстоящим финалом. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа велась преимущественно по запросу. По 94 три встречи было у трех участниц, еще у пяти – единичные встречи. Две конкурсантки на последней групповой сессии признались, что хотели бы обратиться за помощью, но боялись. Для них само понимание того, что это возможно, помогало справляться с переживаниями. Остальные девушки, даже при возникновении сложных ситуаций в отношениях между собой или близкими избегали обращения к психологу. Поскольку профессиональная этика не позволяет раскрыть конфиденциальную информацию, полученную на индивидуальных встречах, то я опишу общие моменты индивидуального консультирования. Типичной проблемой участниц были проблемы в семье, непонимание близкими мотивов «ухода из семьи» на конкурс, и тревожность, связанная с выступлением на большую аудиторию. В ходе проекта, у меня, как у психолога не стояла задача длительной терапии и проработки проблем личности участниц, потому в индивидуальном консультировании я использовала формат поддерживающей терапии, который был направлен на снижение уровня личной тревоги. Из опыта работы можно сделать выводы: 1. Быстрое погружение в непривычную деятельность, сжатые сроки проекта и замкнутые рамки конкурса способствовали быстрому проявлению неосознанной агрессии в рамках «сиблингового» переноса. 2. Групповая работа позволила отреагировать агрессию и обиду в условиях возникшего «сиблингового» переноса и получить необходимую поддержку, что снизило уровень тревожности и не нарушило дальнейший процесс репетиций. 3. Групповая работа способствовала укреплению связей между участницами, прояснению взаимоотношений, формированию сплоченности. 4. Совмещение индивидуальной и групповой терапии в формате конкурса кажется наиболее удачным, но незаинтересованность в психологической работе создает особые условия, такие как более директивный способ ведения: посещение группы было обязательным, индивидуальная работа – по желанию. В выборе взаимодействия, возможно было использовать преимущественно отреагирование и отзеркаливание. Понимание и осознание собственных чувств и эмоций участницами – ограничено.
Литература 1. Решетников М.М. Психическая травма. СПб., 2006. 2. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М., 2011
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.